Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Протоіерей Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)

Титовъ Ѳеодоръ Ивановичъ, протоіерей, церковный историкъ, профессоръ Кіевской Духовной Академіи и богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Родился 8 февраля 1864 г. въ с. Черкасское-Поречное Суджанскаго уѣзда Курской губерніи въ семьѣ священника; въ 1886 г. окончилъ курсъ Курской Духовной Семинаріи, а въ 1890 г. — Кіевской Духовной Академіи (оставленъ при академіи профессорскимъ стипендіатомъ). 16 августа 1891 года назначенъ исполняющимъ обязанности доцента каѳедры общей гражданской исторіи. Съ 23 апрѣля 1894 г. — магистръ богословія, а 2 іюля — доцентъ КДА; въ январѣ 1897 г переведенъ на каѳедру исторіи Русской Церкви. Съ 17 марта 1905 г. — штатный экстраординарный профессоръ КДА; съ 19 октября 1916 г. — заслуженный ординарный профессоръ КДА. 1 іюля 1896 г. рукоположенъ во священника къ Андреевской церкви г. Кіева; съ 1905 г. — протоіерей, настоятель Андреевской церкви. Въ 1919 г. эмигрировалъ изъ Россіи. Осенью 1920 г сталъ ординарнымъ профессоромъ каѳедры церковной исторіи и археологіи богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Опубликовалъ рядъ статей по исторіи и богословію въ русскихъ эмигрантскихъ изданіяхъ, а также въ сербской періодикѣ и энциклопедіяхъ. Скончался 20 декабря 1935 г. Похороненъ на русскомъ кладбищѣ г. Бѣлграда.

Слова и рѣчи

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)
Слово въ день Рождества Пресвятой Богородицы.
Объ истинной Премудрости Божіей — св. Софіи и о заблужденіяхъ современной теософіи
[1].

Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ: Иже во образѣ Божіи сый, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу (Флп. 2, 5-6).

У насъ, братіе, нынѣ — особенный праздникъ. Мы, православные русскіе жители Кіева, совершаемъ нынѣ, или, по крайней мѣрѣ, должны всѣ совершать торжественное празднованіе храмоваго, престольнаго дня своего каѳедральнаго собора, сего святаго, славнаго, величественнаго и древнѣйшаго на Руси собора. Мы праднуемъ нынѣ въ честь св. Софіи Кіевской.

Но кто же, спросимъ себя, эта св. Софія, во имя которой посвященъ сей храмъ и въ честь которой мы нынѣ празднуемъ?

Св. Софія есть св. Премудрость Божія. Подъ симъ многознаменательнымъ именемъ наши предки, древніе христіане, а за ними и мы разумѣемъ, почитаемъ и прославляемъ Бога Слова, Единороднаго Сына Божія, Второе Лице Пресвятыя Троицы, Господа Іисуса Христа, нашего Спасителя. Это разумѣніе Св. Софіи — Премудрости Божіей — основывается на ученіи слова Божія. Св. ап. Павелъ такъ учитъ насъ о семъ: мы, говоритъ онъ, проповѣдуемъ Христа Распята, іудеемъ убо соблазнъ, еллиномъ же безуміе, самѣмъ же званнымъ іудеемъ же и еллинномъ Христа — Божію силу и Божію Премудрость (1 Кор. 1, 23-24). Согласно съ этими словами св. Апостола, и мы всѣ почитаемъ и прославляемъ Сына Божія, нашего Спасителя, какъ Божію Премудрость, какъ, скажемъ словами древней церковно-богослужебной пѣсни, «непостижимую и всепѣтую Божію, Софію Преименитую, душу дѣвственныхъ, сирѣчь Единороднаго Сына, Слово Божіе» (изъ древней молитвы Софіи Премудрости Божіей).

