Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Стефанъ Архангельскій († 1914 г.)
11. Слово на день Святаго Апостола Андрея Первозваннаго
[1].

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшній день св. матерь наша Церковь воспоминаетъ память св. апостола Андрея Первозваннаго. Св. ап. Андрей называется Первозваннымъ потому, что онъ первый вмѣстѣ съ братомъ своимъ, Симономъ-Петромъ (Іоан. 1, 40-41), по зову Христа Спасителя: идите за Мною (Матѳ. 4, 19), тотчасъ послѣдовалъ за Нимъ, оставивъ свои рыболовныя сѣти и свое занятіе, дававшее ему средства существованія (Матѳ. 4, 18). Затѣмъ все время общественнаго служенія Христа Спасителя св. Андрей, вмѣстѣ съ другими апостолами, ходилъ изъ города въ городъ, изъ селенія въ селеніе, раздѣляя съ своимъ Божественнымъ Учителемъ какъ труды благовѣствованія царствія Божія, такъ и лишенія страннической жизни, матеріальныя нужды и злобу враговъ. Перенесши чрезвычайныя скорби взятія Господа и распятія Его на крестѣ, и вмѣстѣ съ этимъ крушеніе всѣхъ своихъ завѣтныхъ надеждъ, онъ имѣлъ радость видѣть воскресшаго и возносящагося на небеса Господа, а затѣмъ и получить въ день Пятидесятницы обѣтованнаго Святаго Духа.

Исполненный силою и наитіемъ Святаго Духа, св. ап. Андрей странствовалъ съ проповѣдью евангелія по многимъ мѣстамъ Азіи и Европы, — былъ въ Греціи, Македоніи, Малой Азіи, Иверіи и другихъ мѣстностяхъ Кавказа, былъ въ Крыму и въ южной части нынѣшней Россіи, доходилъ, какъ говоритъ преданіе, до горъ Кіевскихъ, гдѣ, водрузивъ крестъ, предсказалъ этому мѣсту обиліе благодати Божіей, возникновеніе великаго града и многихъ храмовъ. Послѣ многихъ лѣтъ неустанной проповѣди евангелія по разнымъ странамъ, въ одномъ изъ городовъ Греціи, Патрасѣ, ап. Андрей былъ за свою проповѣдь распятъ на крестѣ. Но и, вися на крестѣ, св. апостолъ въ крестныхъ мукахъ два дня поучалъ собиравшійся къ его кресту народъ, пока не предалъ духъ свой Богу 30 ноября 70 года.

Такъ св. Апостолъ, оставивъ все, послѣдовалъ за Христомъ, всю жизнь свою посвятилъ служенію Ему и наконецъ за дѣло Его кончилъ жизнь свою на крестѣ, и тѣмъ заслужилъ участіе въ Божественной славѣ своего Господа (Іоан. 14, 3; 17, 22-24) и уготовалъ себѣ престолъ въ пакибытіи, когда сядетъ Сынъ человѣческій на престолѣ славы Своей (Матѳ. 19, 28).

Что же, будемъ ли только удивляться самоотверженію и подвигамъ Апостола? Нѣтъ, мы должны и подражать ему, если хотимъ наслѣдовать жизнь вѣчную. Но ужели всѣ Апостолы? всѣ учители (1 Кор. 12, 29)? Ужели всѣмъ намъ, чтобы получить жизнь вѣчную, необходимо, оставивъ свои обычныя занятія, идти съ проповѣдью евангелія? Нѣтъ, не всѣ призываются къ апостольскому служенію, не всѣмъ дано проповѣдывать тайны царствія Божія. Но тѣмъ не менѣе вѣчную жизнь нельзя иначе наслѣдовать, какъ, подобно Апостолу, послѣдовавъ за Христомъ, взявъ крестъ свой для распятія на немъ и оставивъ предварительно все, что мѣшаетъ этому послѣдованію за Господомъ. Христосъ Спаситель совершенно ясно отъ всѣхъ требуетъ: ко всѣмъ же сказалъ: если кто хочетъ идти за Мною, отвернись себя, и возьми крестъ свой и слѣдуй за Мною (Лук. 9, 23), и всѣхъ, кто не исполняетъ этого требованія Его, считаетъ недостойными Себя, недостойными слѣдовательно, и наслѣдія жизни вѣчной (Матѳ. 10, 37-39).

