Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Прот. Стефанъ Адоратскій († 1882 г.)
34. Слово въ день Богоявленія Господня.

Гласъ Господень на водахъ вопіетъ, глаголя: пріидите, пріимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа (Стих. празд.).

Торжественно, троекратно повторяемымъ пѣніемъ этой священной пѣсни начинается рядъ праздничныхъ пѣсней, съ которыми православная наша церковь изводитъ нынѣ вѣрныхъ чадъ своихъ на рѣки и источники водные, для освященія воды святыхъ Богоявленій, совершаемаго однажды въ годъ въ благодарственное воспоминаніе крещенія Господня, которое благоволилъ принять Господь для того, чтобы уврачевать недугъ міра и очистить тварь отъ всякой нечистоты (2 кан. празд. п. 5, ст. 2, п. 1, ст. 6).

Кто изъ насъ, брат., не поражался торжественностію тѣхъ священныхъ минутъ, когда извнутрь святаго олтаря, царскими вратами, начинается шествіе на рѣку всего освященнаго собора, въ которомъ животворящій крестъ Господень несется на главѣ предстоятелемъ, въ предшествіи святыхъ иконъ и свѣтильниковъ, съ громогласнымъ и стройнымъ пѣніемъ праздничныхъ пѣсней, и въ умиленіи сердца не благоговѣлъ предъ Богомъ, и не изливалъ молитвы о ниспосланіи ему милостей и щедротъ?

Но всѣ ли мы слушаемся гласа Господня, который особенно внятно нынѣ вопіетъ на водахъ, куда и поведетъ насъ скоро святая церковь, и послѣдуемъ ли ему безпрекословно со всею покорностію и готовностію исполнять все, что повелѣваетъ Богъ? Всѣ ли мы взыскуемъ того, чтобы принять и усвоить себѣ теплотою вѣры и подвигами благочестія, въ неотъемлемую собственность предлагаемый намъ, какъ даръ неизглаголанной милости Божіей, духъ премудрости, разума и страха Божія, и другіе благодатные дары Духа Святаго, который для того низшелъ нынѣ на крестившагося въ Іорданѣ, сладчайшаго Искупителя нашего Господа Іисуса, чтобы чрезъ Него проліяться въ дарахъ своихъ на всѣхъ насъ? И всѣ ли, насадивъ въ себѣ страхъ Божій, и обогатившись премудростію и разумомъ Божіимъ, по дару Христа Господня, ведемъ себя, какъ добрые домостроители благодати Божіей (1 Петр. 4, 10) и неусыпные дѣлатели въ вертоградѣ церкви Христовой, всегда труждающіеся и неусыпно пекущіеся о спасеніи своемъ и ближнихъ, чтобы такимъ образомъ благодать Божія не тщетно была принята нами (2 Кор. 6, 1). Спрашиваемъ объ этомъ потому, что можно быть такъ несмысленными, какъ свидѣтельствуетъ святый Апостолъ, что начавъ духомъ, оканчивать плотію (Гал. 3, 3).

Благодатные дары Божіи не могутъ оставаться въ насъ бездѣйственными, занявши всю душу нашу, они, безъ сомнѣнія, поведутъ насъ совсѣмъ иными стезями, чѣмъ стези жизни суетной, поведутъ путями Божіими, которые совсѣмъ не то, что пути человѣческіе, гдѣ люди водятся одними холодными расчетами житейскими и движимы бываютъ пристрастіями къ однимъ земнымъ благамъ и наслажденіямъ чувственнымъ. Что же? Желаемъ ли мы и готовы ли забыть и оставить все земное, отвергнуться самихъ себя, по заповѣди Евангельской, и отложить всякое житейское попеченіе, по внушенію церкви, чтобы дать дѣйствовать въ насъ одному Господу, и намъ самимъ все дѣлать во славу Божію (1 Кор. 10, 31), ища не своей пользы, но пользы многихъ (1 Кор. 10, 33), чтобы спаслись.

Святый Апостолъ Господень, въ нынѣшнемъ чтеніи, возвѣщая о явившейся благодати Божіей, спасительной для всѣхъ человѣковъ, говоритъ, что она для того возсіяла, чтобы научить насъ, да отвергшись нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно, праведно и благочестиво поживемъ въ нынѣшнемъ вѣкѣ (Тит. 2, 11-12). Кто изъ насъ, брат., не согласится, что по истинѣ не иначе можно начать провождать жизнь цѣломудренную, праведную и благочестивую, какъ отвергшись прежде нечестія, царствующаго въ семъ мірѣ, и омрачающаго наши сердечныя очи, и удалясь отъ мірскихъ похотей, которыя, овладѣвши человѣкомъ, и держа его, по видимому, въ чести и славѣ, унижаютъ его до того, что онъ уподобляется скотамъ несмысленнымъ (Псал. 48, 21). Особенно нашъ вѣкъ, отличающійся холодностію ко всему священному и Божественному и пренебреженіемъ къ высокимъ стремленіямъ духа, который и по природѣ своей и дѣйствіемъ благодати Божіей, долженъ влечься къ Богу, особенно, говорю, вѣкъ нашъ требуетъ усиленнаго подвига вѣры и благочестія и преимущественной горячести духа, чтобы намъ не участвовать съ людьми, живущими въ забвеніи Бога и вѣчнаго блага души своей, въ ихъ ложныхъ и богопротивныхъ ученіяхъ и беззаконныхъ правилахъ и обычаяхъ жизни.

