Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Свщмуч. Сильвестръ (Ольшевскій), архіеп. Омскій († 1920 г.)
Пастырь молитвенникъ.

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе; ихъ же взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7).

Кто на Руси не слышалъ имени протоіерея отца Іоанна Кронштадтскаго? Кому неизвѣстно о той благодатной помощи, которая изобильно по его молитвѣ подаваема была множеству больныхъ, скорбныхъ и угнетенныхъ? Кто не слыхалъ о той широкой благотворительной дѣятельности о. Іоанна, при которой онъ ежегодно употреблялъ на дѣла милосердія многія сотни тысячъ рублей? Въ разныхъ городахъ нашего отечества, гдѣ ни появлялся о. Іоаннъ, вездѣ невѣдомо откуда возникали тысячи народа, жаждавшаго взглянуть на него и получить его благословеніе. Знали о. Іоанна не только въ Россіи, но и въ чужихъ государствахъ. Трудно указать въ нашей исторіи другую личность, которую такъ знали бы, къ которой такъ не равнодушны были бы отъ низшихъ до высшихъ сословій, и которая имѣла бы такое великое значеніе для своихъ современниковъ. Скончался о. Іоаннъ, и о немъ вмѣстѣ съ Монархомъ плачетъ весь народъ православно-русскій.

Что же вознесло этого смиреннаго священнослужителя на такую высоту?

Происходилъ онъ изъ скромной и бѣдной причетнической семьи одной изъ захолустныхъ деревень Архангельской губерніи. По его собственнымъ воспоминаніямъ, онъ родился настолько слабымъ, что чрезъ нѣсколько часовъ послѣ рожденія вынуждены были крестить его. Первоначальные успѣхи въ книжномъ ученіи его также были слабы. Мальчику оставалось единственное средство — молитва ко Господу, и онъ у Господа испросилъ себѣ добрые успѣхи. Послѣ обученія въ мѣстномъ духовномъ училищѣ и мѣстной духовной семинаріи, онъ получаетъ высшее богословское образованіе въ Петербургской духовной академіи. Успѣшно окончивши академическій курсъ ученія, онъ вступаетъ въ бракъ и становится однимъ изъ младшихъ священниковъ Андреевскаго собора въ г. Кронштадтѣ. Здѣсь онъ принимается за обычный молитвенно-пастырскій трудъ приходскаго священника. Жизнеописанія его не указываютъ намъ какихъ-нибудь особенныхъ и чрезвычайныхъ событій въ его личной жизни. Жизнь его течетъ просто, какъ жизнь пастыря Церкви. Здѣсь постепенно и незамѣтно происходитъ та внутренняя его работа и то внѣшнее пастырское дѣланіе, которое, развиваясь и разростаясь, не могло вмѣщаться въ рамкахъ Кронштадтскаго прихода и перешло въ другія города, пока не охватило всю Россію, пока не сдѣлало его извѣстнымъ, среди читающаго люда всѣхъ странъ свѣта.

Что же это за работа была?