Поэтому намъ очень важно знать, какъ мы можемъ подражать св. Апостоламъ, не будучи призваны къ собственно апостольскому служенію? Какъ мы можемъ, находясь въ обычныхъ условіяхъ жизни, исполнить требованіе Христа Спасителя?

Св. Апостолъ Андрей, по зову Спасителя, оставилъ свои рыболовныя сѣти, а мы должны по повелѣнію того же Спасителя, оставить, отвергнуть себя. Но, спросите, что значитъ отвергнуть себя? Это значитъ отвергнуть свои похоти, эти сѣти запинающаго насъ грѣховнаго міра (Евр. 12, 1). Все, что въ мірѣ, говоритъ Слово Божіе: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Іоан. 2, 16). Этихъ то похотей мы и должны удаляться (1 Петр. 2, 11; 4, 2; 2 Петр. 1, 4; Тит. 2, 12; Кол. 3, 5), и въ этомъ именно удаленіи заключается указанное требованіе Христа Спасителя отвергнуться себя.

Въ чемъ же теперь состоятъ эти похоти? — похоть плоти состоитъ въ невоздержаніи всякаго рода: въ объяденіи, когда чрево человѣка дѣлается какъ бы богомъ его (Флп. 3, 19), въ пьянствѣ (Гал. 5, 21), блудѣ, прелюбодѣяніи (Гал. 5, 19), и подобныхъ дѣлахъ, о которыхъ, какъ говоритъ Апостолъ, стыдно и говорить (Ефес. 5, 12). Вотъ эту похоть плоти и требуется прежде всего подавить въ себѣ или совершенно отвергнуть отъ себя. Смотрите же за собою, сказалъ Спаситель, чтобы сердца ваши не отягчались объяденіемъ и пьянствомъ и заботами житейскими (что намъ ѣсть? или что пить? или во что одѣться?) и чтобы день тотъ не постигъ васъ внезапно (Лук. 21, 34; Матѳ. 6, 31). Никакой блудникъ, а равно и пьяницы говоритъ слово Божіе, не имѣютъ наслѣдія въ царствѣ Христа и Бога (Ефес. 5, 5; 1 Кор. 6, 9-10). А наравнѣ съ фактическимъ прелюбодѣйствомъ Христосъ Спаситель ставитъ также нечистыя мысли и пожеланія (Матѳ. 5, 27-28). Посему послѣдователь Христовъ долженъ быть свободнымъ не только отъ всего этого (1 Кор. 10, 6-9), но быть воздержнымъ даже и въ томъ, что позволительно (1 Кор. 10, 23). такъ что, ѣстъ ли онъ, пьетъ ли, или иное что дѣлаетъ, онъ долженъ все дѣлать не иначе, какъ во славу Божію (1 Кор. 10, 31). — Похоть, теперь, очей состоитъ въ любостяжаніи, корыстолюбіи, или сребролюбіи. Всѣ эти виды похоти очей являются въ человѣкѣ, когда онъ главную цѣль своей жизни полагаетъ въ наживѣ, въ обогащеніи, при неразборчивости иногда въ самыхъ средствахъ обогащенія. Таковую похоть слово Божіе приравниваетъ къ идолослуженію (Ефес. 5, 5; Кол. 3, 5), а потому считаетъ ее гнусною (1 Петр. 5, 2), постыдною (Тит. 1, 11) и совершенно неприличною для послѣдователей Христовыхъ (Ефес. 5, 3). Смотрите, сказалъ Самъ Спаситель, берегитесь любостяжанія, ибо жизнь человѣка не зависитъ отъ изобилія имѣнія его (Лук. 12, 15). Трудно богатому войти въ царствіе Божіе, ибо удобнѣе верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти въ царствіе Божіе (Лук. 18, 24-25). Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весъ міръ, а душѣ своей повредитъ? или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою? (Матѳ. 16, 26). Эту похоть очей христіанину требуются умертвить въ себѣ такъ же, какъ и похоть плоти (Кол. 3, 5); она, наравнѣ съ блудомъ, не должна даже именоваться у послѣдователей Христовыхъ (Ефес. 5, 3). — Третья похоть, которую христіанинъ долженъ отвергнуть, есть гордость житейская, состояшая въ надменіи плотскимъ умомъ своимъ (Кол. 2, 18), который съ трудомъ, едва постигаетъ и то, что на землѣ (Прем. 9, 16), но дерзаетъ изслѣдовать тайны небесныя, не покоряясь Евангелію Божію (1 Петр. 2, 8; 4, 17) и богооткровенной истинѣ (Гал. 8, 1; Рим. 2, 8), но увлекаясь философіею и пустымъ обольщеніемъ по преданію человѣческому, по стихіямъ міра, а не по Христу (Кол. 2, 8). Отсюда превозношеніе своимъ существомъ, доходящее до отрицанія въ немъ какой либо наслѣдственной и собственной грѣховной порчи, а потому даже и до отверженія искупленія, совершеннаго Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Отсюда превозношеніе собственными силами, какъ вполнѣ достаточными, безъ содѣйствія Божественной помощи и благодати, для совершенія добра и для нравственнаго совершенства (Апок. 3, 17; 2 Петр. 2, 1; 1 Петр. 2, 4-8), доходящее до поставленія своей воли на мѣсто святой, благой и совершенной воли Божіей (Лук. 7, 30; 1 Петр. 4, 2-3; Рим. 10, 3; 8, 7). Отсюда также самолюбіе, превозношеніе предъ братіями своими и презрѣніе къ нимъ (Іоан. 7, 49; 9, 34), вражда, злоба, зависть, ненависть. — Эта похоть изъ всѣхъ самая гибельная. Предающіеся этой похоти подпадаютъ подъ осужденіе діавола (1 Тим. 3, 6).

