Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Симеонъ Крыловъ-Платоновъ († 1824 г.)
10. Слово на вторый день Рождества Хрістова.

Се Ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу, глаголя: воставъ поими Отроча и Матерь Его, и бѣжи во Египетъ, и буди тамо, дондеже реку ти: хощетъ бо Иродъ искати Отрочате, да погубитъ Е (Матѳ. 2, 13).

При рожденіи Спасителя Хріста Ангелъ возвѣстилъ Пастырямъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ; и со Ангеломъ множество вой Небесныхъ воспѣли: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ: въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 10. 14). Но чтó слышимъ мы нынѣ, Хрістіане? Се радость сія, Іисусъ Младенецъ удаляется изъ земли Израильской во Египетъ; се вмѣсто мира на земли начинается ужаснѣйшее кровопролитіе избіеніемъ невинныхъ младенцевъ! се Иродъ ищетъ Отрочате, да погубитъ Е! О міръ неблагодарный и беззаконный! О злоба человѣковъ лютѣйшихъ, нежели кровожаждущіе тигры! когда укротитесь вы? когда престанете гнать Небесную истину? Сколь ужасныя слѣдствія произошли отъ паденія человѣческаго! Непроницаемая тма страстей и грѣховъ сокрываетъ отъ очей разума свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9). Царствующій всюду грѣхъ, подобно ожесточенному Ироду, изыскиваетъ всѣ средства изтребить Свѣтильникъ вѣры, открывающій всю гнусность, все безобразіе сего исчадія бездны. И былъ ли лукавый міръ столь жестокъ тогда токмо, когда явился во плоти Спаситель міра? Нѣтъ, Хрістіане, онъ всегда таковъ же остается. И нынѣ гонитъ Хріста Спасителя, и нынѣ ищетъ, да погубитъ Его, да изженетъ изъ тѣхъ, кои воспріяли Его вѣрою, кои облеклись въ Него и содѣлались Его послѣдователями. Но какимъ образомъ происходитъ сіе гоненіе, о томъ, къ назиданію нашему, кратко побесѣдуемъ.

Искупитель міра пришелъ на землю истребить дѣла діавольскія, противныя правотѣ, для каковой сотворенъ человѣкъ. Сего ради, глаголетъ Святый Іоаннъ, явися Сынъ Божій, да разрушитъ дѣла діаволя (1 Іоан. 3, 8), и на семъ благодѣтельномъ разрушеніи нечестиваго царства его да утвердитъ царство благодати Своей царство любве и мира. Но діаволъ, не терпя сего истребленія своего владычества, всѣми силами старается удерживать грѣшниковъ въ царствѣ тмы, иногда совсѣмъ ослѣпляя очи ихъ, да не видятъ свѣта небесной истины, зовущей ихъ къ покаянію, а иногда самый грѣхъ представляя простительною слабостію, безъ которой будто бы человѣку обойтись не возможно, не рѣдко же самыя пагубныя страсти прикрывая личиною добродѣтелей. И поелику всякой грѣхъ, всякая неправда, противны благодатному Царству Хрістову: то и служатъ къ изгнанію Хріста, къ удаленію отъ человѣковъ, коихъ Онъ пришелъ спасти. Ибо всякъ, творяй грѣхъ, отъ діавола есть: яко исперва діаволъ согрѣшаетъ.

И потому Спасительная благодать Божія, явившаяся, чрезъ воплощеніе Сына Божія, всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11), не можетъ основать въ насъ царства своего, ежели мы упорно служимъ грѣху и не хотимъ отстать отъ своихъ беззаконныхъ привычекъ. Кое бо причастіе, говоритъ Апостолъ, правдѣ къ беззаконію? или кое общеніе свѣту ко тмѣ? кое же согласіе Хрістови съ веліаромъ, или кое сложеніе Церкви Божіей со идолы (2 Кор. 6, 14 и слѣд.)? Гдѣ беззаконіе, тамъ правда быть не можетъ, такъ какъ во тмѣ не бываетъ свѣта. Гдѣ происходитъ служеніе веліару, діаволу, плоти и міру, тамо не можетъ быть вмѣстѣ служенія Хрісту, Спасителю Богу; въ Церкви Божіей, коею долженъ быть всякъ вѣрующій во Хріста, не можетъ быть допущено никакое идолослуженіе. Ежели же есть въ насъ идолъ плоти и крови, идолъ міра сего; ежели ищемъ своихъ собственныхъ выгодъ, своего спокойствія, заботимся о пріобрѣтеніи благъ временныхъ, не радя о своемъ спасеніи, забывая Бога, не думая о вѣчности: то не можетъ купно съ симъ идолопоклонствомъ приноситься истинное служеніе Богу, а потому не можетъ обитать въ насъ и Хрістосъ Спаситель; ибо Онъ посѣщаетъ токмо учениковъ Своихъ, любящихъ Его и послѣдующихъ стопамъ Его. Онъ удаляетъ благодатное Свое присутствіе отъ сихъ неблагодарныхъ душъ, кои Ему толкущему и ударяющему въ двери сердецъ ихъ не отверзаютъ входа въ оныя, кои возлюбили болѣе тму грѣховъ, нежели свѣтъ правды Божіей. И сіи закоснѣлые нераскаянные грѣшники, подобно Ироду, умираютъ во грѣхахъ своихъ, дѣлаются добычею діавола и правосудіемъ Божіимъ осуждаются на вѣчныя съ нимъ мученія.

