Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.)
Слово въ недѣлю Ваій, 11/24 апрѣля 1932 г.

За шесть дней до Пасхи пришелъ Іисусъ въ Виѳанію, гдѣ былъ Лазарь умершій, котораго Онъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Тамъ приготовили Ему вечерю и Марѳа служила Ему, а Лазарь былъ однимъ изъ возлежавшихъ съ Нимъ (Іоан. 12, 1-2).

Марѳа, сестра Лазаря, служила, т. е. завѣдывала угощеніемъ, а Марія, другая сестра, взявши фунтъ нардоваго чистаго, драгоцѣннаго мѵра, помазала ноги Іисуса и отерла своими волосами ноги Его, и домъ наполнился благоуханіемъ отъ мѵра (Іоан. 12, 2-3). Въ этихъ немногихъ строкахъ евангельскаго повѣствованія ярко выражается тотъ восторгъ, та любовь, съ какими сестры Лазаря угощали въ тотъ день въ домѣ своемъ Господа Іисуса Христа и возвратившагося изъ могилы брата своего. Имъ казалось, что все скорбное, все тяжелое и страшное навсегда миновало, и настала вѣчная, ничѣмъ неотъемлемая радость.

Но вотъ эту торжественную, радостную обстановку, какъ бы тѣнь среди яснаго, сіяющаго дня, омрачаетъ рѣчь Іуды Искаріотскаго: для чего бы не продать это мѵро, говоритъ онъ, за триста динаріевъ и не раздать нищимъ. Не отъ любви, не отъ сострадательнаго къ нищимъ сердца исходила эта рѣчь: сказалъ это Іуда не потому, что заботился о нищихъ, но потому, что былъ воръ (онъ имѣлъ при себѣ денежный ящикъ и носилъ что туда опускали) (Іоан. 12, 4-6).

Іуда осудилъ Марію за дорогую жертву для Господа. Но Господь оправдалъ поступокъ Маріи. Однако, мысли Его дальше ея мыслей: Марія жила радостью того дня, а Господь говорилъ о Своемъ погребеніи. Оставьте ее, отвѣтилъ Онъ на замѣчаніе Іуды, она сберегла это на день погребенія Моего. Ибо нищихъ всегда имѣете съ собою, а Меня не всегда.

Подобнымъ образомъ и въ слѣдующій день, когда Господь, окруженный учениками и множествомъ торжествующаго народа, шелъ въ Іерусалимъ, Онъ говорилъ и плакалъ о томъ, чего окружавшіе Его не видѣли и не разумѣли. Когда Господь, какъ повѣствуетъ Евангеліе, при шествіи Своемъ въ Іерусалимъ приблизился къ спуску съ горы Елеонской, все множество учениковъ начало въ радости велегласно славить Бога за всѣ чудеса, какія видѣли они, говоря: благословенъ Царь, грядущій во имя Господне, миръ на небесахъ и слава въ вышнихъ (Лук. 19, 37-38). Ученики Господни и народъ ожидали, что Господь будетъ земнымъ царемъ и сдѣлаетъ Іерусалимъ столицею Своего Царства. Но Господь «когда приблизился къ городу, то смотря на него заплакалъ о немъ и сказалъ: о, если бы и ты хотя въ сей твой день узналъ, что служитъ къ миру твоему, но это сокрыто нынѣ отъ глазъ твоихъ, ибо придутъ на тебя дни, когда враги твои обложатъ тебя окопами и окружатъ тебя, и стѣснятъ тебя отовсюду, и разорятъ тебя, и побьютъ дѣтей твоихъ въ тебѣ, и не оставятъ въ тебѣ камня на камнѣ за то, что ты не узналъ времени посѣщенія твоего (Лук. 19, 41-44).

Ученики Господа Іисуса Христа и сестры Лазаревы — эти вѣрные послѣдователи Христовы — съ восторгомъ слушали проповѣдь Его о Царствѣ Божіемъ, преданы были Ему всей душой и для Него готовы были все оставить, но и для нихъ тогда еще не вполнѣ открыты были тайны Царства Божія: они славу и радость Царства Божія представляли по-своему, по-земному. Ученики Господа ожидали, что будутъ первыми людьми въ Христовомъ земномъ царствѣ, а сестры Лазаревы всю полноту радости Царства Божія какъ бы хотятъ вмѣстить только въ своемъ домѣ. Такъ и мы, празднуя церковные праздники, идемъ въ церковь со своими домашними радостями и скорбями, а таинъ Царства Божія, сокрытыхъ въ нашемъ Богослуженіи, не разумѣемъ.

Господь не возбранилъ Маріи — Лазаревой сестрѣ — допустить такую роскошь, чтобы тратить драгоцѣнное мѵро на помазаніе ногъ Его, Онъ съ любовію принялъ ея жертву, но указалъ ей иной смыслъ ея дѣйствія, какого она не придавала имъ: она возлила драгоцѣнное мѵро на ноги Господа, выражая любовь свою, свое усердіе и почтеніе къ Нему, какъ къ дорогому гостю, а Господь сказалъ объ этомъ драгоцѣнномъ мѵрѣ: она сберегла это на день погребенія Моего.

Также ученикамъ Своимъ не возбранилъ Господь, когда они, сопровождая Его въ торжественномъ шествіи въ Іерусалимъ, восклицали: «благословенъ царь, грядущій во имя Господне». Они восклицали такъ, ожидая земной славы Господа, думая, что Господь объявитъ Себя земнымъ царемъ и что Іерусалимъ будетъ Его славною столицею. Учитель, запрети ученикамъ Твоимъ — говорили фарисеи. Но Господь сказалъ имъ въ отвѣтъ: если они умолкнутъ, то камни возопіютъ. Однако, вслѣдъ за этимъ Господь плачетъ объ Іерусалимѣ и предсказываетъ ему разрушеніе, чего ученики Его не ожидали.

Вотъ та радость, тотъ восторгъ, какіе переживали въ тѣ дни ученики Господа и сестры Лазаревы, исчезли, когда насталъ день крестныхъ страданій Господа Іисуса Христа, а въ день воскресенія Его уже не помянулись, какъ ничтожные въ сравненіи съ радостію Воскресенія.

Такъ и наши домашнія радости и скорби не войдутъ въ вѣчное Царство Божіе, онѣ окончатся, ихъ не будетъ, но Господь не возбраняетъ намъ нести ихъ въ храмъ Божій, чтобы мы черезъ нихъ научились радоваться и скорбѣть ради Царства Божія. Черезъ наши радости и скорби, которыя мы хотимъ переживать въ церкви, да дастъ намъ Господь разумѣть тайну попеченія Божія о насъ и ощутить силу спасающей насъ благодати.

Источникъ: Слово въ недѣлю Ваій приснопамятнаго архіепископа Симона, начальника Духовной Миссіи въ Китаѣ. 11/24 апрѣля 1932 года. // «Православная жизнь» (Ortodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». — Jordanville, 1963. — №4. Апрѣль. — С. 5-7.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0