Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Софонія (Сокольскій), архіеп. Туркестанскій и Ташкентскій († 1877 г.)

Софонія Сокольскій (въ мірѣ Стефанъ Васильевичъ), первый епископъ Туркестанскій и Ташкентскій († 1877 г.), одинъ изъ видныхъ іерарховъ Русской Церкви XIX вѣка. Родился въ 1800 г. въ селѣ Эсько Тверской губерніи въ семьѣ священника. Первоначальное образованіе получилъ въ Бѣжецкомъ духовномъ училищѣ; съ 1817 по 1823 г. обучался въ Тверской семинаріи, съ 1823 по 1827 г. въ С.-Петербургской духовной академіи (VII курсъ), которую и окончилъ со степенью магистра. 6 сентября 1827 г. постриженъ въ монашество, 11 сентября рукоположенъ въ іеромонаха (архимандритъ — съ 28 іюля 1833 г.) и опредѣленъ профессоромъ всеобщей исторіи и греческого языка въ Тверскую семинарію; въ 1829 г. назначенъ инспекторомъ семинаріи Вологодской, въ 1831 г. — ректоромъ семинаріи Орловской, въ 1839 г. — Каменецъ-Подольской, въ 1844 г. — Ярославской, въ 1845 г. — Тверской, въ 1847 г. — Могилевской. 11 февраля 1848 г. назначенъ настоятелемъ посольской церкви въ Константинополѣ, а 2 октября 1855 г. — въ Римѣ. 3 марта 1863 г. хиротонисанъ во епископа Новомиргородского, викарія Херсонской епархіи, а съ 12 ноября 1871 г. переведенъ во вновь открытую Туркестанскую епархію (архіепископъ — съ 1877 г.). Скончался 26 ноября 1877 года.

Слова и рѣчи

Архіеп. Софонія Сокольскій († 1877 г.)
Слово на день Коронованія Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича.

Дни на дни царевы приложиши: лѣта его до дне рода и рода. Это молитвенныя слова Давида (Псал. 60, 7).

Царю Давиду, какъ царю-тайновѣдцу, конечно, извѣстна была тайна благоденствія народнаго. И вотъ, онъ — богопросвѣщенный царь и пророкъ, одушевляясь святыми надеждами и желаніями болѣе упрочить и утвердить юное царство Израилево, молится, между прочимъ, о томъ, чтобы благій Зиждитель міра и всѣхъ царствъ человѣческихъ, не преставая являть ему свое спасеніе, исполнилъ его жизнь долготою дней (Псал. 90, 16), и продлилъ ему царствованіе въ родъ и родъ, — молится, чтобы, съ одной стороны, вѣрнѣе выполнить ему всѣ святые обѣты Господеви, а съ другой, — осуществить всѣ благія намѣренія, относительно самаго царства и вознести рогъ людей своихъ (Псал. 148, 14): дни на дни царевы приложиши; лѣта его до дне рода и рода.

Но не тѣмъ ли болѣе самое царство, уже утвержденное и возвеличенное, долженствуетъ молиться о приложеніи дней царевыхъ, когда Царь богомудрый не престаетъ, по внушенію свыше, болѣе и болѣе утверждать его и возвеличивать, во всѣхъ проявленіяхъ его многовѣковой жизни? Не тѣмъ ли болѣе мы, благоденствующіе подданные, обязаны возносить молитвы предъ Господомъ о продолженіи лѣтъ въ роды и роды нашего державнаго Преобразователя и Возсоздателя судебъ царства Русскаго?

