Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Т

Архіеп. Тимоѳей Вещезеровъ († 1862 г.)
Слово въ недѣлю Сыропустную.

Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный: аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15).

Кто изъ насъ не желаетъ получить прощенія во грѣхахъ своихъ отъ Отца небеснаго, которыми мы Его непрестанно прогнѣвляемъ — то своею неблагодарностію къ Его благодѣяніямъ, то нарушеніемъ Его заповѣдей, то холодностію любви нашей къ Его безпредѣльной любви къ намъ? И вотъ какое легкое средство указуетъ Онъ намъ къ снисканію Его милости, къ заглажденію нашихъ грѣховъ предъ Нимъ! Онъ не заставляетъ насъ преплывать страшную бездну морей, преходить непроходимыя дебри и неприступныя горы; Онъ требуетъ только отъ насъ, чтобы мы прощали взаимно другъ другу наши оскорбленія, наши обиды. О неизреченное Его милосердіе къ намъ! Какое сравненіе между наносимыми намъ обидами и между тѣми оскорбленіями, кои мы наносимъ Ему? Какое сходство между Творцемъ и тварію, между рабами и Владыкою, между Богомъ и человѣками? Кто послѣ сего не подвигнется къ прощенію обидъ ближнихъ нашихъ? Кто не отринетъ гордость свою, не побѣдитъ свое самолюбіе — сихъ враговъ нашего примиренія съ ближними? Но много ли и въ насъ такихъ, которые бы спѣшили примириться съ ближними? Солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ (Ефес. 4, 26)! Много ли такихъ, которые бы старались тотчасъ потушить въ себѣ гнѣвъ, какъ скоро онъ возгорится, истребить въ себѣ злобу въ самомъ началѣ ея? Не паче ли мы стараемся питать ее, враждовать противъ обидѣвшихъ насъ? Не паче ли силимся воздать имъ зло за зло и досажденіе за досажденіе? Поспѣшимъ исторгнуть корень сей изъ сердецъ нашихъ въ сіи прощальные дни, очистимъ души наши отъ вражды и злобы на нашихъ братій: самые дни сіи призываютъ насъ къ сей священной обязанности.

Кто прощаетъ обиды ближнимъ, тотъ подражаетъ Отцу небесному, Который долготерпитъ согрѣшеніямъ, ожидаетъ нашего къ Нему обращенія и покаянія, призываетъ насъ къ Себѣ разными благотвореніями, сіяетъ солнце свое на злыя и благія, дождитъ на праведныя и грѣшныя (Матѳ. 5, 45). Еслибы Онъ наказывалъ насъ за всѣ наши противъ Него преступленія въ самую минуту нашихъ согрѣшеній, то кто изъ насъ остался бы въ живыхъ, кто бы могъ наслаждаться сею жизнію, взирать на высоту небесную, ходить по землѣ сей, оскверненной нашими беззаконіями? Но Его благость, Его милосердіе ожидаетъ плодовъ нашего исправленія: живу Азъ, глаголетъ Господь, не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися нечестивому отъ пути своего, и живу быти ему (Езек. 33, 11). Высочайшій сей образецъ не подвигнетъ ли насъ къ забвенію обидъ, наносимыхъ намъ братіями нашими? Мы носимъ на себѣ Его Божественный образъ, въ нашей душѣ напечатлѣны Его Божественныя свойства. Неужели мы изгладимъ ихъ изъ сердецъ нашихъ своею злобою, своимъ жестокосердіемъ, своимъ мщеніемъ, за прегрѣшенія къ намъ нашихъ ближнихъ? Какъ же мы можемъ назваться Его сынами? Истинный сынъ старается выражать въ своихъ дѣяніяхъ все то, что онъ видитъ въ Отцѣ своемъ: Яже бо Отецъ творитъ, сія и Сынъ такожде творитъ (Іоан. 5, 19).

Ты желаешь, чтобы молитвы твои Богомъ услышаны были, чтобы Онъ былъ къ тебѣ милостивъ, чтобы Онъ непомянулъ грѣховъ твоихъ, беззаконій и неправдъ, которыми заслуживаешь ты праведный Его гнѣвъ. Какъ же взыдетъ молитва твоя предъ лице Его? Какъ ты прострешь руки твои къ Нему, когда ты исполненъ вражды и злобы противъ братій твоихъ, когда и за малѣйшія ихъ противъ тебя оскорбленія пылаешь противъ нихъ гнѣвомъ и мщеніемъ? Молитва твоя будетъ отвержена, вопли твои не услышаны, Онъ отвратитъ отъ тебя очи Свои: аще принесеши даръ твой ко олтарю, и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя: — остави ту даръ твой предъ олтаремъ и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, скажетъ Онъ тебѣ (Матѳ. 5, 23-24). Вникни въ силу словъ сихъ: не тогда только молитва твоя бываетъ непріятна Богу, когда ты нанесъ обиду ближнему и не испросилъ у него прощенія; но и тогда, когда онъ оскорбилъ тебя, а ты не примирился съ нимъ. Какъ ты осмѣлишься взывать къ Нему: остави мнѣ долги моя, какъ я оставляю должникомъ моимъ, — когда ты закоснѣваешь въ злобѣ противъ ближнихъ твоихъ?

