Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Протоіерей Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)

Титовъ Ѳеодоръ Ивановичъ, протоіерей, церковный историкъ, профессоръ Кіевской Духовной Академіи и богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Родился 8 февраля 1864 г. въ с. Черкасское-Поречное Суджанскаго уѣзда Курской губерніи въ семьѣ священника; въ 1886 г. окончилъ курсъ Курской Духовной Семинаріи, а въ 1890 г. — Кіевской Духовной Академіи (оставленъ при академіи профессорскимъ стипендіатомъ). 16 августа 1891 года назначенъ исполняющимъ обязанности доцента каѳедры общей гражданской исторіи. Съ 23 апрѣля 1894 г. — магистръ богословія, а 2 іюля — доцентъ КДА; въ январѣ 1897 г переведенъ на каѳедру исторіи Русской Церкви. Съ 17 марта 1905 г. — штатный экстраординарный профессоръ КДА; съ 19 октября 1916 г. — заслуженный ординарный профессоръ КДА. 1 іюля 1896 г. рукоположенъ во священника къ Андреевской церкви г. Кіева; съ 1905 г. — протоіерей, настоятель Андреевской церкви. Въ 1919 г. эмигрировалъ изъ Россіи. Осенью 1920 г сталъ ординарнымъ профессоромъ каѳедры церковной исторіи и археологіи богословскаго факультета Бѣлградскаго университета. Опубликовалъ рядъ статей по исторіи и богословію въ русскихъ эмигрантскихъ изданіяхъ, а также въ сербской періодикѣ и энциклопедіяхъ. Скончался 20 декабря 1935 г. Похороненъ на русскомъ кладбищѣ г. Бѣлграда.

Слова и рѣчи

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.)
Слово въ день Богоявленія Господня, 6 января 1901 года
[1].

Явился еси днесь вселеннѣй, и свѣтъ Твой, Господи, знаменася на насъ (Кондакъ праздника).

Великое церковное торжество собрало насъ нынѣ въ сей святый храмъ. Вмѣстѣ со всѣмъ православнымъ міромъ мы радостно празднуемъ нынѣ день Крещенія Господа нашего Іисуса Христа въ водахъ Іорданскихъ отъ Іоанна Предтечи, день торжественнаго явленія міру Пресвятыя Троицы, начало просвѣщенія всего міра свѣтомъ Христова ученія.

Величіе праздниковъ христіанскихъ измѣряется величіемъ воспоминаемыхъ событій изъ исторіи домостроительства Божія о нашемъ спасеніи.

Крещеніе Господне было, по истинѣ, величайшимъ событіемъ въ земной жизни нашего Спасителя, равно какъ и во всей исторіи Церкви Христовой. Невѣдомый дотолѣ міру, какъ Сынъ Божій, Спаситель нашъ, «не имый въ Себѣ скверны» (стих. праздн.), Владыка безгрѣшный приходитъ на Іорданъ креститься отъ Своего раба, и Господь являетъ его днесь вселенной, какъ Своего возлюбленнаго Сына. Съ великимъ смиреніемъ и самоуничиженіемъ требуетъ Спаситель крещенія, которое было крещеніемъ покаянія для прощенія грѣховъ (Марк. 1, 4), и Богъ прославляетъ Его вѣчною Своею славою: родителевъ бо гласъ свидѣтельствуетъ Его, возлюбленнымъ Сыномъ именуя, и Духъ въ видѣ голубинѣ извѣствуетъ словесе утвержденіе, и Самъ пришедшій является вселеннѣй и свѣтъ Его знаменается на насъ.

Такъ, въ крещеніи Своемъ Спаситель нашъ «истинный свѣтъ явися и всѣмъ просвѣщеніе даруетъ» (стих. праздн).