Сыны богоспасаемой Россіи! Мы торжественно воспоминаемъ нынѣ священное помазаніе на царство Монарха нашего, Благочестивѣйшаго Государя Императора, Александра Николаевича. О, сколько для насъ причинъ молиться, особенно нынѣ, о приложеніи Ему дней на дни и лѣтъ на лѣта! Сколько побужденій возносить о Немъ къ Царю царей не молитвы только и моленія, но и хвалы и благодаренія, наипаче въ сей день Царевъ, когда Вышній за 18 лѣтъ предъ симъ, помазавъ Его святымъ таинственнымъ елеемъ, освятилъ и исполнилъ сердце Его дарами благодати, и такимъ образомъ запечатлѣлъ Его тою небесною премудростію, коею одною царіе царствуютъ, и сильніи пишутъ правду (Прит. 8, 15)!

Господи! Дни на дни царевы приложиши: лѣта его до дне рода и рода.

Да и за кого же, прежде и паче всего, молиться царству благоденствующему, какъ не за Царя благодѣющаго, когда, по намѣренію Божію, благоденствіе царства зиждется Царемъ — богоправимымъ?

Не для того ли Царь богоизбранный и боговѣнчанный — не для того ли и выдѣляется изъ среды людской и помазуется елеемъ радости (Псал. 44, 8), чтобы при содѣйствіи сугубой благодатной силы Божіей, созидать и утверждать сколько возможно, вездѣ и для всѣхъ, благоденственное тихое и безмолвное житіе во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 2)? И вотъ, Его мудрость и благочестіе проявляющіяся въ законодательствѣ, Его правда и милость, открывающіяся въ твореніи суда, чѣмъ болѣе осіяваются небеснымъ свѣтомъ, тѣмъ вѣрнѣе служатъ залогомъ народнаго мира и тишины, довольства и безмятежія. Богомудріе и правосудіе въ Царѣ, — это суть двѣ богодержавныя вѣтви Его царственнаго жезла, — вѣтви, изъ коихъ сплетается вѣнецъ всенароднаго благоденствія.

И дѣйствительно, гдѣ есть мудрые законы, проникнутые духомъ Христовымъ, а не духомъ страстей и произвола людскаго, тамъ и богатство процвѣтаетъ, и бѣдность поддерживается и облегчается, и здравіе благоденствуетъ, и немощь находитъ сочувственную помощь и опору; тамъ и умъ, не взимаясь на разумъ Божій (2 Кор. 10, 5), преспѣваетъ въ познаніи св. истины, и воля совершенствуется въ дѣланіи добра; тамъ и искусства возраждаются, и художества произникаютъ, и промышленность разширяется, и торговля возрастаетъ. Словомъ: гдѣ есть мудрые законы, тамъ не только выгоды и удобства, но и самыя нужды подданныхъ взвѣшиваются и измѣряются, дабы чрезъ взаимное и непогрѣшительное соразмѣреніе однѣхъ съ другими, вѣрнѣе разпредѣлить первыя и удовлетворить послѣднимъ.

Но какъ, изъ среды людской, и при самомъ мудромъ законодательствѣ могутъ возникать и дѣйствительно возникаютъ тѣ лукавнующіе продерзатели, кои, по Апостолу, нерадя о господствѣ (2 Петр. 2, 10) и глумясь надъ святостію законовъ, ни во что ставятъ нарушать ихъ, въ ущербъ общественнаго благоденствія: то само собой слѣдуетъ, что для таковыхъ нарушителей законовъ, достойно и праведно, предлежитъ праведный судъ Царевъ. Такимъ образомъ, неотрожденное своеволіе, — въ какихъ бы видахъ упорства и противленія власти ни проявлялось оно, — всегда будетъ встрѣчать не только задержку своимъ порочнымъ стремленіямъ, но и прещеніе и обузданіе въ разныхъ видахъ предостереженій и наказаній, опредѣляемыхъ правами Царскимъ и Божескимъ.

И это-то есть та правда Царева, которая, воодушевляясь св. ревностію, съ одной стороны предупредить нарушеніе законовъ вѣчной правды, а съ другой, — поддержать и усилить расположеніе къ выполненію ихъ не по буквѣ только, но и по духу, воздаетъ всѣмъ должная, ему же убо страхъ, страхъ; и ему же честь, честь (Рим. 13, 7).