Выше сказалъ я, что діаволъ, дабы удержать грѣшника въ своей области, и не допустить его обратиться на путь спасенія, представляетъ предъ очами его грѣхъ естественною слабостію, которая будто неразлучна съ человѣческою природою; а посему грѣшникъ и не думаетъ, что онъ находится въ опасности лишиться своего спасенія, не мыслитъ, что стоитъ на краю ужасной бездны вѣчной погибели. Подлинно, Хрістіане, въ такомъ положеніи находятся тѣ, кои по прихотямъ своимъ пренебрегаютъ правила вѣры, не хотятъ въ строгости исполнять заповѣдей Евангелія, а вымышляютъ сами для себя особенную вѣру, въ коей думаютъ соединить служеніе Богу и мамонѣ, раздѣляютъ сердце свое, посвящая нѣкоторую часть онаго и въ нѣкоторое токмо время Богу, а другою и бóльшею частію жертвуя міру — мірскимъ удовольствіямъ и скоропреходящимъ благамъ. Таковые разсуждаютъ, что не грѣхъ въ праздности или во вредныхъ занятіяхъ погублять время, которое дано намъ для искупленія вѣчности, не грѣхъ для пользы своей обмануть ближняго, не грѣхъ, по укоренившемуся въ общежитіи обыкновенію, говорить то, а мыслить другое, не грѣхъ ради своей выгоды нарушить обѣщаніе, или иногда и самую клятву, словомъ сказать, не грѣхъ жить во грѣхахъ, какъ живетъ бóльшая часть людей, и отъ того не терпитъ ни нуждъ, ни безчестія, и не имѣетъ худаго имени въ свѣтѣ. Таковые весьма жалко заблуждаютъ и обманываютъ самихъ себя: ежели токмо желаютъ быть въ числѣ послѣдователей Іисусовыхъ, ежели не хотятъ удалить отъ себя благодатнаго Царства Хрістова. Ибо, дабы содѣлаться участникомъ сего небеснаго сокровища, сего единаго на потребу, должно отложити, какъ научаетъ Апостолъ, по первому житію, ветхаго человѣка тлѣющаго въ похотехъ прелестныхъ; обновлятися же духомъ ума нашего, и облещися въ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и въ преподобіи истины. Какая же должна быть жизнь сего новаго человѣка, сего истиннаго Хрістіанина? Тотъ же Апостолъ предписываетъ такое правило: тѣмже отложше лжу, глаголите истину кійждо ко искреннему своему: зане есмы другъ другу удове. Гнѣвайтеся и не согрѣшайте: солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ, ниже дадите мѣста діаволу. Крадый ктому да не крадетъ, но паче да труждается, дѣлая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Всяко слово гнило да не исходитъ изъ устъ вашихъ, но точію еже есть благо къ созданію вѣры, да дастъ благодать слышащимъ, и не оскорбляйте Духа Святаго Божія, Имже знаменастеся въ день избавленія. Всяка горесть и гнѣвъ и ярость, и кличь и хула, да возмется отъ васъ, со всякою злобою: бывайте же другъ ко другу блази, милосерди, прощающе другъ другу, якоже и Богъ во Хрістѣ простилъ есть вамъ (Ефес. 4, 22 и слѣд.). Таковую-то чистую нравственность должны соблюдать послѣдователи Хрістовы, дабы не удалить отъ себя Его благодатнаго присутствія! Все же противное сему, всякій грѣхъ, всякое нарушеніе закона сами по себѣ, поставляютъ великое средостѣніе между Богомъ Спасителемъ и человѣкомъ преступникомъ.