Крестивыйся во Іорданѣ Господь просвѣтилъ наши познанія о Богѣ. До пришествія въ міръ Спасителя и до явленія, въ день крещенія Его, Пресвятой Троицы люди не имѣли истиннаго боговѣдѣнія. Они, разумѣвше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша... Измѣниша славу нетлѣнна Бога въ подобіе образа тлѣнна человѣка и птицъ и четвероногъ и гадъ... премѣниша истину Божію во лжу и почтоша и послужиша твари паче Творца (Рим. 1, 21. 23-25). Даже избранный народъ, которому были даны отъ Бога особенныя обѣтованія (Рим. 9, 4), не имѣлъ полнаго истиннаго боговѣдѣнія, ибо Богъ, многочастнѣ и многообразнѣ древле глаголавый отцемъ его во пророцѣхъ, вполнѣ открылся Израилю и всему міру только въ Сынѣ, Егоже положи наслѣдника всѣмъ, Имже и вѣки сотвори (Евр. 1, 1-2). Въ день крещенія Господня торжественно было явлено всему міру, что Богъ есть высочайшій Духъ, имѣющій единороднаго Сына, Котораго Онъ любитъ, и вся показуетъ Ему, яже Самъ творитъ (Іоан. 5, 20), Которымъ, какъ вѣчнымъ Словомъ Своимъ (Іоан. 1, 1), создалъ всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствія, аще начала, аще власти: всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16); что Богъ имѣетъ Духа Святаго, Который исходитъ отъ Отца (Іоан. 15, 26), Который все животворитъ и вся испытуетъ (1 Кор. 2, 10), Который въ особенности вѣрующимъ въ Сына Божія подаетъ благодать и духовную жизнь.

Крестивыйся во Іорданѣ Господь просвѣтилъ наши познанія объ отношеніи Бога къ міру и человѣку. Сынъ Божій воплотился, родился, былъ обрѣзанъ, крестился во Іорданѣ и пострадалъ для того, чтобы исполнить волю Своего Отца, возлюбившаго міръ, и спасти грѣшнаго человѣка. Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ, вѣруяй въ Онь, не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16), и мы познахомъ и вѣровахомъ любовь, юже имать Богъ къ намъ. Богъ любы есть, и пребываяй въ любви, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16).

Крестивыйся во Іорданѣ Господь просвѣтилъ наши познанія и о насъ самихъ, о человѣкѣ. Сынъ Божій, рожденный отъ Отца прежде всѣхъ вѣкъ, воплощается, и принимаетъ образъ раба (Флп. 2, 7) для того, чтобы спасти человѣка. Такъ слѣдовательно, высокъ и дорогъ человѣкъ въ очахъ Божіихъ! По истинѣ, малымъ чѣмъ умаленъ человѣкъ отъ Ангеловъ Божіихъ! По истинѣ, славою и честію вѣнчалъ Богъ человѣка! (Псал. 8, 6). По истинѣ, мы куплены дорогою цѣною для царства Божія! (1 Кор. 6, 20).

Крестивыйся во Іорданѣ Господь просвѣтилъ наши познанія о паденіи человѣка и о степени сего паденія. Господь, не имѣвшій нужды въ крещеніи покаянія, крестился для того, чтобы исполнить всяку правду (Матѳ. 3, 15).

Сими словами Своими Господь освѣтилъ всю исторію нашего спасенія. Богъ есть Истина и Животъ вѣчный (Іоан. 14, 6). Онъ не сотворилъ неправды. Ложь явилась въ міръ отъ отца своего діавола, который не устоялъ въ истинѣ, ибо нѣтъ въ немъ истины (Іоан. 8, 44). Онъ первый произнесъ слово лжи, внушилъ ее людямъ, которые повѣрили лжецу, нарушили заповѣдь Божію и сотворили первую неправду. Съ того часа ложь вошла въ міръ и утвердила свое господство въ жизни людей, которые замѣнили истину Божію ложью (Рим. 1, 25).