Да, возлюбленная братія, правда Царева, преслѣдуя и наказуя въ строптивыхъ и ожесточенныхъ, всякъ грѣхъ и неправду, въ тоже время ободряетъ дарами своея благостыни и всякую заслугу и всякій видъ благодѣланія въ достойныхъ и благопокорливыхъ. Правда Царева торжественно увѣнчиваетъ высокую доблесть, прославляетъ мужество и самоотверженіе, украшаетъ отличіями разумное трудолюбіе и промышленность, награждаетъ и возвышаетъ истинную науку и просвѣщеніе, и такимъ образомъ, словомъ и дѣломъ, поддерживаетъ и поощряетъ всякое стремленіе ко всему полезному, доброму и святому. Но она же — правда Царева, такъ охотно воздавая благимъ и добрымъ по мѣрѣ заслугъ каждаго, и такъ милостиво снисходя къ человѣческой немощи, нисколько не запинается и въ грозныхъ прещеніяхъ и казняхъ. Она не обинуясь подвергаетъ всѣмъ родамъ наказанія намѣренный грѣхъ и порокъ, караетъ ожесточенное злодѣяніе, и даже потребляетъ отъ земли живыхъ отрытое кощунство, богоборство и безумную крамолу, соединенную съ святотатственнымъ покушеніемъ на самую правду цареву и Божію. Понятно, что такими мѣрами вразумленія и наказанія — строптивыхъ и исторженія изъ сообщества — ожесточенныхъ, какъ вредныхъ плевеловъ изъ среды пшеницы, съ одной стороны, отъемлются у тѣхъ и другихъ средства къ бóльшему вреду себѣ и другимъ, а съ другой, — вѣрнымъ сынамъ отечества, преданнымъ волѣ Монаршей и волѣ Божіей, предоставляются бóльшія удобства наслаждаться благоденствіемъ подъ царственною сѣнію мира и тишины.

Такимъ-то образомъ Царь премудръ, озаряемый свыше въ уразумѣніи суда и законовъ, составляетъ, по ученію Писанія, крѣпкій оплотъ и утвержденіе людямъ (Прем. 6, 26). Такимъ-то образомъ чрезъ Него, какъ чрезъ живый и богоосвященный органъ, устрояется и возвышается временная судьба вѣрноподданныхъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ, указуются для нихъ и тѣ многоразличныя стези, кои каждаго изъ насъ могутъ возвысить надъ юдолію жизни временной, служащей только приготовленіемъ къ жизни обѣтованной, нескончаемой и вполнѣ достойной существъ богоподобныхъ, — возвысить и преселить на небо, въ міръ духовъ праведникъ совершенныхъ (Евр. 7, 23), дабы тамъ, предъ лицемъ славы Бога присносущнаго и присноблаженнаго, вкушать присно неизреченную сладость райскихъ наслажденій.

Но, коснувшись неба и вѣчности, мы не можемъ не пояснить, что посредственное водительство христіанскими монархами своихъ подданныхъ къ небу, — водительство чрезъ водвореніе на земли благоденственной жизни — не есть единственное. Богоосвященный христіанскій царь, какъ порфироносный первенецъ Церкви Христовой и присный ея поборникъ, ведетъ ко спасенію людей своихъ, и непосредственно, своимъ высокимъ, царскимъ примѣромъ и своимъ верховнымъ наблюденіемъ за всѣмъ и за всѣми, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2).