Но есть между Хрістіанами и такіе, кои не обращаютъ никакого вниманія на истребленіе первѣйшаго препятствія, недопускающаго дѣйствовать въ нихъ благодати Божіей, всѣмъ предлагаемой. Таковое препятствіе производитъ въ насъ, Хрістіане, гордость заразившая собою весь человѣческій родъ. Она ослѣпляетъ очи души нашей, сокрываетъ отъ насъ наши недостатки, наши грѣхи; и отъ того-то мы не смиряемся ни предъ Богомъ, ни предъ человѣками, лишаемся превосходной добродѣтели смиренія, которое одно токмо привлекаетъ на себя благоволеніе небесное. На кого воззрю? глаголетъ Господь, токмо на кроткаго и смиреннаго и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2). Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (1 Петр. 5, 5), вѣщаетъ Святое Писаніе. Гордость лишила человѣка блаженнаго состоянія невинности, гордость лишаетъ и нынѣ духовнаго пакибытія, обновленія жизни, возвращенія потеряннаго блаженства. Пришелъ на землю Спаситель, уврачевать немощи естества человѣческаго, исцѣлить благодатію Своею язвы душъ нашихъ, причиненныя грѣхами; такъ какъ и самъ Онъ говоритъ: не требуютъ здравіи врача, но болящіи (Лук. 5, 31). Какое же врачевство подастъ Онъ тому, кто называетъ себя здоровымъ, или совсѣмъ не призная себя грѣшникомъ, имѣющимъ погибнуть безъ особенной помощи Божіей, или оправдывая себя въ грѣхахъ своихъ то извиненіемъ слабости, то разсѣянностію по дѣламъ званія своего, то ложнымъ обѣщаніемъ исправить свои погрѣшности? Какъ Сынъ Божій, толико умалившій Себе, толико смирившій Себе для спасенія человѣческаго, какъ сей смиренный Іисусъ будетъ обитать съ тѣми, кои не токмо не хотятъ истребить въ себѣ гордость, сіе порожденіе ада, но еще прикрываютъ оную благовидными наименованіями, называютъ иногда соблюденіемъ своей чести, благороднымъ честолюбіемъ? Нѣтъ! братія моя, таковые высокомѣрные Фарисеи весьма далеко отстоятъ отъ двора истинныхъ кроткихъ овецъ Хрістовыхъ. Иже Хрістовы суть, вопіетъ Апостолъ, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24); посему можетъ ли быть какое мѣсто для гордости въ распятыхъ и умершихъ міру и самимъ себѣ, въ тѣхъ, кои должны жить единою жизнію Хрістовою? Симъ-то истиннымъ послѣдователямъ Своимъ рекъ Онъ: се Азъ съ вами есмь до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20)!

Да не удалится и отъ насъ, братія моя, благодатное присутствіе Хріста Спасителя, пришедшаго въ міръ взыскать и спасти погибшаго, каковы суть всѣ человѣки; потщимся исполнять святую волю, хотящую нашего спасенія; да желаемъ мы сами и да ищемъ единственно того, чтó можетъ служить къ совершенству житія Хрістіанскаго, праведнаго, Богоугоднаго; да помышляемъ о томъ, да дѣлаемъ то, елика суть истинна, елика честна, аще кая добродѣтель, и аще кая похвала (Флп. 4, 8). При паденіяхъ же нашихъ, коихъ не можно избѣгнуть по немощи нашего естества, да обращаемся къ Богу Спасителю нашему съ сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ, прося отъ Него всесильной помощи къ подкрѣпленію насъ въ подвигахъ благочестія. Тогда и Онъ обратится къ намъ Своимъ неизреченнымъ милосердіемъ; тогда речетъ и намъ, якоже рекъ нѣкогда Своимъ возлюбленнымъ ученикамъ: се Азъ съ вами есмь до скончанія вѣка! Аминь.

Говорено 26 Декабря 1819 года, въ Черниговѣ въ домовой Церкви.

Источникъ: Слова и рѣчь, говоренныя въ разныя времена и въ разныхъ мѣстахъ, покойнымъ Преосвященнымъ Архіепископомъ Ярославскимъ и Ростовскимъ Сѵмеономъ, изданныя въ свѣтъ для чтущихъ память его. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1827. — С. 85-93.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0