Не оставляя своихъ обычныхъ дѣлъ и занятій, но отвергнувши тройственную похоть — плоти, очей и гордости житейской — эту сѣть, которою міръ и діаволъ опутываютъ насъ (2 Тим. 2, 26), — мы вполнѣ уподобимся св. апостолу Андрею, оставившему сѣти свои, привязывавшія его къ міру.

Далѣе намъ необходимо послѣдовать за Христомъ, какъ и апостолъ послѣдовалъ за Нимъ. Но какъ мы можемъ теперь слѣдовать за Христомъ, когда Его нѣтъ съ нами? — Слѣдовать за Христомъ теперь мы можемъ единственно исполненіемъ Его святыхъ заповѣдей.

Поэтому слѣдуетъ за Христомъ тотъ, кто имѣетъ нищету духовную, то есть, смиреніе христіанское, — кто считаетъ себя землею и пепломъ, грѣшникомъ, недостойнымъ помилованія, не могушимъ безъ помощи Божіей дѣлать ничего истинно добраго (Іоан. 15, 5); кто смиренно покоряетъ умъ свой Откровенію, вѣрѣ и истинѣ евангельской (Рим. 16, 19; 2 Кор. 9, 13; 10, 4-5; 1 Петр. 1, 2. 22), а волю свою — благой, угодной, совершенной волѣ Божіей (Рим. 12, 2; 1 Петр. 4, 2; Матѳ. 17, 21, 1 Іоан. 2, 17) и закону Господню (Псал. 1, 2; 39, 9; Рим. 7, 22); кто ни предъ кѣмъ не превозносится, не тщеславится, но всѣхъ почитаетъ высшими себя (Флп. 2, 3), зная, что Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (1 Петр. 5, 5). — Слѣдуетъ за Христомъ тотъ, кто, глубоко чувствуя свою грѣховность, свое безсиліе къ добру, плачетъ и сокрушается о томъ, день и ночь взываетъ къ Господу объ исцѣленіи своего растлѣнія грѣховнаго (Псал. 41, 4; Лук. 18, 7; Іак. 4, 9), о Его милости и всемогущей помощи къ чистой, святой и богоугодной жизни (Псал. 37, 22-23; 70, 12; Іуд. 21; Лук. 18, 13), и принимаетъ эту помощь въ св. таинствахъ и установленіяхъ церковныхъ (Евр. 4, 16). — Слѣдуетъ за Христомъ тотъ, кто кротко, безъ ропота, какъ больной горькое врачевство, переноситъ всѣ скорби и невзгоды бреннаго земнаго своего существованія среди грѣховнаго міра — болѣзни, бѣдность, несчастія, низкое положеніе; кто не воздаетъ зломъ за зло или ругательствомъ за ругательство (1 Петр. 3, 9); но побѣждаетъ зло добромъ (Рим. 12, 17-21); всѣ обиды, оскорбленія и гоненія злыхъ людей предаетъ Судіи Праведному (1 Петр. 2, 23), зная, что это угодно Богу (1 Петр. 2, 19-20), очищающему насъ страданіями, какъ золото и серебро