Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Сергій Спасскій († 1904 г.)
Слово въ день восшествія на престолъ благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича и въ недѣлю мясопустную.
О частномъ и всеобщемъ судѣ Божіемъ и вѣчныхъ мученіяхъ
[1].

Егда пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ своей и вси святіи Ангели съ Нимъ: тогда сядетъ на престолѣ славы своея и соберутся предъ Нимъ вси языцы (Матѳ. 25, 31-32).

Когда новый царь въ первый разъ вступаетъ на престолъ земнаго царства, тогда подданные, привѣтствуя его, исполняются чувствомъ трепетнаго ожиданія и чаянія перемѣнъ въ своемъ отечествѣ. Что же касается до лицъ, стоявшихъ близъ престола прежняго царя, то многіе изъ нихъ со страхомъ ожидаютъ рѣшенія судьбы своей, ибо новый монархъ имѣетъ объ нихъ другія понятія, чѣмъ прежній. Но будетъ время, когда неизъяснимый трепетъ и ужасъ обниметъ сердца всѣхъ земнородныхъ и самыхъ властителей земныхъ; будетъ время, когда Царь царствующихъ и Господь господствующихъ явится на землю съ воинствомъ небесныхъ Силъ и сядетъ на престолѣ славы своея, дабы произнести судъ свой надъ всѣми племенами и народами, надъ людьми всѣхъ временъ, слѣдовательно и надъ каждымъ изъ насъ. Эта картина страшнаго суда небеснаго Царя и представляется нынѣ Церковію мысленнымъ взорамъ нашимъ.

Несовершенъ и никогда не будетъ совершенъ судъ человѣческій на землѣ. Его дѣйствію не подлежатъ преступныя мысли и намѣренія людей; а сколько самыхъ мрачныхъ задуманныхъ злодѣяній остаются неисполненными потому только, что встрѣчаются неодолимыя препятствія къ совершенію ихъ! Даже изъ преступленій совершонныхъ не малая, если не бóльшая часть, сокрываются отъ суда человѣческаго, а тѣ, которыя подвергаются его дѣйствію, часто наказываются не по мѣрѣ своей тяжести; злодѣи объявляются невиновными, а человѣкъ добрый страдаетъ во всю жизнь за преступленіе случайное. Какъ часто подвиги добродѣтели не только не сопровождаются наградами, но влекутъ за собою великія бѣдствія, мѣста высокія пріобрѣтаются лестію, коварствомъ, подкупомъ, связями преступными, а судьбы истинно великихъ душъ находятся въ рукахъ людей низкихъ! Напрасно думаютъ угрожать пороку судомъ общественнаго мнѣнія. Какъ часто и оно направляется ничтожнымъ меньшинствомъ людей коварныхъ и злобныхъ! — Тотъ, Который придетъ нѣкогда судить вселенную, не испыталъ ли на себѣ всю неправду суда цѣлаго народа: не сего, распни Его, взывала неистово толпа понтійскому Пилату игемону на площади Іерусалима. Бываетъ, что самыя понятія о добрѣ и злѣ извращаются, худыя дѣла и обычаи едва не считаются добродѣтелями, а подвиги самоотверженія называются безуміемъ. Итакъ, долженъ открыться надъ людьми судъ Божій.

Еще и нынѣ открывается онъ по временамъ на землѣ, но не всегда ясно и рѣшительно, ибо чрезъ прямое наказаніе порока и добрыя дѣла стали бы совершаться по принужденію. Судъ Божій откроется надъ нами по смерти. Лежитъ человѣку едмною умрети, потомъ же судъ (Евр. 9, 27). Все, что мы ни мыслимъ, ни дѣлаемъ, все это отпечатлѣвается въ душѣ нашей съ поразительною точностію. Безъ сомнѣнія, каждому изъ насъ случалось замѣчать за собою, какъ иногда самыя неважныя дѣянія, совершенныя нами въ отрочествѣ или въ лѣтахъ юныхъ и въ продолженіе многихъ лѣтъ забытыя, вдругъ возникаютъ въ глубинѣ души и ясно представляются намъ со всѣми подробностями, какъ бы въ зеркалѣ, и вотъ по смерти нашей весь этотъ свитокъ намѣреній и дѣлъ, отпечатлѣнныхъ въ душѣ нашей, раскроется во всей его полнотѣ. Едва только душа отставитъ бренную свою оболочку на землѣ, какъ ей предстанутъ темные духи обвинители ея и свѣтлые ангелы защитники. Тогда каждое доброе слово и дѣло, всякій содѣянный грѣхъ, каждая страсть будутъ взвѣшены и оцѣнены небесными судіями по достоинству ихъ. Предстоя на этомъ судѣ, душа наша исполнится неизъяснимаго страха и ужаса. Если страхъ безчестія отъ суда человѣческаго бываетъ такъ великъ, что иные насильно прерываютъ самую земную жизнь свою: то какой страхъ обниметъ душу на судѣ предъ міромъ духовъ, когда обнажатся всѣ низкіе помыслы и преступныя тайныя дѣянія ея! Какой трепетъ потрясетъ все существо ея въ ожиданіи приговора небеснаго суда предъ очами Всевышняго. Христіане! Можетъ быть, этотъ судъ очень близокъ для нѣкоторыхъ даже изъ предстоящихъ въ семъ храмѣ; пройдетъ нѣсколько дней и смерть поставитъ кого-либо изъ насъ предъ судомъ Божіимъ. Даруй намъ Господи память смертнаго часа!

