Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Стефанъ Архангельскій († 1914 г.)
12. Слово на день св. равноапостольной Нины, просвѣтительницы Грузіи
[1].

Возлюбленныя дѣти!

Мы празднуемъ сегодня въ честь просвѣтительницы Грузіи, равноапостольной Нины, и потому естественно намъ обратиться мыслями къ тому отдаленному времени, когда назадъ тому 16 вѣковъ, св. Просвѣтительница обходила города и веси, совершая свое апостольское служеніе и глаголами вѣчныхъ истинъ жгла сердца людей, и грубыхъ, суевѣрныхъ, тлѣющихъ въ похотяхъ прелестныхъ язычниковъ обращала въ кроткихъ, цѣломудренныхъ, богопросвѣщенныхъ и ревностныхъ о спасеніи своемъ чадъ Божіихъ о Христѣ Іисусѣ. Обращаясь мыслями къ тѣмъ временамъ и стараясь представить себѣ образъ дивной равноапостольной жены, служительницы слова Божія, естественно мы можемъ сожалѣть, что должны теперь лишь силою своего представленія вызывать въ себѣ сей дивный образъ и не можемъ въ дѣйствительности слышать той чудной проповѣди, которая назадъ тому 16 вѣковъ раздавалась въ сихъ мѣстахъ и свѣтомъ евангельской истины просвѣщала умы современниковъ, пламенемъ Божественной любви наполняла сердца ихъ и волю ихъ направляла къ чистой святой жизни. Возблагодаримъ, братіе, Бога, что Онъ по благости Своей воздвигъ нѣкогда святую равноапостольную жену, столь твердо укоренившую здѣсь ученіе Христово, что оно непоколебимо, въ апостольской чистотѣ, держится уже болѣе полуторатысячелѣтія и, дастъ Богъ, будетъ держаться до скончанія вѣка. Но не будемъ безнадежно жалѣть, что мы будто лишены возможности слышать проповѣдь св. Просвѣтительницы Иверіи. Ибо, чтó она благовѣствовала, чѣмъ жгла сердца людей? Принесла ли она въ сію страну какую либо мудрость по стихіямъ міра, проповѣдывала ли она какую либо новую глубокомысленную потерянную для насъ теперь философскую систему, или же даромъ дивныхъ утраченныхъ теперь поэтическихъ пѣсенъ она плѣнила сердца своихъ современниковъ. Нѣтъ, возлюбленные, св. равноап. Нина не была ни философомъ, ни поэтомъ. Она не проповѣдывала никакой новой мудрости, прежде нея и намъ теперь неизвѣстной. Правда, глаголы ея были вѣщаніемъ мудрости, но эта мудрость была не человѣческая, а мудрость Божественная, которую прежде вѣковъ предоставилъ Богъ во спасеніе наше и явилъ намъ во Христѣ Іисусѣ. Правда, глаголы ея красотою своею жгли сердца людей, но красота этихъ глаголовъ была не красота поэзіи земной, блеснувшей на мигъ искрой малой и исчезнувшей во мглѣ временъ, а красота истины небесной, на вѣки вожженной въ евангеліи и яркимъ пламенемъ доселѣ озаряющей міръ. Этой мудрости, проповѣданной здѣсь впервые св. Ниной, мы можемъ, если захотимъ, поучаться и теперь, этой красотою евангельскаго ученія, которою она плѣняла сердца своихъ современниковъ, мы можемъ наслаждаться всегда. Что же это за мудрость Божественная, проповѣданная св. Ниной? Это мудрость, принесенная намъ на землю Сыномъ Божіимъ, воплощенною Премудростію. Это откровеніе о Богѣ, безконечно любящемъ Отцѣ всѣхъ людей, хотящемъ всѣмъ спастись и въ разумъ истины прійти. Это проповѣдь о Богѣ Сынѣ, по безконечной любви Своей принявшемъ на Свое предвѣчное совершенное духовное безконечное существо немощное конечное плотяное естество наше, чтобы доступнымъ намъ образомъ въ живомъ личномъ примѣрѣ научить, какъ именно намъ спастись и въ разумъ истины прійти, и чтобы принести въ жертву за грѣхи наши Свое человѣческое естество и вознести его потомъ на престолъ Божественной славы, одесную Бога Отца. Это проповѣдь о Богѣ Духѣ Святомъ, по безконечной любви Своей, въ св. таинствахъ очищающемъ насъ отъ всякой скверны, подающемъ намъ Божественную жизнь и посаждающемъ тѣхъ которые побѣждаютъ въ себѣ зло и неправду, на престолѣ славы Единороднаго Богу и намъ Сына Божія! А глаголы этой чудной мудрости, упразднившей мудрость эллинскихъ философовъ, мудрость проповѣданную св. Ниной, и теперь мы можемъ слышать. Приклонимъ только ухо свое къ евангельскимъ глаголамъ, какъ преклоняли грубые, но жаждущіе божественной истины язычники, современники св. Нины, и мы будемъ участниками ихъ слышанія св. Просвѣтительницы.