Согласно съ такимъ разумѣніемъ Св. Софіи — Премудрости Божіей, Св. Софія изображалась и изображается въ видѣ Ангела съ огненными — лицомъ, одеждою и крылами, въ царскомъ вѣнцѣ съ крестомъ на верху, сидящаго на золотомъ престолѣ, который утверждается на семи столпахъ. Ясно, что наши благочестивые предки, такъ изображавшіе Св. Софію, разумѣли подъ Нею Христа Спасителя, въ немже, по слову Апостола, суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3).

Подъ именемъ Св. Софіи — Премудрости Божіей — мы еще разумѣемъ, почитаемъ и прославляемъ Пресв. Богородицу, Преблагословенную Матерь нашего Спасителя, Христа Бога, которая явилась «чертогомъ малымъ», «Божіимъ градомъ» (кан. празд. пѣсни 8-й), сосудомъ и вмѣстилищемъ, храмомъ Ѵпостасной Премудрости Божіей, органомъ и орудіемъ въ рукахъ Всемогущаго Бога для совершенія премудраго Его домостроительства о нашемъ спасеніи.

Вотъ здѣсь, на сей древней св. иконѣ [2] мы видимъ сію Премудрость Божію, Св. Софію, нашу Преблагословенную Владычицу, которая стоитъ надъ сѣнію, утвержденною на семи столпахъ, стоитъ на серповидной лунѣ, лежащей на облакѣ, подъ которымъ амвонъ съ семью ступенями. При персяхъ Божіей Матери — сидящій Младенецъ Спаситель, а надъ сѣнію, вверху, изображенъ въ лучахъ благословляющій Богъ Отецъ, подъ которымъ — Духъ Святый въ свѣтозарныхъ облакахъ; а по сторонамъ Бога, надъ сѣнію, Ангелы, предъ Божіею Матерію на ступеняхъ амвона стоятъ праотцы и пророки и на всѣхъ семи столпахъ сѣни, въ кругахъ, символы седми даровъ Святаго Духа. Ясно, что здѣсь изображена Премудрость Божія — Сынъ Божій и домъ Премудрости Божіей — Богоматерь, надъ которою читаемъ и надпись: Премудрость созда себѣ домъ и утверди столповъ седмь (Прит. Солом. 9, 1).

Наконецъ, подъ именемъ св. Софіи мы разумѣемъ, почитаемъ и прославляемъ Премудрость Божію, какъ свойство Божественнаго Разума, по которому Богъ землю основа, уготова же небеса мудростію, положи облакъ во одѣяніе и состави свѣтъ утренній (праздн. кан. пѣснь 1-я), «утверди мудростію небеса» (стих. на Господи воззвахъ). Объ этомъ свойствѣ разума Божія въ древней церковно-богослужебной пѣснѣ поется: «дивны твоя тайны, Христе Боже, премудростію твоею устроивый человѣка и тою паче всѣхъ тварей почтилъ еси славою боголѣпною» (стих. на Госп. воззвахъ).

Приводя все это себѣ на память, мы должны преклониться предъ Богомъ и предъ Его Премудростію и отъ всего сердца вмѣстѣ съ Апостоломъ воскликнуть: «о, глубина богатства и премудрости и разума Божія! яко неиспытани судове Его и неизслѣдовани путіе Его (Рим. 11, 33)!

Такъ разумѣемъ и такъ почитаемъ мы св. Софію, въ честь которой нынѣ мы празднуемъ. Но не такъ, къ сожалѣнію, понимаютъ ее мудрецы вѣка сего, о которомъ Апостолъ сказалъ, что въ премудрости Божіей не разумѣ міръ премудростію Бога (1 Кор. 1, 21). Ихъ много среди насъ. Они особенно умножились въ послѣднее время. Они именуютъ себя теософистами. Они увлекаютъ многихъ своими рѣчами. Они на словахъ являются ревностными чтителями св. Софіи — Премудрости Божіей. Но ихъ ученіе совсѣмъ несогласно съ словомъ Божіимъ, съ преданіемъ св. Православной Церкви, а потому оно неправильно и для православныхъ опасно.