Основное настроеніе его духа ярко обнаруживается въ той первой рѣчи, которую онъ сказалъ Кронштадтскимъ прихожанамъ при своемъ вступленіи въ приходъ. «Сознаю высоту священническаго сана и соединенныхъ съ нимъ обязанностей, — говорилъ молодой тогда о. Іоаннъ. — Чувствую свою немощь и недостоинство къ прохожденію высочайшаго на землѣ служенія священническаго, но уповаю на благодать и милость Божію, немощная врачующую и оскудѣвающая посполыняющую. Знаю, что можетъ меня сдѣлать болѣе или менѣе достойнымъ этого сана и способнымъ проходить это званіе. Это — любовь ко Христу и къ вамъ, возлюбленные братія мои. Потому то Господь, возстановляя отрекшагося ученика въ званіи апостола, троекратно спросилъ его: любишь ли Мя, — и послѣ каждаго отвѣта его: люблю Тя, — повторялъ ему: паси овцы моя, паси агнцы Моя. Любовь — великая сила: она и немощнаго дѣлаетъ сильнымъ, и малаго — великимъ, и незначительнаго — достопочтеннымъ, и прежде незнакомаго и чужого — дѣлаетъ скоро и близкимъ, и знаемымъ, и любезнымъ. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да дастъ и мнѣ любвеобильный ко всѣмъ Господь искру этой любви, да воспламенитъ ее во мнѣ Духомъ Своимъ Святымъ», — закончилъ свою первую пастырскую рѣчь о. Іоаннъ. Вспоминая объ этомъ начальномъ времени своего пастырства въ семидесятую годовщину своей жизни, маститый о. Іоаннъ такъ высказывается: «Всегда особенно плѣнялъ мой умъ и сердце премудрый планъ спасенія погибающаго рода человѣческаго черезъ Божественнаго Агнца Божія Іисуса Христа, вземлющаго грѣхи міра. Размышляя о семъ чудномъ домостроительствѣ Божіемъ, я проливалъ обильныя и горячія слезы, сгорая желаніемъ содѣйствовать спасенію погибающаго человѣчества». Таково исходное основаніе пастырства о. Іоанна. Развиваясь далѣе, благоговѣйное настроеніе его постепенно переходитъ въ молитву непрестанную. Свой внутренній трудъ молитвенный онъ самъ отмѣчаетъ въ такихъ словахъ при бесѣдѣ съ Сарапульскими пастырями: «Я постоянно молюсь, — я даже не понимаю, какъ можно проводить время безъ молитвы. Воистину молитва есть дыханіе души». Въ то же самое время онъ всецѣло отдаетъ себя всякой благотворительной дѣятельности. Онъ не отпускалъ отъ себя никого изъ просителей безъ какого-нибудь удовлетворенія. До того иногда доходило въ первое время его пастырства, что въ его домѣ не оставалось ни куска хлѣба, что онъ самъ оставался безъ достаточной одежды. Такимъ образомъ все существо въ пастырской дѣятельности о. Іоанна составляло слѣдующихъ двѣ статьи: непрестанная молитва и дѣла милосердія. Прошло полтора десятка лѣтъ пастырскаго труда и этихъ двѣ стихіи въ чудотвореніяхъ разверзли для него небеса! Эти двѣ стихіи при небесахъ разверзнутыхъ привлекли къ нему сердца и умы современниковъ (см. Церков. Вѣд. 1904 г. № 39)!

Вспоминаются намъ личныя впечатлѣнія, полученныя нами отъ участія въ совершеніи совмѣстно съ о. Іоанномъ Божественной литургіи въ Кронштадтскомъ соборѣ въ первое время нашего священства. Въ этомъ завѣдуемомъ о. Іоанномъ соборѣ, въ храмовыхъ порядкахъ, въ богослужебномъ чтеніи и пѣніи, въ самой даже личности о. Іоанна при первомъ взглядѣ намъ не открылось ничего выдающагося, кромѣ самаго будничнаго склада. Порывистыя движенія, рѣзкій голосъ о. Іоанна, нѣкоторые порядки вселяли въ насъ смущеніе. Но вотъ стали мы вмѣстѣ съ нимъ на Божественную литургію вокругъ св. престола. Здѣсь нашему тѣлесному и духовному взору открылось нѣчто новое... Чѣмъ дальше шла Божественная служба, тѣмъ яснѣе для насъ становился источникъ духовной силы о. Іоанна. Когда же онъ сталъ совершать общую исповѣдь всей присутствовавшей въ соборѣ тысячной толпы народа разнаго званія, когда раздались по собору громкій плачъ и громкія самоукоренія кающихся, когда онъ исцѣлилъ нѣсколькихъ припадочныхъ и бѣсноватыхъ во время Причащенія, — тогда мы всѣмъ своимъ существомъ поняли, что сила о. Іоанна заключается именно въ способности чистой души его къ дерзновенной молитвѣ. Тогда открылся намъ дотолѣ сокрытый смыслъ многихъ мѣстъ его вдохновеннаго дневника, именуемаго «Моя жизнь во Христѣ». Какой величественный урокъ, какой родникъ вдохновенія даетъ собою дорогой батюшка о. Іоаннъ всѣмъ пастырямъ Церкви нынѣшнимъ и будущимъ!