Кому изъ насъ неизвѣстно, братія, что наши православные и богопомазанные Цари, будучи первородными сынами Церкви, первѣе всего, сами съ благоговѣніемъ пріемлютъ отъ нея и св. таинства вѣры и слово истины и благодать спасенія; сами хранятъ ея уставы, и до лица земли покланяясь тріипостасному Божеству въ духѣ вѣры и святыни, знаменуются и крестомъ Христовымъ, и не только знаменуются имъ благоговѣйно, но и лобызаютъ его благочестно, какъ оружіе силы и побѣды, мира и спасенія? А такое настроеніе духа, такое благолѣпіе высокихъ евангельскихъ добродѣтелей, проявляясь въ верховныхъ Повелителяхъ, могутъ ли не оказать самыхъ благотворныхъ и спасительныхъ дѣйствій на массы народныя? О, какъ сильны и неотразимо увлекательны для подданныхъ вѣра и благочестіе, сіяющія изъ-подъ багряницы царей народолюбивыхъ! И это понять не трудно. Кто не знаетъ, что такова наша природа, что всѣ мы не только хотимъ, но и любимъ всегда и во всемъ подражать тѣмъ, коихъ обыкли чтить и уважать, и коихъ жизненный жребій самымъ Промысломъ возвышенъ надъ нашею судьбою? А говорить ли о другихъ дѣлахъ, коими наши благовѣрные и благочестивые Государи также непосредственно и прямо предрасполагаютъ своихъ подданныхъ къ стяженію благъ вѣчныхъ? Говорить ли о томъ, что они непрерывно заботятся о благоденствіи Церкви Христовой, о разширеніи ея предѣловъ среди народовъ язычествующихъ, объ огражденіи ея внутренняго мира и тишины, объ охраненіи ея православія и чистоты нравовъ, чрезъ пресѣченіе душевредныхъ расколовъ, соблазновъ и еретическихъ мудрованій? Говорить ли, наконецъ, о томъ громадномъ, историческомъ подвигѣ, коимъ нынѣ благополучно царствующій Благочестивѣйшій Государь нашъ, такъ славно увѣковѣчилъ свое высокое царственное служеніе во всемірномъ царствѣ Божіемъ? Говорить ли о Его невыразимо благодѣтельной реорганизаціи всего строя земли Русской, о Его улучшеніи не только законодательства и правосудія, но и всѣхъ другихъ вѣтвей государственнаго управленія, не исключая и самой Церкви относительно ея внѣшнихъ уложеній? Говорить ли о семъ, когда, съ одной стороны все это и безъ нашихъ провозглашеній для всѣхъ извѣстно, а съ другой, — и цѣль нашего слова состоитъ не въ перечисленіи богоугодныхъ подвиговъ царевыхъ, а въ напоминаніи себѣ самимъ, что если когда, то особенно нынѣ, мы должны соединиться во единъ духъ о Господѣ, чтобы одними устами и однимъ сердцемъ вознести къ Нему моленіе о самодержавномъ Виновникѣ нашего благоденствія.

Не забывайте, братія! Нынѣ милліоны восторженныхъ сердецъ и колѣнъ преклоняются предъ Божественнымъ величествомъ славы Тріипостаснаго, съ моленіемъ о вожделѣнномъ Царѣ! Мы ли, движимые однимъ и тѣмъ же радостнымъ чувствомъ, не поревнуемъ имъ въ святомъ дѣлѣ и не припадемъ къ подножію Вседержителя, съ такимъ же пламеннымъ моленіемъ и о томъ же Царѣ возлюбленномъ?

О! умудри Его, Вседержавный Владыко, и возглаголи въ сердцѣ Его Самъ, во спасеніе наше и во славу имени Твоего! Но Ты, умастивъ главу Его помазаніемъ отъ Святаго, уже и умудрилъ Его во славу Твою, а сердце Его содержа въ своей десницѣ, присно глаголеши въ Немъ благая о всѣхъ врученныхъ Его державѣ: убо о единомъ нынѣ молимъ Тя: дни на дни Царевы приложиши: и лѣта Его до дне рода и рода. Аминь.

Источникъ: Сафонія, епископъ Туркестанскій и Ташкентскій. Слово на день Коронованія Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1875. — Томъ III. — С. 179-185.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0