Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Софонія (Сокольскій), архіеп. Туркестанскій и Ташкентскій († 1877 г.)

Софонія Сокольскій (въ мірѣ Стефанъ Васильевичъ), первый епископъ Туркестанскій и Ташкентскій († 1877 г.), одинъ изъ видныхъ іерарховъ Русской Церкви XIX вѣка. Родился въ 1800 г. въ селѣ Эсько Тверской губерніи въ семьѣ священника. Первоначальное образованіе получилъ въ Бѣжецкомъ духовномъ училищѣ; съ 1817 по 1823 г. обучался въ Тверской семинаріи, съ 1823 по 1827 г. въ С.-Петербургской духовной академіи (VII курсъ), которую и окончилъ со степенью магистра. 6 сентября 1827 г. постриженъ въ монашество, 11 сентября рукоположенъ въ іеромонаха (архимандритъ — съ 28 іюля 1833 г.) и опредѣленъ профессоромъ всеобщей исторіи и греческого языка въ Тверскую семинарію; въ 1829 г. назначенъ инспекторомъ семинаріи Вологодской, въ 1831 г. — ректоромъ семинаріи Орловской, въ 1839 г. — Каменецъ-Подольской, въ 1844 г. — Ярославской, въ 1845 г. — Тверской, въ 1847 г. — Могилевской. 11 февраля 1848 г. назначенъ настоятелемъ посольской церкви въ Константинополѣ, а 2 октября 1855 г. — въ Римѣ. 3 марта 1863 г. хиротонисанъ во епископа Новомиргородского, викарія Херсонской епархіи, а съ 12 ноября 1871 г. переведенъ во вновь открытую Туркестанскую епархію (архіепископъ — съ 1877 г.). Скончался 26 ноября 1877 года.

Слова и рѣчи

Архіеп. Софонія Сокольскій († 1877 г.)
Рѣчь святѣйшему Синоду при нареченіи во епископа Новомиргородскаго, 28-го февраля 1863 года.

Святѣйшіе Отцы и богомудрые Іерархи!

Одинъ изъ великихъ рабовъ въ дому Божіемъ, призываемый свыше на дѣло служенія въ Церкви ветхозавѣтной, дерзнулъ пять словесъ противовѣщать волѣ Бога отцевъ своихъ, съ притрепетностію уклоняясь отъ указуемаго ему служенія.

Если бы послѣднѣйшій рабъ Христовъ, — нижайшій послушникъ Вашего Святѣйшества, — сталъ смотрѣть на дѣло Божіе съ той же стороны, съ коей смотрѣлъ на него древній Боговидецъ: то и онъ, призываемый на чреду новаго служенія въ Церкви благодатной, многое могъ бы противопоставить милостивому опредѣленію о немъ святѣйшаго Собора и державной волѣ Монарха, — отказываясь, между прочимъ, отъ высокаго служенія завѣту благодати и сознаніемъ своего недостоинства, и скудостію жизни духовной, и неможеніемъ плоти, и преклонностію лѣтъ.

Но не для того предсталъ я предъ священный сонмъ святителей, присѣдящихъ кормилу Церкви Христовой. Я предсталъ предъ него не для прекословій въ столь торжественную минуту, — не для того, чтобы отказаться отъ дѣла и дѣланія, но чтобы отозваться на зовъ его, какъ на зовъ Божій, словами Пророка: глаголи, Господи, яко слышитъ рабъ Твой (1 Цар. 3, 10), отозваться сыновнимъ послушаніемъ и всецѣлою готовностію, работать въ вертоградѣ Христовомъ до позднѣйшаго вечера, и пѣть Богу моему, дондеже есмь (Псал. 103, 33).

Не удивляйтесь, богоизбранные преемники служенія и власти Апостольской, что слово рѣшимости высказано мною скоро и безъ обычныхъ обиновеній и уклоненій. Кому не извѣстно, что если въ чемъ открывается для земнородныхъ воля Божія: то это, по преимуществу, въ единомудренномъ согласіи святѣйшихъ отцевъ Церкви и въ богоправимой волѣ Помазанника Божія? Мнѣ ли же, послѣ сего, уклоняться отъ святыхъ и премудрыхъ опредѣленій Бога Вседержителя, — мнѣ ли, который многоразличными опытами немаловременной жизни не могъ не навыкнуть смиряться подъ крѣпкую руку Божію (1 Петр. 5, 6) и вѣровать, что и буее Божіе премудрѣе человѣкъ есть (2 Кор. 1, 25)? Мнѣ ли, которому суждено было слишкомъ много обтечь не только градовъ и областей, но и земель и народовъ, и слишкомъ много видѣть разныхъ случаевъ въ жизни человѣческой, чтобы не убѣдиться внутренно, что всегда и вездѣ путь, начертываемый перстомъ Всемогущаго, хотя бы казался иногда и узкимъ и стропотнымъ, несравненно благонадежнѣе и спасительнѣе для насъ, чѣмъ всѣ тѣ самодѣльныя, блестящія стези, кои измышляетъ и начертываетъ намъ нашъ собственный разумъ, подъ вліяніемъ мірскихъ разсчетовъ и мудрости житейской?