Невелико, повидимому, было преступленіе, совершенное людьми чрезъ нарушеніе заповѣди Божіей о невкушеніи плодовъ отъ древа. Но величіе преступленія и тяжесть послѣдствій его и наказанія за него измѣряются величіемъ Лица, отъ Котораго исходитъ законъ, нарушаемый преступленіемъ человѣческимъ.

Грѣхомъ человѣка была оскорблена правда Великаго Бога. Сей грѣхъ разрушилъ миръ между Богомъ и человѣкомъ. Онъ произвелъ разладъ и вражду въ самомъ существѣ человѣка — между духомъ и тѣломъ человѣка (Рим. 7, 14-28). Онъ внесъ тлѣніе и разстройство во все твореніе Божіе.

Такого преступленія противъ правды Божіей, такого тяжкаго грѣха, который, постепенно усиливаясь, уподобилъ человѣка безсловеснымъ животнымъ, водимымъ природою (2 Петр. 2, 12), никто не могъ загладить, кромѣ единосущнаго Богу Сына Божія, во всемъ равнаго Отцу Своему.

Крестивыйся во Іорданѣ Господь освѣтилъ наши познанія о нашемъ будущемъ состояніи и назначеніи. Сынъ Божій явился во плоти (1 Тим. 3, 16), преискреннѣ пріобщился плоти и крови человѣческой. Сею плотію Онъ родился, крестился, жилъ и страдалъ. Сію кровь Онъ пролилъ за насъ на крестѣ. Сею пречистою плотію и кровію Онъ умеръ, воскресъ и вознесся на небо и возсѣлъ одесную Бога Отца. Всѣмъ симъ Онъ далъ намъ непреложную надежду и крѣпкую увѣренность въ томъ, что «силою, которою Онъ дѣйствуетъ и покоряетъ Себѣ все, Онъ преобразитъ уничиженное тѣло наше такъ, что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его» (Флп. 3, 21), что силою Его тлѣнное наше тѣло облечется въ нетлѣніе и смертное облечется въ безсмертіе (1 Кор. 15, 54), что съ Нимъ и мы будемъ царствовать (2 Тим. 2, 12) въ будущей жизни.

Крестивыйся во Іорданѣ Господь осіялъ истиннымъ свѣтомъ и наши познанія о нашихъ обязанностяхъ въ отношеніи къ Богу. Своимъ примѣромъ, явленнымъ намъ въ Своемъ крещеніи, Спаситель преподалъ намъ великіе уроки. Сынъ Божій требуетъ крещенія, чтобы исполнить всякую правду; тѣмже и мы, отвергнувъ ложь, будемъ всегда говорить истину каждый ближнему своему (Ефес. 4, 25), умножимъ плоды правды нашей (2 Кор. 9, 10), будемъ искать прежде всего царствія Божія и правды Его (Матѳ. 6, 33). Господь Іисусъ Христосъ, крестившись отъ Іоанна, молится Богу, Своему Отцу (Лук. 3, 21); посему и мы тѣмъ болѣе должны молиться Богу во всякое время (Ефес. 6, 18), молиться непрестанно (1 Ѳес. 5, 17), молиться и бодрствовать, чтобы не впасть въ искушеніе (Матѳ. 26, 41). Господь принялъ крещеніе отъ раба Своего по своему глубочайшему смиренію; тѣмже и мы облечемся смиренномудріемъ, потому что Богъ гордымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать (1 Петр. 5, 5), и мы по смиренномудрію будемъ почитать одинъ другого высшимъ себя (Флп. 2, 3).

Смирилъ Себя Спаситель, когда крестился отъ Іоанна во Іорданѣ, и Господь прославилъ и превознесъ Его. Смиреніе Господа, сопровождавшееся величайшимъ прославленіемъ и торжествомъ Его, было предуказаніемъ пути, какимъ должно было совершиться прославленіе и торжество вѣры и Церкви Христовой. Исторія вѣры Христовой есть постепенное восхожденіе отъ самаго глубокаго смиренія и уничиженія до высочайшаго торжества и всемірной славы, возрастаніе малаго зерна горчичнаго въ благосѣннолиственное великое древо, подъ вѣтвями котораго укрылись народы всего міра (Матѳ. 13, 31-32).

