Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Протоіерей Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)

Титовъ Ѳеодоръ Ивановичъ, протоіерей, церковный историкъ, профессоръ Кіевской Духовной Академіи и богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Родился 8 февраля 1864 г. въ с. Черкасское-Поречное Суджанскаго уѣзда Курской губерніи въ семьѣ священника; въ 1886 г. окончилъ курсъ Курской Духовной Семинаріи, а въ 1890 г. — Кіевской Духовной Академіи (оставленъ при академіи профессорскимъ стипендіатомъ). 16 августа 1891 года назначенъ исполняющимъ обязанности доцента каѳедры общей гражданской исторіи. Съ 23 апрѣля 1894 г. — магистръ богословія, а 2 іюля — доцентъ КДА; въ январѣ 1897 г переведенъ на каѳедру исторіи Русской Церкви. Съ 17 марта 1905 г. — штатный экстраординарный профессоръ КДА; съ 19 октября 1916 г. — заслуженный ординарный профессоръ КДА. 1 іюля 1896 г. рукоположенъ во священника къ Андреевской церкви г. Кіева; съ 1905 г. — протоіерей, настоятель Андреевской церкви. Въ 1919 г. эмигрировалъ изъ Россіи. Осенью 1920 г сталъ ординарнымъ профессоромъ каѳедры церковной исторіи и археологіи богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Опубликовалъ рядъ статей по исторіи и богословію въ русскихъ эмигрантскихъ изданіяхъ, а также въ сербской періодикѣ и энциклопедіяхъ. Скончался 20 декабря 1935 г. Похороненъ на русскомъ кладбищѣ г. Бѣлграда.

Слова и рѣчи

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)
Слово, въ день памяти св. священномученика Макарія, митрополита Кіевскаго и всея Россіи чудотворца, 1 мая 1894 года
(Завѣты святаго священномученика Макарія русскому православному народу).
[1].

Святый священномучениче Макаріе, моли Бога о насъ!

День памяти святаго священномученика Макарія, митрополита Кіевскаго и всея Россіи чудотворца, есть истинный и знаменательный праздникъ нашего Кіева, нашей Западной Руси и всего нашего православно-русскаго народа. Изъ своего цѣльбоноснаго гроба, предъ нашими глазами въ семъ святомъ храмѣ находящагося, святый священномученикъ Макарій незримо вѣщаетъ глаголы жизни и спасенія, даетъ свои спасительные завѣты своему каѳедральному городу — Кіеву, Западной Руси и всему православному русскому народу. Приникнемъ духовнымъ своимъ слухомъ къ гробу священномученика и съ благоговѣніемъ выслушаемъ завѣты его. Святый священномучениче Макаріе, моли Бога о насъ!

Нашъ Кіевъ долженъ свято чтить память священномученика Макарія, какъ своего первосвятителя, явившаго намъ образъ истиннаго евангельскаго пастыря. Священномученикъ Макарій былъ преисполненъ духа евангельскаго Христова. Онъ всегда носилъ въ себѣ этотъ высокій духъ и готовъ былъ явить его предъ всѣми, когда бы настала необходимость въ томъ. Въ его сердцѣ былъ живо напечатлѣнъ образъ истиннаго пастыря Христова стада, какой далъ намъ Самъ Спаситель. Пастырь добрый полагаетъ жизнь свою за овецъ (Іоан. 10, 11), такъ опредѣлилъ истиннаго пастыря Своей Церкви Самъ Господь Іисусъ Христосъ. Готовность пожертвовать жизнію своею за благо ввѣренныхъ ему овецъ есть несомнѣнный признакъ истиннаго добраго пастыря. Не всегда отъ пастыря требуется эта готовность, но только тогда, когда требуетъ ея благо и спасеніе стада. Время жизни священномученика Макарія было именно такимъ, которое требовало подобной жертвы. То было время борьбы западно-русскаго православнаго народа, находившагося подъ властію иновѣрнаго народа, за свое существованіе, за все то, что было у него самаго дорогого. Требовалось показать народу русскому, какъ онъ долженъ былъ отстаивать свое существованіе даже до крови. Это и показалъ ему первосвятитель Кіевскій на примѣрѣ своей мученической кончины. Въ 1496 году онъ сдѣлался митрополитомъ Кіевскимъ и всей Западной Руси. Весною слѣдующаго года онъ пожелалъ непремѣнно отправиться изъ Новогродка, гдѣ тогда жили наши митрополиты, въ свой каѳедральный городъ Кіевъ. Враги всего русскаго и православнаго въ краѣ, высокимъ носителемъ чего являлся священномученикъ Макарій, этого только и ждали, чтобы погубить святителя. Прекрасно зналъ объ этомъ и самъ святитель, котораго предупреждали любившіе его русскіе люди о готовившейся ему опасности, но все-таки не измѣнилъ своего рѣшенія и пошелъ на вольную смерть. 1 мая священномученикъ Макарій совершалъ Божественную службу въ церкви с. Скрыголова, находившагося на берегу р. Припяти и лежавшаго на пути святителя въ Кіевъ. Во время службы на селеніе неожиданно напали, какъ думаютъ, подосланные татары. Всѣ умоляли святителя спасаться отъ злыхъ враговъ. Но священномученикъ такъ отвѣтилъ на эти просьбы: «спасайтесь, дѣтки, а мнѣ нельзя, я отдаю себя волѣ Божіей». Православные разбѣжались, а татары схватили святителя и обезглавили. Мощи священномученика, послѣ мученической кончины его, оставались въ болотѣ, гдѣ онѣ были брошены убійцами, и только послѣ удаленія татаръ были подняты православными и перенесены въ Кіевъ, въ сей святый храмъ, гдѣ и доселѣ почиваютъ. Такъ добрый пастырь положилъ душу свою за овцы и тѣмъ далъ намъ примѣръ, какъ мы должны любить, охранять и беречь свою вѣру и все свое родное, русское. Святый священномучениче Макаріе, моли Бога о насъ!