И кто изъ насъ, брат., не испытывалъ, какого труда и непомѣрныхъ усилій требуетея для того, чтобы побѣдить живущій въ насъ грѣхъ (Рим. 7, 20)? Какой подвигъ продолжительный и постоянный и тяжкая борьба необходимы намъ, чтобы умертвить въ себѣ всякую грѣховную страсть и злую похоть, увлекающую и прельщающую насъ (Рим. 7, 5; Кол. 3, 5; Іак. 1, 14) и совлекшись ветхаго человѣка съ дѣлами его, облечься въ новаго человѣка, созданнаго по Богу, въ праведности и святости истины (Ефес. 4, 22. 24).

Для этого то и явилась благодать Божія, какъ говоритъ св. Апостолъ, спасительная всѣмъ человѣкамъ, которая облекаетъ насъ силою свыше, и даруетъ все потребное для жизни и благочестія (2 Петр. 1, 3) и по сей благодати, излившейся на весь родъ человѣческій, дарованы намъ великія и драгоцѣнныя обѣтованія, дабы мы чрезъ нихъ содѣлались причастниками Божескаго естества (2 Петр. 1, 4).

Скажите, неужели не содрогнется сердце наше, внимая нынѣшнему повѣтствованію Евангельскому о томъ, что пресвятая и живоначальная Троица, во единомъ существѣ славимая и поклоняемая, благоволила явить нынѣ свое видимое присутствіе на рѣкѣ Іорданѣ при крещеніи Господнемъ? Господь милуетъ насъ и даруетъ намъ все на пользу и спасеніе душъ нашихъ, устрояетъ избавленіе наше отъ вѣчной погибели. Можно ли оставаться безчувственными и безъучастными зрителями неизреченнаго снисхожденія Божія къ намъ и всеблагаго попеченія о насъ, особенно когда св. церковь возвѣщаетъ намъ непрестанно, что Господь для того сошелъ на землю, и Сынъ Божій содѣлался сыномъ человѣческимъ, воспринявъ естество наше, чтобы обогатить насъ дарами безконечной любви Своей, и когда совершимъ наше земное поприще въ страхѣ Божіемъ и совершенномъ богоугожденіи, возвесть насъ на небеса? Не ужели не возгорится у насъ желаніе идти на небеса? Если мы пойдемъ въ слѣдъ Господа и будемъ во всемъ слушаться Его повелѣній, поступать по всѣмъ заповѣдямъ и уставамъ Его безпорочно (Лук. 1, 6): то мы, безъ сомнѣнія, будемъ на небесахъ. Св. Апостолъ не обинуясь говоритъ, что наше жительство на небесахъ, откуда мы ожидаемъ и Спасителя, Господа нашего Іисуса Христа, который уничиженное тѣло наше преобразитъ такъ, что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его, силою, которою Онъ дѣйствуетъ и покоряетъ Себѣ все (Флп. 3, 20-21).

Но вотъ, брат., въ чемъ наше крайнее неразуміе и безуміе, что многіе изъ насъ, живя всегда въ суетахъ и пристрастіяхъ земныхъ, вовсе теряютъ изъ виду обладаніе небесными благами, о которыхъ возвѣщаетъ все слово Божіе.

Потому то намъ необходимъ въ жизни духъ премудрости, разума и страха Божія, чтобы мы были управлены къ наслѣдію нетлѣнному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся для насъ на небесахъ, и чтобы намъ не обуреваться и не увлекаться всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣковъ, по хитрому искуству обольщенія (Ефес. 4, 14), и не омрачаться собственнымъ нашимъ неразуміемъ, нерадѣніемъ, своеволіемъ и самоугожденіемъ и другими злыми навыками, препятствующими преспѣянію нашему въ духовномъ совершенствѣ и непорочномъ житіи. Кто изъ насъ не чувствуетъ, что одна только премудрость, сходящая свыше, когда войдетъ въ наше сердце (Прит. 2, 10), приноситъ намъ всякое благо духовное и обогащаетъ неизреченными сокровищами вѣдѣнія непостижимыхъ судебъ Божіихъ, и даетъ намъ разумѣніе всего домостроительства Божія о нашемъ спасеніи.