Возвѣщенная міру Учителемъ, Который — кротокъ и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29), Который трости надломленной не переломитъ и льна курящагося не угаситъ (Матѳ. 12, 20), проповѣданная во вселенной некнижными рыбарями, исшедшая изъ народа, всѣми презираемаго, вѣра Христова была встрѣчена невиданнымъ дотолѣ преслѣдованіемъ: ее, въ лицѣ ея послѣдователей, распинали на крестахъ, жгли на кострахъ, предавали на растерзаніе звѣрямъ и топили въ водахъ. Но, и скрываясь отъ такихъ гоненій въ подземельяхъ, вѣра Христова возростала и оттуда разливала все большій и большій свѣтъ, и не прошло трехъ съ половиною вѣковъ, какъ она побѣдила царства и была признана вѣрою торжествующею, господствующею. Скоро вѣра Христова наполнила весь міръ и свѣтъ ея, впервые возсіявшій на Іорданѣ, достигъ нашей страны, озарилъ и просвѣтилъ ее всю.

Особенность праздника Крещенія Господня, установленнаго въ память того дня, когда впервые нашъ Спаситель былъ явленъ міру во всемъ Своемъ Божественномъ величіи и славѣ, составляетъ крестный ходъ, совершаемый торжественно на рѣки. Этотъ крестный ходъ долженъ служить намъ, прежде всего, видимымъ напоминаніемъ крещенія и прославленія Господня на Іорданѣ. Этотъ крестный ходъ долженъ служить видимымъ знакомъ торжества и всемірной славы вѣры Христовой. Этотъ крестный ходъ долженъ служить выраженіемъ церковной красоты и нашей любви къ ней.

Нигдѣ въ православномъ мірѣ не совершался и не совершается съ такою торжественностію крестный ходъ въ день Богоявленія Господня, какъ у насъ въ Россіи, ибо любитъ и долженъ любить русскій народъ свою вѣру, дорожить ею и цѣнить великія блага, какія она принесла и даровала нашему народу; ибо любитъ онъ церковную красоту, которая возвышаетъ, умиляетъ и восторгаетъ христіанскую душу.

Въ нашемъ богоспасаемомъ градѣ, гдѣ впервые возсіялъ свѣтъ православія и откуда онъ разлился по всей Русской землѣ, изъ сей святой обители, которая создана для защиты и охраненія православной вѣры, торжественный крестный ходъ на рѣку, послужившую нѣкогда купелію для крещенія русскаго народа, имѣетъ особенное значеніе.

И мы не должны быть равнодушными къ этому, равно какъ и ко всякому другому выраженію церковнаго торжества и церковной красоты. Ибо, хотя мы, какъ истинніи поклонницы, должны поклоняться Богу духомъ и истиною (Іоан. 4, 23), но пока мы люди, имѣющіе душу и тѣло, мы должны покланяться Богу въ душахъ и тѣлахъ нашихъ, которыя суть Божіи (1 Кор. 6, 20), должны любить не только духъ, но также и прекрасную внѣшнюю красоту нашей православной вѣры.

Съ такими чувствами Церковь Христова призываетъ насъ праздновать великій день Богоявленія Господня.

«Днесь тварь просвѣщается, днесь всяческая веселятся, небесная вкупѣ и земная, ангели и человѣцы смѣшаются... тецемъ убо на Іорданъ и согласно возопіемъ: явися благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкомъ, озаряющи и подающи вѣрнымъ свѣтъ и велію милость». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Кіево-Братскомъ монастырѣ.

Источникъ: Священникъ Ѳ. Титовъ. Слово въ день Богоявленія Господня, 6 января 1901 года. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи», 1901. — Томъ I. — Кіевъ: Тип. И. И. Горбунова, 1901. — С. 103-110.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0