Наши современные теософисты подъ Софіею — Премудростію Божіею разумѣютъ не Сына Божія, не Пресв. Богородицу, даже не свойство Божественнаго разума, но какую-то тайну, никому невѣдомую и недоступную, сокрытую гдѣ-то въ глубинѣ міра и вѣковъ, «божественную мудрость, которая, по ихъ словамъ, во всѣ времена освѣщала духовныя исканія человѣчества и которая лежала въ основѣ сокровенной части всѣхъ религіозныхъ вѣрованій».

Понятія современныхъ теософистовъ о Богѣ, какъ о «вездѣсущіи», или «единомъ началѣ, проявляющемся во всѣхъ видахъ существованія, силы, воли, мысли и сознанія, выражающемся въ существахъ и выраженномъ въ предметахъ, неизмѣнномъ посреди различныхъ измѣненій своихъ собственныхъ проявленій, какъ объ одной Верховной Жизни, изъ которой проистекаютъ всѣ жизни, объ Одномъ Духѣ, началѣ и концѣ всего», явно для всякаго противорѣчатъ нашему православно-христіанскому ученію о Богѣ, какъ о Живомъ личномъ Духѣ, Единомъ по существу и Троичномъ въ Лицахъ.

Сужденія нашихъ теософистовъ о «Троичности въ Богѣ, о трехъ Логосахъ, — первомъ, какъ Волѣ, корнѣ бытія, второмъ, какъ Божественной Мудрости, знаніи и любви, и третьемъ, какъ творческой дѣятельносги, какъ Творческомъ Духѣ, присущемъ всякой матеріи, всѣмъ формамъ», есть только кощунственное извращеніе нашего православно-христіанскаго ученія о Пресв. Троицѣ.

Нынѣшніе теософисты, являясь на словахъ особенными, ревностными почитателями Божественной Премудрости, которую они отождествляютъ со Вторымъ Логосомъ, вмѣстѣ съ тѣмъ не признаютъ Христа Спасителя Сыномъ Божіимъ, воплотившимся и вочеловѣчившимся ради нашего спасенія, но почитаютъ Его простымъ человѣкомъ, однимъ изъ великихъ пророковъ, подобныхъ Моисею, Иліи, или даже такимъ не-христіанскимъ вѣроучителямъ, какъ Магометъ Будда и др. Слѣдовательно, между православною Христовою Церковью и обществомъ теософистовъ нѣтъ и не можетъ быть ничего общаго.

Нынѣшніе теософисты, выдавая себя членами Христовой Церкви, даже ревностными исповѣдниками Христа, вмѣстѣ съ тѣмъ открыто проповѣдуютъ, что нѣтъ религіи выше истины. Но развѣ можетъ такъ думать и такъ говорить глубоко, искренно вѣрующій христіанинъ? Если мы вѣримъ, что Христово евангеліе есть Божіе ученіе, то мы должны быть убѣждены въ томъ, что наша вѣра содержитъ въ себѣ полную, совершенную истину. Слѣдовательно, выше истинной нашей вѣры не можетъ быть никакой другой вѣры. А потому каждый православный христіанинъ обязанъ свято и неизмѣнно сохранять свою вѣру, равно какъ онъ обязанъ и другихъ людей просвѣщать свѣтомъ Христовой вѣры. А между тѣмъ посмотрите, что дѣлаютъ нынѣшніе теософисты, особенно тѣ изъ нихъ, которые видимо принадлежатъ къ Православной Церкви? Они позволяютъ себѣ вступать въ члены общества, которое образуется изъ ищущихъ истины, изъ людей, принадлежащихъ ко всѣмъ религіямъ, или совсѣмъ неимѣющихъ религіи. Они утверждаютъ, что теософія есть совокупность духовныхъ истинъ, которыя лежатъ въ основѣ всѣхъ религій, не будучи въ исключительномъ владѣніи ни одной, слѣдовательно, и нашей св. православной христіанской вѣры. Какъ-же послѣ этого они могутъ называться православными христіанами?