Чего не претерпѣлъ за тебя отъ враговъ своихъ Спаситель твой Іисусъ Христосъ! Его називали сообщникомъ веелзевула, ядцею и винопійцею, самаряниномъ, дѣйствующимъ бѣсовскою властію. Какимъ гоненіямъ, бѣдствіямъ не была подвержена вся Его жизнь! Его наконецъ распинаютъ, пригвождаютъ ко кресту несотворившаго ни единаго грѣха, во устѣхъ Коего не обрѣтеся лесть, — Онъ молится среди неизмѣримыхъ мученій за враговъ своихъ, распинателей: Отче, отпусти имъ: не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. 23, 34). Но если сей примѣръ слишкомъ высокъ для тебя, посмотри на первомученика Стефана, испускающаго духъ среди груды камней, и молящагося за своихъ мучителей. Ты ученикъ Христовъ, ты взялъ на себя крестъ Христовъ, обѣщался послѣдовать Ему, вмѣстѣ съ нимъ распялся. Почему же ты не подражаешь твоему Учителю, твоему Спасителю? — Радуешься, торжествуешь, когда отмстилъ врагу твоему, когда исполнилъ свое любомщеніе? —

Подобные подобныхъ любятъ. Ближній твой тебѣ братъ и по естеству и по благодати. По естеству — онъ сотворенъ съ тобою однимъ Богомъ, изъ одной персти, одаренъ такою же безсмертною душею, украшенъ образомъ и подобіемъ Божіимъ, какъ и ты; какъ и ты получилъ онъ отъ Бога разумъ, совѣсть, свободу.

По благодати — онъ членъ съ тобою одной матери Церкви, одного таинственнаго тѣла Христова, одной чаши съ тобою причащается, одно Божественное тѣло вкушаетъ, къ одному блаженству предназначенъ. — Какъ же тебѣ противъ него злобствовать, какъ вооружаться противъ него мщеніемъ, и даже за малѣйшія оскорбленія, которыхъ причиною, можетъ быть, самъ ты? Твоя гордость, твое самолюбіе, можетъ быть, вынудило его къ оскорбленію тебя, — и ты враждуешь противъ него, — вмѣсто того, чтобы примириться съ нимъ, простить ему обиду, вмѣсто того, чтобы тебѣ вспомнить, сколько ты самъ оскорбляешь твоего Господа, сколько самъ погрѣшаешь противъ твоихъ ближнихъ. Не должно ли и тебѣ помиловать брата твоего, какъ тебя милуетъ Господь твой Искупитель? Ты желаешь быть наслѣдникомъ вѣчнаго блаженства, наслаждаться лицезрѣніемъ Божіимъ, обитать въ сообществѣ съ чистыми Ангелами и со всѣми святыми. Но знай, что туда не пріемлются враждующіе. Тамъ царствуетъ одинъ вѣчный миръ, вѣчное согласіе, вѣчная любовь! Итакъ, чрезъ вражду и злобу, ты готовишь себѣ адъ, вѣчную погибель.

Какъ легко, какъ пріятно бываетъ сердцу послѣ примиренія съ обидѣвшимъ: это камень, отваленный отъ груди твоей, это ядъ, изверженный изъ внутренности твоей, отравлявшій жизнъ твою и ближняго: се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ (Псал. 132, 1). — Вражда и злоба помрачаютъ всѣ наши добродѣтели. Хотя бы ты истончилъ выю свою постомъ, яко серпъ, хотя бы расточилъ все имѣніе свое нищимъ, хотя бы и тѣло свое предалъ на сожженіе; но если въ тебѣ нѣтъ благихъ расположеній къ ближнимъ, нѣтъ снисхожденія къ ихъ немощамъ, нѣтъ любви къ нимъ, — то нѣтъ спасенія душѣ твоей. Нѣтъ тягчае грѣха человѣкоубійства: таковый недостоинъ взирать на свѣтъ, ходить по землѣ, имѣть общеніе съ людьми. Но знайте, что гнѣвающійся, по словамъ Спасителя, на брата и ненавидящій его — человѣкоубійца есть; онъ подражаетъ діаволу, который человѣкоубійца бѣ искони (Іоан. 8, 44).

«Но онъ меня жестоко обидѣлъ, не могу перенести, очернилъ мою честь, вывелъ изъ терпѣнія». — Но ты еще не біенъ подобно Іисусу Христу, не распятъ на крестѣ. «Врагъ мой не хочетъ мириться со мною». Но покушался ли ты примириться съ нимъ, предупреждалъ ли ты его привѣтствіемъ, ласковостію? Если ты всѣ истощилъ способы къ примиренію, то ты чистъ; а если всегда отвращаешь лице свое отъ него, то какъ можно достигнуть вожделѣннаго мира? Но есть люди, которые ограничиваютъ свое прощеніе только тѣмъ, что не мстятъ врагу, которые примиряются только наружно со врагами. Нѣтъ! Это не есть истинное примиреніе; оно должно быть искреннее, а не притворное, — не минутное, а на всю жизнь соединенное съ благотвореніемъ къ обидѣвшему, — безкорыстное, а не на видахъ основанное, — такое непрочно! — не сопровождаемое укоризнами, а основанное на глубокомъ чувствованіи нашего недостоинства предъ Богомъ. Аминь.

1844 г.

Источникъ: Слова и рѣчи, сказанныя къ смоленской паствѣ Тимоѳеемъ, Архіепископомъ Смоленскимъ и Дорогобужскимъ. — Смоленскъ: Въ Губернской Типографіи, 1872. — С. 92-96.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0