Чувствуетъ эту молитвенную силу приснопамятнаго о. Іоанна весь вѣрующій народъ русскій. Вмѣстѣ съ народомъ знаетъ и чувствуетъ эту силу и благочестивѣйшій нашъ Царь Государь, нынѣ посредствомъ нарочитаго рукописанія на имя первосвятителя царствующаго града призвавшій весь народъ православно-русскій къ духовному единенію съ почившимъ пастыремъ посредствомъ усердной заупокойной молитвы о немъ. Умилительно вспомнить о томъ, какъ та же благодатная сила побудила покойнаго вѣнценосца Государя Александра III привлечь къ себѣ вмѣстѣ съ августѣйшей родною семьею и о. Іоанна въ самыя послѣднія минуты своего земнаго бытія. Послѣ помазанія больныхъ мѣстъ умиравшаго Государя освященнымъ елеемъ, о. Іоаннъ возложилъ свои руки на Государя и молился надъ нимъ. Затѣмъ онъ спросилъ Государя: «Ваше Величество, не утомляю ли я Васъ?» На это Государь отвѣтилъ: «Нѣтъ, пожалуйста, продолжайте, Мнѣ такъ это пріятно, это меня успокаиваетъ». При этомъ Государь добавилъ: «Вы святой человѣкъ, вы праведникъ, — вотъ почему народъ васъ такъ любитъ». Затѣмъ Государь просилъ о. Іоанна пойти отдохнуть, чтобы снова придти. Незадолго предъ кончиной о. Іоаннъ снова пришелъ и снова молился, пока Государь не предалъ Богу свой духъ. Въ этотъ священный часъ ясно обнаружили себя двѣ праведныхъ души — и Государя и пастыря.

Однако не одно почитаніе и любовь за свои великіе труды духовные воспріялъ приснопамятный о. Іоаннъ. Были въ его жизни и тернія съ разныхъ сторонъ. Дома было не безъ ропота. Ополчились противъ него и осуждали его тѣ, кто въ достойномъ пастырствованіи его долженъ былъ видѣть краснорѣчивое осужденіе собственнаго нерадѣнія. Съ великимъ ожесточеніемъ и злыми насмѣшками нападали на него тѣ интеллигентные люди и злодѣи, которыхъ онъ обличалъ за религіозное нечестіе и за государственную смуту. Много скорбей доставляли разные сектанты: пашковцы, толстовцы, баптисты и штундисты, которыхъ онъ вынужденъ былъ обличать. Наконецъ, были предметомъ глумленія и нѣкоторые пока не совсѣмъ ясные въ жизни собственные поступки. Во всѣхъ сихъ случаяхъ доблестный пастырь не падалъ духомъ, — его поддерживала непрестанная молитва. По поводу этихъ скорбей о. Іоанна въ послѣднее время такъ писалъ къ нему одинъ изъ его почитателей: «Среди искреннихъ людей, понимающихъ Христолюбца, были до сихъ дней такіе, которые недоумѣвали, какъ можно жить ему, казалось, среди однѣхъ похвалъ и общей любви. Теперь ихъ недоумѣнію конецъ: они убѣждаются въ томъ, что участь пророковъ и апостоловъ и прочихъ избранниковъ Божіихъ есть и ваша участь. Враги нашей Божественной вѣры злорадствуютъ, читая издѣвательства надъ вашею святою личностью, въ издаваемыхъ злодѣями журналахъ; но радуются сему и послѣдователи вѣры; они видятъ издѣвательныя изображенія ваши не въ смѣшномъ видѣ, но въ вѣнцѣ исповѣдника» (Архіеп. Антоній Волынскій).

Не смотря на свои поразительные труды молитвенные и особенно по посѣщенію страждущихъ, о. Іоаннъ дожилъ до второго предѣла псаломскаго возраста и скончался на 80-мъ году жизни. Божественную литургію совершалъ онъ ежедневно даже въ болѣзни, причемъ послѣднюю литургію совершалъ за недѣлю до смерти, а пріобщался св. Христовыхъ Таинъ даже въ самый день смерти. Почилъ онъ мирно о Господѣ.

Такъ своею жизнію и смертію, всею своею личностію поучаетъ насъ вѣрѣ почившій пастырь всероссійскій, дорогой батюшка о. Іоаннъ. Вѣруемъ, что Владыка Господь благосердъ къ нему и по смерти, какъ милостивъ и благопослушливъ былъ къ нему при жизни. Своею молитвою заупокойною о немъ мы не только содѣйствуемъ ему изгладить тѣ грѣхи, которыми онъ согрѣшилъ яко человѣкъ, но и входимъ въ духовное общеніе съ нимъ. Въ предстоящемъ панихидномъ пѣніи мы помолимся, «да его помилуетъ Господь и насъ спасетъ, яко Благій и Человѣколюбецъ».

Источникъ: Протоіерей І. Ольшевскій (нынѣ Сильвестръ, Епископъ Прилукскій). Пастырь молитвенникъ. // Пастырскій вѣнокъ дорогому батюшкѣ о. Іоанну Кронштадтскому. — СПб.: Печ. Графическаго Института Бр. Лукшевицъ, 1911. — С. 14-20.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0