Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.)
Слово въ Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы, 25 марта/7 апрѣля 1932 г.

Благовѣщеніе, это — единственное событіе въ Евангельскомъ повѣствованіи, въ которомъ ясно открывается личность Пресвятыя Дѣвы Маріи. Въ Евангеліи есть нѣсколько мѣстъ, гдѣ упоминается о Пресвятой Дѣвѣ Маріи, но только въ повѣствованіи о Благовѣщеніи приводятся Ея слова и Ея пѣснь, выражающія Ея мысли и благоговѣйное настроеніе.

Изъ церковнаго преданія мы знаемъ, что Пресвятая Дѣва Марія воспитывалась при храмѣ Іерусалимскомъ, а потомъ, какъ давшая обѣтъ дѣвства, обручена была старцу Іосифу и поселилась въ городѣ Назаретѣ. И вотъ, повѣствуетъ Евангелистъ Лука, «посланъ былъ Ангелъ Гавріилъ отъ Бога въ городъ Галилейскій, называемый Назаретъ, къ дѣвѣ, обрученной мужу именемъ Іосифу, изъ дома Давидова, имя же Дѣвѣ — Марія. Ангелъ вошедши сказалъ: радуйся, благодатная, Господь съ Тобою, благословенна ты между женами. Она же, увидѣвъ его, смутилась отъ словъ его и размышляла, что бы это было за привѣтствіе. И сказалъ ей Ангелъ: не бойся, Марія, ибо ты обрѣла благодать у Бога. И вотъ зачнешь во чревѣ и родишь Сына, и наречешь Ему имя Іисусъ. Онъ будетъ великъ и наречется Сыномъ Всевышняго, и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида отца Его, и будетъ царствовать надъ домомъ Іакова во вѣки, и царству Его не будетъ конца. Марія же сказала Ангелу: какъ будетъ это, когда я мужа не знаю. Ангелъ сказалъ Ей въ отвѣтъ: Духъ Святый найдетъ на тебя и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыномъ Божіимъ. Вотъ и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодной, и она зачала сына въ старости своей и ей уже шестый мѣсяцъ. Ибо у Бога не останется безсильнымъ никакое слово. Тогда Марія сказала: се раба Господня, да будетъ мнѣ по слову твоему» (Лук. 1, 26-38).

Церковное преданіе говоритъ, что Ангелъ Гавріилъ служилъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи и тогда, когда Она воспитывалась при храмѣ, поэтому самое явленіе его Ей не было необычнымъ, но необычна была вѣсть, какую онъ принесъ Ей въ этотъ разъ. Смутилась Пресвятая Дѣва, слыша необычное привѣтствіе отъ Ангела. Смутилась, но сохранила духовное бодрствованіе. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ Пресвятая Дѣва Марія сопоставляется съ Евою: та, услышавъ льстивыя рѣчи змія, тотчасъ соблазнилась — повѣрила и преступила заповѣдь Божію, а Пресвятая Дѣва тщательно хранитъ себя отъ обольщенія и съ большой осторожностью относится къ тому, что говоритъ Ей Ангелъ. Ангелъ говоритъ Ей, что у нея родится Сынъ, Который будетъ великъ и наречется Сыномъ Всевышняго, и что будетъ Онъ царствовать надъ домомъ Іакова во вѣки, и царству Его не будетъ конца. Но Пресвятая Дѣва не прельщается той славой и тѣмъ величіемъ, какія возвѣщаетъ Ей Ангелъ, а разумно возражаетъ Ему: какъ будетъ это, когда я мужа не знаю. Когда же Ангелъ объяснилъ Пресвятой Дѣвѣ, что рожденіе Сына отъ Нея совершится по наитію на Нее Святаго Духа, силою Всевышняго, тогда Она смиренно говоритъ: се раба Господня, да будетъ Мнѣ по слову твоему.