Станемъ, брат., крѣпко держаться Божественнаго руководства православной нашей церкви, подъ которымъ однимъ только мы можемъ расти возрастомъ Божіимъ, исполняясь познаніемъ воли Божіей во всякой премудрости и разумѣніи духовномъ (Кол. 1, 9), и положивъ въ основаніе шествія нашего страхъ Божій, который, по слову препод. Исаака, есть начало истинной жизни человѣка (Сл. 1. стр. 2). Нигдѣ мы не можемъ насладиться чистѣйщей и Божественной радости о Богѣ Спасителѣ нашемъ, какой участниками дѣлаетъ насъ св. церковь. Она поведетъ насъ, правда, отъ подвига къ подвигу, наполнитъ душу нашу крѣпкою, неумаляемою заботою о вѣчномъ благѣ души нашей, заставитъ насъ бодренно и неусыпно стоять на Божественной стражѣ спасенія; потребуетъ отъ насъ, чтобы мы не давали сна очамъ нашимъ, и вѣждамъ дреманія (Псал. 131, 4) и вставали рано, въ глубокое утро, чтобы возносить хвалебныя пѣсни Христу Богу, возлюбившему насъ и предавшему Себя за насъ (Гал. 2, 20). Но для всего этого она снабдитъ насъ, по дарованной отъ Христа Бога власти, Божественными силами, вдохнетъ въ насъ мужество, будетъ умудрять насъ во спасеніе, открывая намъ, благодатію Божіею, безвѣстная и тайная премудрости Божіей, по мѣрѣ нашего старанія и усердія къ дѣлу спасенія и богоугожденія. И она вмѣстѣ съ тѣмъ поведетъ насъ, брат., отъ торжества къ торжеству, доколѣ не приведетъ къ торжествующему собору и церкви первенцевъ, написанныхъ на небесахъ, и къ Судіи всѣхъ Богу, и къ духамъ праведниковъ, достигшихъ совершенства (Евр. 12, 23).

Брат., если кому покажется недостаточнымъ, не стоющимъ вниманія нашъ слабый голосъ, возвѣщающій пути спасенія; потому что мы обложены немощами естества, то вотъ слушайте, нынѣ гласъ Господень вопіетъ, глаголя: пріидите, пріимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа. Пріидите же и пріимите всѣ; потому что для иного изъ насъ, можетъ быть, послѣдній уже разъ вопіетъ гласъ Господень, и отверзается источникъ благодати и щедротъ Божіихъ. Господь говоритъ въ своемъ святомъ Евангеліи: подвизайтесь войти сквозь тѣсныя врата; ибо сказываю вамъ, многіе поищутъ войти и не возмогутъ, когда хозяинъ дома встанетъ и затворитъ двери; тогда вы, стоя внѣ, станете стучать въ двери, и говорить: Господи, Господи! отвори намъ. Но Онъ скажетъ вамъ въ отвѣтъ: не знаю васъ, откуда вы, отойдите отъ Меня всѣ дѣлатели неправды (Лук. 13, 24 и дал.).

Попечемся, брат., всѣми силами о томъ, чтобы намъ дѣйствительно быть сынами царствія Божія, обогащенными всѣми дарами благодати и безконечной любви Божіей; употребимъ на это все стараніе, чтобы намъ не остаться на вѣки внѣ чертога Божія, лишенными славы Божіей, въ которую облечь желая насъ, Господь Спаситель нынѣ явился на Іорданѣ, какъ агнецъ Божій, вземлющій грѣхи міра (Іоан. 1, 29), и заботится принять рабское крещеніе отъ руки Предтечи за грѣхи наши (Стихир. праздн.). Обѣщаемся нынѣ же предъ лицемъ сладчайшаго Господа Искупителя всячески избѣгать грѣховъ, за которые онъ вознесенъ былъ на крестъ и вкусилъ смерть, чтобы намъ, и по обновленіи, работая грѣху (Рим. 6, 6), не распинать снова въ себѣ Сына Божія (Евр. 6, 6). Обѣщаніе наше утвердимъ предъ Господомъ клятвою, слѣдуя примѣру св. Псалмопѣвца (Псал. 131, 2; 118, 106), чтобы обѣщаніе наше не осталось не исполненнымъ. Или лучше будемъ чаще воспоминать о нашихъ обѣтахъ, произнесенныхъ за насъ при купѣли крещенія нашими воспріемниками, и размышлять о нихъ, съ твердымъ и неизмѣннымъ желаніемъ и стараніемъ о томъ, чтобы намъ всегда, во все время жизни, до послѣдняго вздоха, остаться вѣрными, и явиться въ день Христовъ исполненными драгоцѣнныхъ въ очахъ Божіихъ плодовъ праведности Іисусомъ Христомъ во славу и похвалу Божію (Флп. 1, 11). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, поученій и рѣчей протоіерея Казанской городской Покровской церкви Стефана Адоратскаго. — Казань: Типографія М. А. Гладышевой, 1879. — С. 213-219.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0