Въ чемъ состояла теперь красота истины небесной, которою такъ плѣняла св. Нина своихъ современниковъ и уловляла ихъ своими апостольскими мрежами въ корабль церкви Христовой? Это, возлюбленные, вѣчная красота нравственнаго закона евангельскаго. Это та же самая красота, которая плѣняла сердца слушателей Христовыхъ, свидѣтельствовавшихъ, что никакой человѣкъ не говорилъ такъ, какъ Онъ говорилъ. Это та самая красота, которая весь міръ покорила проповѣди бѣдныхъ галилейскихъ рыбарей и помрачила собою суетную красоту эллинской и римской поэзіи. Не сіе ли вѣщала Слова Божія служительница: Отвергнитесь себя, сбросьте съ себя бремя своей самости, превозношенія своими мнимыми совершенствами, сознанія своего мнимаго значенія предъ судомъ вѣчной правды, сбросьте съ себя бремя во злѣ лежащаго міра съ его суетными страстными обычаями, съ его похотью плоти, очей и гордости житейской, сбросьте съ себя бремя зла и пороковъ, возложенныхъ на васъ діаволомъ, сознайте свое ничтожество, свою нищету духовную, — и вамъ легокъ будетъ путь въ царство небесное; сознавши же свою нищету, оплачьте ее, омойте слезами покаянія свою душу, омраченную грѣховными склонностями, увлеченіями, нарушеніями законовъ правды вѣчной, — и вы утѣшитесь, увидя ее паче снѣга убѣленною; кротко переносите всѣ земныя бѣды, скорби, лишенія нападки и насмѣшки злыхъ людей, несите кротко этотъ крестъ свой, — и этотъ огонь скорбей и крестныхъ страданій будетъ горькимъ, но вѣрнымъ врачевствомъ къ исцѣленію вашей души и умерщвленію въ насъ ветхаго плотскаго человѣка, къ обузданію чувственности и истребленію страстей, къ отрѣшенію вашего сердца отъ сей земли и всего временнаго и къ устремленію его къ новой землѣ, на ней же правда живетъ и на ней же уготовано вамъ наслѣдіе, котораго око не видало и ухо не слыхало. Стремитесь къ истинѣ, добру и святости, какъ голодный и жаждущій стремятся къ пищѣ и питью, — и вы насытитесь вѣчною правдою, дадите безсмертному духу вашему полное удовлетвореніе въ его высшихъ запросахъ и потребностяхъ. Будьте милостивы, дружелюбны и благожелательны другъ къ другу, питайте алчущихъ, пойте жаждущихъ, одѣвайте нагихъ, служите страннымъ и больнымъ, не лишайте милости даже преступниковъ; наипаче же алчущаго духовной пищи насыщайте словомъ Божіимъ, жаждущаго въ пустынѣ ложныхъ миражей осуетившейся мудрости земной напояйте словомъ истины, покрытыхъ смраднымъ рубищемъ пороковъ одѣвайте одеждою добродѣтели, увлеченныхъ ложными ученіями изъ ограды церкви Божіей и бродящихъ по распутіямъ міра вводите подъ кровъ благодати Божіей и таинствъ церковныхъ, острупленныхъ язвами грѣховъ и болящихъ недугами души приводите въ врачебницу духовную, преступниковъ закона Божія и плѣнниковъ князя тьмы изводите на свѣтъ заповѣдей Господнихъ, въ свободу чадъ Божіихъ, — и вы будете имѣть милости Отца небеснаго, безконечно превосходящія эти ваши