Вотъ что въ дѣйствительности представляетъ нынѣшнее теософическое общество. А между тѣмъ къ нему принадлежитъ многіе изъ нашихъ братьевъ по вѣрѣ, православныхъ христіанъ. Особенно прискорбно то, что въ сѣти теософіи привлекаются и попадаютъ многія наши женщины, матери-воспитательницы дѣтей въ семьѣ, а таже тѣ, которые должны учить и, дѣйствительно, учатъ нашихъ дѣтей въ школѣ. Большинство изъ нихъ, безъ сомнѣнія, не знаютъ, что они творятъ. Ихъ привлекаютъ къ обществу теософіи видимыя, какъ будто добрыя стороны и особенности теософіи, напр., свобода убѣжденій, терпимость ко всѣмъ вѣрованіямъ. Но, братіе мои, мы не должны этимъ увлекаться. Не все то дѣйствительно прекрасно, что красиво по внѣшности. И райскіе плоды древа познанія добра и зла были красивы на видъ, но въ нихъ содержалась смерть и погибель для человѣка. Бываютъ цвѣты, прекраснѣйшіе на видъ, но подъ ними и въ нихъ часто скрывается злѣйшій ядъ для человѣка. Теософическое общество и теософія тѣмъ-то особенно и опасны, что члены ихъ очень ловко и хитро облекаются одеждою такого религіозно-философскаго движенія, которое не только не противно православію, но, наоборотъ, несвѣдующему человѣку можетъ показаться вполнѣ добрымъ, полезнымъ и привлекательнымъ. Но вспомните, братіе, слова Христа Спасителя Споимъ ученикамъ: внемлите отъ лживыхъ пророкъ, иже приходятъ къ вамъ во одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. Отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Матѳ. 7, 15-16).

Почему же, по какимъ плодамъ, спросите вы, можемъ мы узнать, дѣйствительно ли нынѣшняя теософія не составляетъ истиннаго любомудрія, но является отступленіемъ и противленіемъ Православной Христовой Церкви? Вотъ самый вѣрный и ясный признакъ для сего, указываемый намъ самимъ словомъ Божіимъ. Мы, православные христіане, вѣруемъ во Христа Спасителя, Божію, Ѵпостасную Премудрость, Сына Божія, Который, по слову Апостола, не восхишеніемъ непщева быти равенъ Богу (Флп. 2, 6). Кто же не вѣруетъ въ это, тотъ и не Христовъ, тотъ и не можетъ быть членомъ Христовой Церкви. Св. ап. Іоаннъ Богословъ, возлюбленный ученикъ Христа Спасителя, истинный любитель и служитель Божіей Премудрости, учитъ всѣхъ насъ такъ различать истинное христіанство отъ ложнаго. О семъ, говоритъ онъ, познавайте духа Божія и духа лестча: всякъ духъ, иже исповѣдуетъ Іисуса Христа во плоти пришедша, отъ Бога есть, и всякъ духъ, иже не исповѣдуетъ Іисуса Христа во плоти пришедша, отъ Бога нѣсть и сей есть антихристовъ (1 Іоан. 4, 2-3). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено 8 сентября 1910 года въ Кіево-Софійскомъ каѳедральномъ соборѣ, при архіерейскомъ богослуженіи.
[2] Разумѣется замѣчательная храмовая икона Св. Софіи, находящаяся въ главномъ придѣлѣ Кіево-Софійскаго собора. О попыткѣ современныхъ теософистовъ использовать эту икону въ своихъ цѣляхъ см. статью Е. Кузьмина въ Вѣстникѣ Теософіи 1909 г. № 1-й, стр. 1-3 подъ заглавіемъ. «Св. Софія», особенно прим. **) на стр. 2. Тамъ же и снимокъ съ иконы.

Источникъ: Прот. Ѳ. Титовъ. Слово въ день Рождества Пресвятой Богородицы. (Объ истинной премудрости Божіей — св. Софіи и о заблужденіяхъ современной теософіи). // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи», 1910. — Томъ III. — Кіевъ: Типографiя И. И. Горбунова, 1904. — С. I-VII.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0