Страшенъ этотъ судъ посмертный, но будетъ судъ еще болѣе страшный, ибо онъ будетъ послѣдній и предъ очами всей вселенной. Умретъ человѣкъ, но долго еще будутъ жить на землѣ его слова и дѣла. Умретъ отецъ семейства, но примѣры его жизни передадутся дѣтямъ, внукамъ и послѣдующимъ поколѣніямъ. Умретъ начальникъ, но сѣмена добра и зла, посѣянныя имъ въ области его управленія, долго будутъ приносить плоды по роду своему. Умретъ наставникъ, но его мысли будутъ передаваться изъ устъ въ уста, отъ поколѣнія къ поколѣнію. Умретъ писатель, но его произведенія будутъ переходить изъ рукъ въ руки и приносить соотвѣтственные плоды, можетъ быть, до самаго конца міра. — Очень можетъ быть и бываетъ, что въ этомъ волнующемся океанѣ разныхъ мнѣній, рѣчей и дѣяній нѣсколько словъ, брошенныхъ человѣкомъ даже неважнымъ, со временемъ возрастутъ въ массу дѣлъ и совершатъ не малые перевороты среди грядущихъ поколѣній. Итакъ, долженъ быть судъ общій, послѣдній, когда придетъ предустановленное время кончины для всего рода человѣческаго на землѣ и для самой земли, и тогда ясно откроется, чтó содѣяно каждымъ человѣкомъ на землѣ и до смерти его и по смерти его.

Внезапно зазвучатъ громоносныя трубы Ангеловъ Божіихъ, вся природа придетъ въ смятеніе, земля потрясется въ основаніяхъ своихъ, всѣ умершіе облекутся въ новыя тѣла, а живущіе во мгновеніе ока измѣнятся; на небѣ явится знаменіе Сына человѣческаго — святый крестъ Господень; тогда восплачутея вся колѣна земная и узрятъ Сына человѣческаго, грядущаго на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою, съ тмами святыхъ Ангелъ своихъ (Матѳ. 24, 30; Іуд. 14). Онъ сядетъ на престолѣ славы своея сотворити судъ о всѣхъ и изобличити нечестивыхъ во всѣхъ дѣлахъ нечестія ихъ (Матѳ. 25, 31; Іуд. 15). Тогда святые ангелы Божіи отлучатъ злыхъ отъ среды праведныхъ (Матѳ. 12, 49). Страшный день! Ужасныя минуты! Сынъ станетъ одесную престола Судіи, сіяющій славою, а отецъ его будетъ стоять омраченный между грѣшниками. Невѣрный мужъ напрасно издали будетъ простирать руки свои къ вѣрной женѣ, украшенной вѣнцемъ нетлѣнія. Невѣрующій наставникъ съ ужасомъ увидитъ, сколько душъ человѣческихъ погубилъ онъ ядоносною хулою на Всевышняго, и проклянетъ день своего рожденія. Честолюбивые и расточительные начальники увидятъ обиженныхъ ими, исполненныхъ небесной радости, и не услышатъ болѣе льстивыхъ рѣчей отъ тѣхъ, которые превозносили ихъ на землѣ. Человѣкоугодливые пастыри, равнодушно смотрѣвшіе на то, какъ духовныя чада ихъ стремились по широкому пути въ погибельную бездну, поражены будутъ громомъ отлученія отъ царства Божія на вѣки. Тѣ, которыхъ считали здѣсь праведными, явятся во всемъ безобразіи, а явные грѣшники, омывшіе свои грѣхи слезами покаянія, заблистаютъ свѣтлою одеждою оправданія. Многіе первые будутъ тогда послѣдними, а послѣдніе — первыми. Это будетъ такой переворотъ, какого мы нынѣ и представить не можемъ. Къ страданіямъ осужденныхъ грѣшниковъ внутреннимъ, духовнымъ присоединятся внѣшнія, тѣлесныя: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный. И идутъ сіи въ муку вѣчную (Матѳ. 25, 41. 46).