очищаются въ горнилѣ (Псал. 11, 7; Мал. 3, 3; Ис. 48, 10). Слѣдуетъ за Христомъ тотъ, кто алчетъ и жаждетъ правды, то есть, уповая на помощь Божію, принимая ее въ святыхъ таинствахъ, и самъ всѣми силами своего существа, какъ голодный и жаждущій къ пищѣ и питію, стремится къ оправданію предъ Богомъ, къ водворенію въ себѣ и по возможности въ окружающемъ мірѣ всего, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродѣтель и похвала (Флп. 4, 8); кто соблюденіе заповѣдей Господнихъ ставитъ выше всего на свѣтѣ (Псал. 118, 127, 131; Іоан. 12, 50; 1 Ѳес. 4, 1-7). — Слѣдуетъ за Господомъ тотъ, кто милостивъ къ ближнимъ, то есть, кто, имѣя достатокъ матеріальный и видя брата своего въ нуждѣ или страданіи, не затворяетъ отъ него сердца своего (1 Іоан. 3, 17; Іак. 2, 15-16), но благовременною помощью и состраданіемъ готовъ откликнуться на всякую тѣлесную и духовную нужду его: на голодъ, и наготу его, на его безпріютность, болѣзнь, безысходность общественнаго положенія (Матѳ. 25, 34-36); кто готовъ радоваться съ радующимися и плакать съ плачущими (Рим. 12, 15); кто также, имѣя достатокъ духовный, спѣшитъ съ алчущими духомъ раздѣлить хлѣбъ истины, особенно истины евангельской (Матѳ. 4, 4; Марк. 16, 15), нагихъ духомъ облечь въ одежду добродѣтели, духовно болящимъ доставить врачеваніе язвъ ихъ совѣсти, бродящихъ внѣ ограды церковной ввести подъ кровъ Церкви, впавшихъ въ плѣнъ и темницу къ врагу спасенія нашего, діаволу, извести на свободу и славу дѣтей Божіихъ. — Слѣдуетъ за Христомъ тотъ, кто сердце свое, чистое отъ всѣхъ дурныхъ мыслей и желаній, очищаетъ отъ прираженій лукаваго непрестанною молитвою и постомъ (Матѳ. 17, 21; 1 Сол. 5, 17), непрестаннымъ памятованіемъ Господа Іисуса Христа (2 Тим. 2, 8), смерти, послѣдняго суда и воздаянія. — Слѣдуетъ за Христомъ тотъ, кто не только самъ не допускаетъ въ сердце свое вражды къ ближнему своему, но и старается водворять братскій миръ между враждующими, особенно же, подобно Сыну Божію, старается водворять миръ между грѣшниками и Богомъ, старается привести первыхъ отъ ихъ безумной вражды къ Богу и заповѣдямъ Его къ смиренной покорности евангелію, къ святости и непорочности (Іак. 4, 4; Рим. 5, 10-11; 8, 7; 2 Кор. 5, 20; Кол. 1, 22).

