Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Протоіерей Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)

Титовъ Ѳеодоръ Ивановичъ, протоіерей, церковный историкъ, профессоръ Кіевской Духовной Академіи и богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Родился 8 февраля 1864 г. въ с. Черкасское-Поречное Суджанскаго уѣзда Курской губерніи въ семьѣ священника; въ 1886 г. окончилъ курсъ Курской Духовной Семинаріи, а въ 1890 г. — Кіевской Духовной Академіи (оставленъ при академіи профессорскимъ стипендіатомъ). 16 августа 1891 года назначенъ исполняющимъ обязанности доцента каѳедры общей гражданской исторіи. Съ 23 апрѣля 1894 г. — магистръ богословія, а 2 іюля — доцентъ КДА; въ январѣ 1897 г переведенъ на каѳедру исторіи Русской Церкви. Съ 17 марта 1905 г. — штатный экстраординарный профессоръ КДА; съ 19 октября 1916 г. — заслуженный ординарный профессоръ КДА. 1 іюля 1896 г. рукоположенъ во священника къ Андреевской церкви г. Кіева; съ 1905 г. — протоіерей, настоятель Андреевской церкви. Въ 1919 г. эмигрировалъ изъ Россіи. Осенью 1920 г сталъ ординарнымъ профессоромъ каѳедры церковной исторіи и археологіи богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Опубликовалъ рядъ статей по исторіи и богословію въ русскихъ эмигрантскихъ изданіяхъ, а также въ сербской періодикѣ и энциклопедіяхъ. Скончался 20 декабря 1935 г. Похороненъ на русскомъ кладбищѣ г. Бѣлграда.

Слова и рѣчи

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)
Слово въ день памяти св. ап. Андрея Первозваннаго
[1].

Тѣмже убо, братіе, стойте и держите преданія, имже научистеся или словомъ, или посланіемъ нашимъ (2 Сол. 2, 15).

Великое собраніе молящихся нынѣ въ святомъ храмѣ семъ невольно приводитъ на умъ еще большія собранія благочестивыхъ богомольцевъ, приходящихъ въ сей храмъ въ теченіе лѣтняго времени. Буквально со всѣхъ концовъ нашего обширнаго отечества, съ сѣвера и юга, съ востова и запада стекается сюда русскій православный народъ... для чего? для того, чтобы видѣть это святое мѣсто и чтобы вознести здѣсь свою усердную молитву ко Господу.

Но что же собственно влечетъ сюда нашъ русскій благочестивый народъ? Храмъ сей необиленъ святынями, столь любезными для русскаго благочестія, необиленъ ими въ такой степени, какъ окружающіе его кіевскія обители и храмы. Не славится сей храмъ и глубокою древностію, ибо онъ есть юнѣйшій посреди древнихъ святынь Іерусалима русской земли. Не можетъ привлекать русскій православный народъ въ сему святилищу и чудная оригинальная красота его, ибо эта красота не есть произведеніе нашего русскаго благочестиваго творчества.

Но что же, въ такомъ случаѣ, влечетъ сюда, въ сей храмъ русскихъ поклонниковъ со всѣхъ концовъ нашего отечества? Ихъ влечетъ сюда преданіе, идущее изъ глубины древнихъ временъ, преданіе, гласящее, что здѣсь, на этомъ самомъ мѣстѣ нѣкогда стоялъ св. ап. Андрей Первозванный и проповѣдывалъ евангеліе нашимъ отдаленнымъ предкамъ. Вотъ это-то преданіе, начало котораго скрывается въ глубинѣ временъ и которое съ неизмѣнною непрерывностію хранится въ сознаніи русскаго народа, и дѣлаетъ сей храмъ особенно дорогимъ, особенно любезнымъ и особенно привлекательнымъ для русскаго народа: оно-то и собираетъ сюда молящихся всегда въ великомъ множествѣ и со всѣхъ концевъ Россіи.

Но что такое, спросимъ себя, преданіе, почему оно имѣетъ такое важное значеніе въ глазахъ вѣрующаго русскаго народа?

Преданіе бываетъ различное: есть Преданіе Священное, есть преданіе церковное, хранимое и почитаемое всею христіанскою, вселенскою православною Церковію, и есть, наконецъ, преданіе, хранимое нашею православною русскою Церковью. Каждое изъ сихъ преданій имѣеть свою особенную важность и каждое изъ нихъ заслуживаетъ почитанія со стороны православныхъ христіанъ.