Память священномученика Макарія должна почитать въ особенности наша Западная православная Русь, какъ память великаго, мужественнаго и самоотверженнаго народолюбца. Всякій народъ имѣетъ свои природныя особенности, которыми отъ начала надѣляетъ его Богъ. Этими природными особенностями всякій народъ отличается отъ другихъ народовъ. Правильное сочетаніе этихъ природныхъ особенностей съ общечеловѣческими свойствами и качествами составляетъ залогъ истиннаго развитія, преуспѣянія и счастія всякаго народа. Чѣмъ болѣе познаетъ и хранитъ народъ свои природныя особенности и чѣмъ правильнѣе согласуетъ ихъ съ общечеловѣческими свойствами, тѣмъ быстрѣе развивается и болѣе приноситъ пользы въ исторіи общечеловѣческой каждый народъ. Особенности народа лучше всего познаются имъ во время сношеній и борьбы его съ другими народами. Здѣсь, на пространствѣ Западной Руси, нашъ русскій народъ рано встрѣтился съ другимъ народомъ хотя и одного съ нами племени, но выросшимъ подъ другимъ историческимъ вліяніемъ. Между ними началась вѣковая борьба. Во время этой борьбы прекрасно выяснились лучшія дарованія и особенности русскаго народа. Эта борьба вызвала многихъ славныхъ борцовъ и защитниковъ русской народности. Среди нихъ, какъ солнце среди звѣздъ небесныхъ, сіяетъ особенною красотою и величіемъ подвига священномученикъ Макарій. Онъ внимательно охранялъ русскую народность въ Западной Руси. Гонимыхъ и тѣснимыхъ русскихъ онъ утѣшалъ и ободрялъ. Онъ увѣщавалъ русскихъ хранить между собою миръ и любовь и особенно беречь все родное, отеческое, русское. И въ этомъ отношеніи онъ былъ истиннымъ добрымъ пастыремъ, охранявшимъ свое стадо отъ хищныхъ волковъ. И не только своихъ современниковъ, но и насъ, ихъ потомковъ, священномученикъ Макарій учитъ хранить и беречь все родное, русское и дорожить имъ болѣе всего. Святый священномучениче Макаріе, моли Бога о насъ!

Весь русскій православный народъ долженъ свято чтить память священномученика Макарія, какъ великаго ревнителя православной вѣры. Священномученикъ Макарій любилъ и ревностно охранялъ православіе въ Западной Россіи не только по долгу своего служенія, но также и по глубокому убѣжденію. Онъ ясно понималъ, какое значеніе въ жизни русскаго народа имѣетъ православная вѣра. Православіе — это душа русской исторической жизни, лучшее ея украшеніе, основа и залогъ ея правильнаго теченія. Исторія человѣчества краснорѣчиво говоритъ намъ, что существованіе — болѣе или менѣе долговѣчное, — процвѣтаніе и значеніе народовъ основывается на ихъ духовной образованности. Безъ самостоятельной образованности не имѣютъ значенія никакая матеріальная сила, никакое физическое могущество. Самые сильные и могущественные народы древности погибли безслѣдно, потому что они не имѣли самостоятельной образованности. А самымъ высшимъ выраженіемъ образованности народа служитъ его вѣра. Вѣра, религія каждаго народа, даже христіанскаго имѣетъ свои особенности. Русскій народъ съ первыхъ дней своего историческаго существованія является народомъ православно-христіанскимъ. Самое слово «православный» сдѣлалось какъ бы нарицательнымъ именемъ русскаго народа. Вѣрность православію составляетъ залогъ благоденствія русскаго народа, его историческаго развитія. Это особенно краснорѣчиво сказалось на исторіи западно-русскаго народа. Это же глубоко понималъ и священномученикъ Макарій, который потому съ великимъ самоотверженіемъ и защищалъ и охранялъ православную вѣру своего народа. Святый священномучениче Макаріе, моли Бога о насъ!

Итакъ, вотъ какіе завѣты даетъ намъ священномученикъ Макарій. Онъ какъ бы такъ говоритъ намъ: русскіе люди! любите все родное, отеческое, русское! берегите свою народность! храните паче всего свою православную вѣру! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіево-Софійскомъ соборѣ при архіерейскомъ богослуженіи.

Источникъ: Свящ. Ѳ. Титовъ. Слово, въ день памяти св. священномученика Макарія, митрополита Кіевскаго и всея Россіи чудотворца, 1 мая 1894 года. (Завѣты святаго священномученика Макарія русскому православному народу). // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1904. — Томъ II. — Кіевъ: Типографiя И. И. Горбунова, 1905. — С. 173-177.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0