Вотъ спасительныя заповѣди Христовы (Матѳ. 5, 3-9), исполняя которыя, мы такъ же слѣдуемъ за Христомъ, какъ слѣдовалъ за Нимъ св. Апостолъ Андрей. Свѣтъ этихъ заповѣдей есть та же проповѣдь апостольская (Матѳ. 5, 16) и такъ же ведетъ къ свѣту вѣчной жизни, къ любви Отца небеснаго, къ свѣтлымъ обителямъ въ царствѣ Его (Іоан. 14, 2-3, 21, 23).

За исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ намъ остается исполнить послѣднее требованіе Христа Спасителя — взять крестъ свой и распяться на немъ. Но какъ мы можемъ исполнить это требованіе, когда нынѣ никого не распинаютъ на крестахъ? — Правда, что нынѣ не существуетъ крестной казни, и самый крестъ сталъ изъ предмета ужаса и поношенія предметомъ украшенія и почитанія. Но истинно предрекло слово Божіе, что желающіе жить благочестиво гонимы будутъ (2 Тим. 3, 12). Всегда, а во времена развитія беззаконій въ особенности, исполнители заповѣдей Христовыхъ и блюстители правды Его подвергаются гоненіямъ, поношенію, насмѣшкамъ, злословію неразумныхъ или злыхъ людей (Матѳ. 5, 10-11). И не только ложный стыдъ предъ родомъ симъ прелюбодѣйнымъ и грѣшнымъ (Мрк. 8, 38), но иногда бѣдность, лишенія, болѣзнь и даже самая смерть стоятъ на пути христіанина въ его слѣдованіи за Христомъ, на пути исполненія имъ заповѣдей Христовыхъ. Вотъ это и есть крестъ, который христіанинъ обязательно долженъ взять, какъ бы онъ ни былъ тяжелъ (Матѳ. 5, 29-30), а въ случаѣ нужды, ради Евангелія, ради соблюденія заповѣдей Христовыхъ, распять себя на немъ, то есть, положить на немъ не только земное счастье свое, здоровье, но и самую жизнь (Матѳ. 10, 38-39; Марк. 8, 34-36). Взявшіе такимъ образомъ этотъ спасительный крестъ и распинающіеся на немъ и нынѣ вполнѣ уподобляются св. ап. Андрею, на крестѣ въ страшныхъ мученіяхъ не оставлявшему служить евангелію и заповѣдямъ Христовымъ. Имъ такъ же, какъ апостоламъ, уготованы и высшія духовныя радости въ вѣкѣ настоящемъ и вѣчная жизнь въ вѣкѣ грядущемъ, въ царствѣ небесномъ (Матѳ. 19, 28-30; Марк. 10, 29-30; Лук. 18, 29-30).

Такъ вотъ, возлюбленныя братья и сестры, какъ нынѣ, не оставляя своихъ обычныхъ занятій, не выступая собственно на апостольское служеніе, если не получаемъ на него особаго призванія Божія, мы можемъ вполнѣ уподобляться св. апостоламъ, въ частности празднуемому нынѣ св. апостолу Андрею Первозванному, и такимъ образомъ уготовлять себѣ своею временною земною жизнію вѣчное отечество небесное и въ немъ престолъ Божественной славы и Божественныхъ радостей и совершенствъ (Апок. 3, 21)!

Отходя въ домы свои, помолимся усердно св. апостолу Андрею, чтобы онъ воодушевилъ насъ непреклонною рѣшимостью оставить мірскія похоти плоти, очесъ и гордости житейской, съ искреннимъ усердіемъ послѣдовать за Христомъ въ исполненіи Его Божественныхъ заповѣдей, и безъ страха взять крестъ спасительныхъ страданій и лишеній, ожидающихъ всякаго желающаго жить по заповѣдямъ Христовымъ, и такимъ образомъ наслѣдовать уготованное намъ отъ созданія міра царство небесное (Матѳ. 25, 34), чтó и да будетъ со всѣми вами. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказанное 30 ноября 1902 г. въ Рождество-Богородичной церкви з. г. Бѣлополья Сумскаго уѣзда.

Источникъ: Слова и рѣчи преосвященнаго Стефана, епископа Сумскаго. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1904. — С. 92-100.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0