Священное Преданіе есть Божественное Откровеніе, незаписанное въ книгахъ Св. Писанія. Спаситель нашъ, Господь Іисусъ Христосъ училъ всегда устно и не оставилъ писаннаго евангелія. Ученіе Его записали апостолы и евангелисты только уже по вознесеніи Его на небо. Но апостолами записано далеко не все то, чему училъ и что творилъ Спаситель во время земной Своей жизни. Суть же и ина многа, яже сотвори Іисусъ, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему міру вмѣстити пишемыхъ книгъ, говоритъ св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ (Іоан. 21, 25). Слѣдовательно, многое изъ ученія Спасителя не записано въ евангеліяхъ и посланіяхъ апостольскихъ. Все то, чтó изъ Божественнаго ученія Спасителя не записано, и составляетъ Св. Преданіе. Все это незаписанное ученіе Спасителя сначала сохраняли апостолы, которые затѣмъ передали его своимъ ученикамъ. Все это преданіе постоянно хранилось и доселѣ неизмѣнно хранится въ жизни вселенской Церкви Христовой. Все то, во что вѣровали и вѣруютъ, что дѣлали и дѣлаютъ всѣ христіане, вездѣ и во всѣ времена, — все это и есть Священное, Божественное Преданіе. Вотъ, напримѣръ, мы полагаемъ на себя крестное знаменіе. Почему мы это дѣлаемъ? Въ Св. Писаніи нѣтъ прямого повелѣнія креститься, совершать крестное знаменіе. Откуда же взялся этотъ благочестивый обычай? Изъ Св. Преданія, ибо всѣ христіане, жившіе всегда и вездѣ, совершали и совершаютъ крестное знаменіе. «Какое писаніе научило насъ», — говоритъ объ этомъ преданіи св. Василій Великій, — «къ востоку обращаться въ молитвѣ? Откуда и троекратное погруженіе человѣка и прочее, относящееся къ крещенію: отрицаться сатаны и аггеловъ его, изъ какого взято Писанія? Не изъ сего ли не обнародываемаго и неизрекаемаго ученія, которое отцы наши сохранили въ недоступномъ любопытству и вывѣдыванію молчаніи, бывъ основательно научены молчаніемъ охранять святыню таинствъ?» Это же Св. Преданіе разумѣетъ и ап. Павелъ, когда говоритъ: Тѣмъ же убо, братіе, стойте и держите преданія, имже научистеся или словомъ, или посланіемъ нашимъ.

Есть, далѣе, церковное, отеческое преданіе, хранимое вселенскою православною Церковью Христовою. Когда Церковь Христова начала устрояться, то явилась нужда въ правилахъ, по которымъ бы совершалось это устройство. Такія правила составлялись, вырабатывались въ собраніяхъ всѣхъ вѣрующихъ, подъ руководствомъ ихъ пастырей — сначала апостоловъ, а потомъ ихъ преемниковъ — епископовъ. Правила эти частію были записаны потомъ, но большею частію хранятся въ самой жизни и дѣятельности Церкви, составляя общецерковное преданіе. Преданіе это, по самой древности своей, равно какъ и потому, что оно есть выраженіе церковнаго сознанія, заслуживаетъ глубокаго уваженія съ нашей стороны. Въ своемъ непрерывномъ преемствѣ, сохраняя неизмѣнныя основанія вѣры и всего церковнаго управленія, оно способствуетъ сохраненію единства вселенской православной Церкви. Его непрерывность и неизмѣнность дѣлаетъ то, что православная Церковь во всѣ времена и во всѣхъ мѣстахъ сохраняетъ то же чистое исповѣданіе вѣры, тѣ же основные законы своего благоустройства, то же священноначаліе, какое получила въ самомъ началѣ своего устроенія на землѣ. Это единство, образующее всегда единый духъ православно-вселенской Церкви, составляетъ важнѣйшую основу ея цѣлости и внутренней чистоты, и главный характеръ, или признакъ единой, истинной Церкви Христовой. Посему, стойте и держите, братіе, преданія, имже научистеся или словомъ, или посланіями святыхъ соборовъ, отцовъ и учителей Церкви Христовой!

Наша русская православная Церковь есть одна изъ самыхъ юныхъ посреди православныхъ христіанскихъ Церквей. Но и она имѣетъ уже свои древнія священныя преданія, которыя должны быть дороги для насъ. Вся первоначальная исторія нашей Церкви, исторія распространенія и утвержденія христіанства у насъ основывается преимущественно на преданіи. Кто записывалъ, какъ очевидецъ, дѣянія св. княгини Ольги русской? Кто былъ свидѣтелемъ и записывалъ дѣянія св. равноапостольнаго князя Владиміра? Нѣтъ такихъ записей, а все это мы знаемъ по преданію, какъ и тотъ, кто первый записывалъ все это, записывалъ по преданію.

Къ числу этихъ древнихъ преданій относится и то, которое влечетъ неудержимо русскій православный народъ къ сему святому мѣсту, которое гласитъ, что здѣсь, на этомъ самомъ мѣстѣ стоялъ нѣкогда и проповѣдывалъ евангеліе св. ап. Андрей Первозванный. Великое значеніе и дорогую цѣну имѣетъ это преданіе для русскаго народа. О чемъ оно говоритъ? О томъ, что мы, русскіе, приняли вѣру христіанскую отъ самого Апостола, самовидца Господа Іисуса Христа, что, слѣдовательно, наша вѣра есть вѣра апостольская, Христова, вѣра истинная. Оно говоритъ о томъ, что и мы, русскіе, взысканы великою милостію Господа Бога. Оно говоритъ о томъ, что и мы ничѣмъ не меньше другихъ христіанскихъ народовъ.

Да будетъ свято и неизмѣнно хранимо преданіе сіе въ народѣ русскомъ! Тѣмже убо, братіе, стойте и держите преданія, имже научистеся или словомъ, или посланіемъ нашимъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено 30 ноября 1898 года въ Кіево-Андреевской церкви.

Источникъ: Священникъ Ѳ. Титовъ. Слово въ день памяти св. ап. Андрея Первозваннаго. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи». — Кіевъ: Типографiя Императорскаго Университета св. Владиміра, 1899. — Томъ I. — С. 3-7.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0