милости къ ближнему. Не допускайте въ сердце свое худыхъ мыслей, нечистыхъ чувствъ и похотливыхъ влеченій, наполняйте его мыслями о Богѣ, огнемъ любви къ Нему, ѳиміамомъ непрестанной молитвы, — и вы лицомъ къ лицу нѣкогда узрите Бога, Его славу, Его дивныя совершенства. Погашайте раздоры и вражду на землѣ, водворяйте миръ и согласіе между людьми, какъ дѣтьми одного Отца небеснаго, а наипаче людей враждующихъ съ Богомъ и не покоряющихся Его святому закону приводите въ послушаніе вѣры, примиряйте съ Богомъ, — и вы водворите такимъ образомъ на землѣ тотъ миръ и благоволеніе, наступленіе которыхъ возвѣстили ангелы Божіи при рожденіи Сына Божія и водвореніе которыхъ было единственною цѣлью земной жизни Спасителя и служенія Его апостоловъ, — и за это вы будете такъ же, какъ и Спаситель, возлюбленными сынами Божіими, будете находиться съ Богомъ въ тѣснѣйшемъ общеніи взаимной любви. Водворяйте на землѣ этотъ миръ Божій, это царство Христово, царство правды и любви на землѣ, водворяйте не только при благопріятныхъ условіяхъ, но даже и при всякихъ противодѣйствіяхъ и препятствіяхъ вашимъ усиліямъ, съ радостью и веселіемъ совершайте это дѣло Божіе, не смотря ни на какія личныя оскорбленія, гоненія, всяческія хулы и всякій золъ глаголъ и клевету ради имени и дѣла Христова, — и награда ваша — ваше будущее блаженное состояніе будетъ таково, что для изъясненія его величія нѣтъ и понятій въ нашемъ теперешнемъ языкѣ человѣческомъ. — Такими глаголами св. Нина жгла сердца своихъ слушателей. Но эти глаголы суть вмѣстѣ и глаголы Спасителя и Его Апостоловъ, заключенные въ Евангеліи и апостольскихъ посланіяхъ. Приклонимъ къ нимъ ухо съ тою вѣрою, съ какою слушатели св. Нины внимали ея глаголамъ, и наши сердца такъ же плѣнятся красотою этого евангельскаго нравственнаго закона, какъ плѣнялись нѣкогда сердца современниковъ св. равноапостольной Нины.

Итакъ, слушая Евангеліе Христово, мы слышимъ сонмъ апостоловъ, слышимъ св. Просвѣтительницу Иверіи Нину, вѣрную служительницу слова Божія. Не будемъ, такимъ образомъ, жалѣть, что мы не слышимъ теперь апостольской проповѣди св. Нины, а будемъ возгрѣвать въ себѣ усердіе къ глаголамъ вѣчной истины евангельской, ревность о жизни по наставленію сихъ глаголовъ, и мы и теперь, спустя 16 вѣковъ, послѣ кончины св. Просвѣтительницы, будемъ ея вѣрными учениками, ея послушными чадами, или вѣрнѣе сказать ея братьями, собратіями вмѣстѣ съ нею Христу и чадами вмѣстѣ съ нею Отца нашего небеснаго, что и да будетъ молитвами св. Равноапостольной Нины со всѣми нами. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное 14 января 1902 года при послѣднемъ служеніи въ Тифлисскомъ семинарскомъ храмѣ.

Источникъ: Слова и рѣчи преосвященнаго Стефана, епископа Сумскаго. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1904. — С. 101-106.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0