«Нѣтъ! Не будетъ сего. Кто предъ Богомъ не грѣшенъ? Ужели столь многихъ ожидаютъ вѣчныя муки? Богъ милосердъ», — говорятъ нынѣ грѣшники. Напрасныя утѣшенія! Точно всѣ люди болѣе или менѣе грѣшны предъ Богомъ; но знаемъ ли мы, сколько грѣшниковъ будетъ оправдано на судѣ, и на которой сторонѣ окажемся мы: на сторонѣ оправданныхъ или осужденныхъ? Весьма опасно состояніе тѣхъ, которые считаютъ себя праведными на землѣ до суда Божія надъ ними, но считать себя грѣшникомъ и продолжать грѣшить, потому что грѣшатъ многіе другіе, это значитъ прямо идти къ погибели. Нѣтъ! Какъ бы ни было зло велико и сильно, оно никогда не избѣжитъ наказанія отъ праведнаго и всемогущаго Судіи. Пусть большая часть рода человѣческаго окажется достойною осужденія, есть кому блаженствовать въ обителяхъ Отца небеснаго. Что и весь родъ человѣческій какъ не капля въ морѣ въ сравненіи со тмами темъ созданныхъ существъ вселенныя?

«Богъ милосердъ». Но сколько страданій на землѣ! Страшныя продолжительныя болѣзни, мученія и пытки отъ людей жестокихъ, тяжкое томленіе гладомъ, медленное сожиганіе огнемъ, томительное долговременное рабство цѣлыхъ народовъ, — и кто перечислитъ всѣ бѣдствія, впродолженіи многихъ вѣковъ тяготѣющія надъ родомъ человѣческимъ? Если все это совмѣстимо съ милосердіемъ Божіимъ, то почему несовмѣстимы страданія бóльшія, продолжительнѣйшія, вѣчныя? День единъ предъ Господемъ яко тысяща лѣтъ и тысяща лѣтъ, яко день единъ (2 Петр. 3, 8). Если настоящія страданія не исправляютъ насъ, то можемъ ли увѣрять себя, что исправимся по смерти? Святое Писаніе говоритъ, что тысячи лѣтъ протекли, какъ падшіе духи упорствуютъ во злѣ, трепещутъ суда Божія, но упорствуютъ. Развѣ мало и наше ожесточеніе? Вотъ святая Церковь, призывая и приготовляя насъ къ покаянію, представляетъ нынѣ взорамъ нашимъ картину страшнаго суда Божія, а мы послѣ того еще болѣе предадимся угожденію плоти, всевозможнымъ увеселеніямъ и обременимъ себя бóльшими грѣхами. Вотъ придетъ святый постъ Господень, бóльшая часть перемѣнятъ свою пищу, но многіе ли перемѣнятъ свою жизнь?

Многіе не перемѣнятъ и самой пищи. Одни устремятся къ развлеченіямъ, хотя и непрямо соблазнительнымъ, но небезопаснымъ. Другіе, нисколько не стѣсняясь святостію дней покаянія, наполнятъ отверстые домы зрѣлищъ, а отселѣ далеко ли до паденій самыхъ тяжкихъ? Итакъ изъ года въ годъ, изъ поколѣнія въ поколѣніе и чѣмъ дальше, тѣмъ хуже и хуже. Какъ же не быть суду Божію надъ нами? Да, онъ непремѣнно будетъ и будетъ страшенъ!

«Богъ милосердъ»! Но потому-то и долженъ быть судъ Божій, что Богъ милосердъ. Кто имѣетъ право на блаженство: праведные или грѣшные? Безъ сомнѣнія, праведники. Но доколѣ праведные будутъ жить вмѣстѣ съ грѣшниками, они никогда не будутъ блаженствовать, но всегда будутъ преслѣдуемы отъ нечестивыхъ; они не рѣшатся для своего благоденствія на лесть, на обманъ, на коварство, на подкупы и другія богопротивныя средства. Угнетаемые и обижаемые, они молятся о томъ, чтобы скорѣе пришло царствіе Божіе или чтобы Богъ взялъ ихъ отъ земли. По видѣнію тайнозрителя, они и по смерти вопіютъ къ Богу объ отмщеніи крови отъ живущихъ на земли (Апок. 6, 10). Итакъ ради милосердія Божія должно быть отлученіе грѣшниковъ отъ праведниковъ, долженъ быть судъ Божій. И онъ непремѣнно будетъ и будетъ страшенъ!

Даруй намъ Господи память сего страшнаго дня! Аминь!

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ 1878 года 19 февраля.

Источникъ: Слова Доктора богословія Архимандрита Сергія. — М.: Типографія А. Гатцука, 1882. — С. 137-144.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0