Благоговѣетъ Пресвятая Дѣва предъ тѣмъ, что возвѣщено Ей — такова воля Божія, какъ сказалъ Ангелъ, и Она не смѣетъ сомнѣваться. Она не пренебрегаетъ и тѣмъ удостовѣреніемъ, какое указалъ Ей Ангелъ. Онъ сказалъ: «вотъ и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодной, и она зачала сына въ старости своей, и ей уже шестой мѣсяцъ, ибо у Бога не останется безсильнымъ никакое слово». И съ поспѣшностью пошла Пресвятая Дѣва Марія въ нагорную страну, гдѣ жилъ священникъ Захарія, мужъ родственницы Ея — Елисаветы. И вошла въ домъ Захаріи и привѣтствовала Елисавету. «Когда Елисавета услышала привѣтствіе Маріи, взыгрался младенецъ во чревѣ ея, и Елисавета исполнилась Святаго Духа и воскликнула громкимъ голосомъ и сказала: благословенна ты между женами и благословенъ плодъ чрева твоего, и откуда это мнѣ, что пришла матерь Господа моего ко мнѣ, ибо когда голосъ привѣтствія твоего дошелъ до слуха моего, взыгрался младенецъ радостно во чревѣ моемъ. И Блаженна увѣровавшая, потому что совершится сказанное ей отъ Бога» (Лук. 1, 41-45).

Въ словахъ Елисаветы было ясное подтвержденіе для Пресвятой Дѣвы Маріи, что не ложно то, что слышала Она отъ Ангела въ домѣ своемъ въ Назаретѣ. Тогда наполнилась сердце Ея благодатнымъ восторгомъ и Она воспѣла пѣснь: «Величитъ душа Моя Господа и возрадовался духъ Мой о Богѣ, Спасителѣ Моемъ, что призрѣлъ на смиреніе рабы Своей, ибо отнынѣ будутъ ублажать Меня всѣ роды, что сотворилъ Мнѣ величіе Сильный, и свято имя Его, и милость Его въ роды и роды къ боящимся Его. Явилъ силу мышцы Своей, разсѣялъ надменныхъ помышленіями сердца ихъ, низложилъ сильныхъ съ престоловъ и вознесъ смиренныхъ, алчущихъ исполнилъ благъ и богатящихся отпустилъ ни съ чѣмъ. Воспріялъ Израиля, отрока Своего, воспомянувъ милость, какъ говорилъ отцамъ нашимъ, къ Аврааму и сѣмени его до вѣка» (Лук. 1, 46-55).

Эта пѣснь Пресвятой Дѣвы Маріи показываетъ, какъ просвѣщена была Она словомъ Божественнаго Откровенія, которое изучала Она, воспитываясь при храмѣ Божіемъ въ Іерусалимѣ. Она знала великія обѣтованія, данныя Богомъ Аврааму и жила тѣми надеждами, какими жили ветхозавѣтные праведники, а потому въ Архангельскомъ благовѣстіи Она не просто усмотрѣла предсказаніе славы и величія чрезъ рожденіе Великаго Сына, но уразумѣла, что чрезъ Нее исполнятся великія обѣтованія, данныя Аврааму и простирающіяся на вѣчныя времена. Поэтому въ восторженной пѣснѣ Своей Пресвятая Дѣва не за Себя только возсылала хвалу Богу, а за весь народъ Израильскій, къ которому принадлежала.

Вотъ и мы, празднуя Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы, празднуя «главизну» — начало нашего спасенія черезъ воплощеніе Сына Божія, должны обнять умомъ своимъ все дѣло спасенія нашего, все величіе милости и любви къ намъ Божіей, явленныхъ въ страданіяхъ за насъ воплотившагося Сына Божія, должны уразумѣть каждый свое мѣсто, свое служеніе въ Христовой Церкви, какъ Пресвятая Дѣва уразумѣла свое избраніе быть Матерью Господа. Она пребыла вѣрною этому избранію: и слыша радостное привѣтствіе Архангела, Она смиренно возсылала хвалу Богу, и видя крестныя страданія Сына Своего Она съ тѣмъ же смиреніемъ покорна была волѣ Отца Небеснаго. Такъ и намъ подобаетъ дорожить своимъ избраніемъ ко спасенію въ Царствѣ Божіемъ, жить надеждою на это спасеніе и какъ во дни благоволенія Божія къ намъ, такъ и во дни испытаній всегда возсылать Богу славу и до конца ждать милости Его.

Источникъ: Слово въ Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы приснопамятнаго архіепископа Симона, начальника Духовной Миссіи въ Китаѣ. 25 марта/7 апрѣля 1932 г. // «Православная жизнь» (Ortodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». — Jordanville, 1963. — №3. Мартъ. — С. 3-5.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0