И вотъ почему, съ благоговѣніемъ преклоняя колѣна предъ неисповѣдимыми судьбами Того, Который одинъ раздѣляетъ служенія въ Церкви своей (1 Кор. 12, 5), якоже хощетъ, не только ничего но говорю вопреки воли Самодержца и богомудраго Собора, но и со благодареніемъ пріемлю павшій на меня жребій служенія Господеви.

Не сокрою, что съ давняго уже времени, по мѣрѣ того, какъ кругъ служебныхъ занятій моихъ, внѣ отечества, становился тѣснѣе и единообразнѣе: въ сумрачной перспективѣ жизни моей, болѣе и болѣе виднѣлись мнѣ не жезлъ іераршескій и не увясло епископское, но старческій посохъ простаго инока и схимническій кукуль на горѣ святой. Туда, подъ покровъ Пречистыя, утро и вечеръ стремилась одинокая душа моя, снѣдаемая грустію по отчизнѣ земной и небесной. Тамъ, какъ въ необуреваемомъ пристанищѣ, думалъ я уже въ послѣдній разъ и навсегда остановить свой утлый чолнъ житейскихъ плаваній, и, среди покаяннаго безмолвія, окончить въ мирѣ и безмятежіи дни жизни скитальческой. И какъ сладки были эти тайныя думы, эти сокровенныя надежды! Какъ нерѣдко служили онѣ не только единственною отрадою, но и какбы животворнымъ елеемъ для духа моего, непривыкшаго къ покою безъ трудовъ, и видимо мертвѣвшаго безъ занятій урочныхъ и обязательныхъ?

Угодно же было благому Промыслу отмѣнить эту стезю мою, и указать иную. Угодно было благосердому Домовладыкѣ и меня, доселѣ праздна стояща на торжищи, послать, чуть ли уже не въ дванадесятый часъ моего жизненнаго дня, — послать въ виноградъ свой (Матѳ. 20, 6-7), да дѣлаю въ немъ дѣло Божіе, дондеже свѣтъ есть (Іоан. 12, 35). О, да будетъ Ему вѣчная слава, вѣчное поклоненіе и благодареніе!

Къ вамъ же, святѣйшіе Отцы и Іерархи, со благодареніемъ дерзаю вознести и моленіе. Ваша богопросвѣщенная святыня и любовь, вся терпящая и вся покрывающая (1 Кор. 13, 7), удостоили меня поставить предъ Господомъ и дать мнѣ жребій служенія (Дѣян. 1, 23. 25. 26) слову благодати, — жребій, который и палъ на меня. Но чрезъ эту благостыню вашу не сокрылась отъ васъ присущая мнѣ немощь естества и духа и тѣла моего. Да вознесутся убо, — припадаю къ святительскимъ стопамъ вашимъ, — да вознесутся отъ той же отеческой любви вашей прилежныя и единодушныя молитвы, да Богъ и Отецъ Господа нашего удоволитъ и меня, недостойнаго, быть служителемъ святѣйшаго завѣта благодати (2 Кор. 3, 6), и по заслугамъ великаго и вѣчнаго Архіерея, единѣмъ приношеніемъ совершившаго во вѣки освящаемыхъ (Евр. 10, 14), да подастъ и мнѣ, немощнѣйшему, силу и благодать Пресвятаго Духа, да не безплоденъ явлюся на духовной нивѣ благодатнаго дѣланія, и не вотще пріиму общеніе служенія Христова, еже ко святымъ (2 Кор. 8, 4), но да принесу хотя нѣкій плодъ во благо Церкви и во славу Тріединаго.

Источникъ: Слова и рѣчи преосвященнаго Софоніи, епископа Туркестанскаго и Ташкентскаго. Томъ I. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1876. — С. 1-5.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0