Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Сергій Спасскій († 1904 г.)
Слово въ день тезоименитства Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича.
О побѣдѣ святой вѣры
[1].

Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, — вѣра наща (1 Іоан. 5, 4).

Какая изъ побѣдъ самая труднѣйшая и славнѣйшая? Побѣда надъ самимъ собою. И эту побѣду прежде всего даетъ вѣра въ Господа Іисуса Христа. Затѣмъ уще дается побѣда и надъ внѣшними врагами видимыми и невидимыми. Увѣренность въ побѣдѣ у истиннаго послѣдователя Христова такъ велика, что онъ не отчаевается ни въ какихъ опасностяхъ. Когда на возникавшее христіанство открылись страшныя гоненія со стороны правителей Рима, жрецовъ, ученыхъ и народа: святый апостолъ и евангелистъ Іоаннъ, среди начинавшейся, повидимому, неравной борьбы, уже торжествовалъ побѣду христіанства. Сія есть побѣда, писалъ онъ, побѣдившая міръ, вѣра наша. И кто есть побѣждаяй міръ, токмо вѣруяй, яко Іисусъ есть Сынъ Божій. Затѣмъ въ продолженіи двухъ съ половиною вѣковъ лилась кровь безоружныхъ воиновъ Христовыхъ — святыхъ мучениковъ и исповѣдниковъ; умирали тысящи, но вновь возникали тмы темъ, наконецъ наполнили собою всю имперію. Побѣда внутренняя завершилась побѣдою открытою: одному изъ благоразумнѣйшихъ царей языческихъ и всему войску его, христіанами наполненному, предъ сраженіемъ со злѣйшимъ врагомъ христіанства, явилось на небѣ знаменіе святаго Креста съ начертанными явственно словами: «симъ побѣждай», — и съ сего времени христіанство сдѣлалось господствующею вѣрою въ Римской имперіи.

Но симъ не кончилась борьба его съ многоразличными кознями князя вѣка сего. Видя, что язычество не можетъ стоять предъ свѣтоноснымъ христіанствомъ, духъ тмы производитъ раздѣленія между самыми христіанами и изводитъ противъ нихъ новаго врага внѣшняго. Въ странѣ Исмаила, посягавшаго нѣкогда на наслѣдіе кроткаго Исаака, близъ самой колыбели христіанства, онъ воздвигаетъ человѣка съ именемъ пророка, вооружаетъ его мечемъ и поставляетъ между міромъ языческимъ и христіанскимъ. Съ ударами меча агарянскаго быстро распространилось ученіе Магометово по всѣмъ предѣламъ міра христіанскаго. Было время, что христіанство находилось, повидимому, въ безвыходномъ положеніи: съ одной стороны оно окружено было непроницаемою стѣною тѣснившихъ его Агарянъ, а съ другой — недовѣдомымъ океаномъ. Но что же? Корабли христіанскіе пересѣкаютъ волны неизвѣстныхъ морей, христіане открываютъ новый языческій міръ, распространяютъ здѣсь свѣтъ ученія Христова и христіанство является въ тылу язычества и агарянства; между тѣмъ царство русское въ передовой борьбѣ поражаетъ правое крыло Агарянъ, народы Запада другое, а часть Славянъ и Еллины съ твердостію противостоятъ имъ въ самой срединѣ. Такимъ образомъ міръ языческій и агарянскій со всѣхъ сторонъ окруженъ христіанствомъ и сверхъ сего, по дѣйствію Промысла, православное отечество наше необычайно распространено и поставлено въ такомъ положеніи, что не только язычники и Агаряне, но и народы Запада удобно могутъ видѣть въ немъ свѣтъ чистаго ученія святой соборной и апостольской Церкви. Сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша.

Безчисленны герои святой вѣры православной и среди ихъ ярко сіяетъ восхваляемый и призываемый на помощь нынѣ Церковію святый благовѣряый великій князь Александръ Невскій. Великими украшенъ былъ онъ добродѣтелями и многоназидательна для насъ святая жизнь его. Чему поучаетъ насъ жизнь святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго?

Во-первыхъ великодушію, терпѣнію и преданности волѣ Божіей среди общественныхъ и частныхъ бѣдствій. Вся Русская земля стенала тогда подъ игомъ дикихъ Монголовъ. Обезсиленная и вновь обезсиливаемая междоусобіями князей, она не могла противостать своимъ грознымъ врагамъ. Возстанія народа въ разныхъ мѣстахъ только увеличивали его бѣдствія, привлекая месть побѣдителей. Святый благовѣрный князь явился въ сіе время поистинѣ земнымъ ангеломъ-хранителемъ народа Русскаго. Онъ неоднократно предпринималъ продолжительныя и опасныя путешествія чрезъ дикія степи къ ханамъ монгольскимъ, и своимъ благоразумнымъ ходатайствомъ облегчалъ тяжесть бѣдствій народныхъ и смягчалъ гнѣвъ побѣдителей на проступки народа нетерпѣливаго. Самую жизнь свою онъ кончилъ рано, въ лѣтахъ мужества, на возвратномъ пути изъ столицы враговъ своего отечества. Такому герою легче бы было положить свою жизнь за отечество на полѣ брани со врагами, но онъ ясно видѣлъ безполезность сей жертвы и одержалъ болѣе славную побѣду, — побѣду надъ самимъ собою, претерпѣвая для блага Россіи разныя огорченія отъ враговъ и предуготовляя тѣмъ внѣшнюю побѣду надъ ними въ будущемъ. Сего мало. Самый народъ Русскій неоднократно причинялъ ему величайшія скорби. Новгородцы обязаны были ему знаменитѣйшею побѣдою надъ врагами ихъ — Шведами, но вскорѣ послѣ того изгнали своего князя побѣдителя. Онъ предалъ сіе оскорбленіе суду Божію и заплатилъ за зло добромъ. Униженные, раззоренные сосѣдними народами, они принуждены были снова просить его на княжескій престолъ. Возвратившись къ нимъ, онъ не жалѣлъ своей жизни въ борьбѣ съ сосѣдними врагами, доколѣ постоянными побѣдами не водворилъ прочнаго мира. Несмотря на сіи благодѣянія, граждане новгородскіе изгнали сына его, котораго онъ поставилъ имъ въ князя вмѣсто себя, когда самъ принялъ престолъ великокняжескій во Владимірѣ. Но онъ кроткими мѣрами довелъ ихъ до раскаянія. Наконецъ, когда къ испытанію великой души его, возвращенный имъ сынъ, будучи увлеченъ буйнымъ народомъ, возсталъ противъ отца, не желая, по его совѣту, платить дани Монголамъ, то и въ семъ случаѣ, при помощи Божіей, онъ успѣлъ вразумить непокорныхъ безъ кровопролитія. Таково терпѣніе и великодушіе святаго благовѣрнаго князя!

Во вторыхъ жизнь святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго поучаетъ насъ ревности по святой православной вѣрѣ. Владычество Монголовъ не было опасно для вѣры православной. Послѣ неудачныхъ опытовъ насилія въ дѣлѣ вѣры сіи враги увидѣли, что Россіяне скорѣе готовы жертвовать жизнію, чѣмъ вѣрою, и оставили совѣсть ихъ въ покоѣ. Въ то же время первосвященникъ Рима въ несчастіи Россіи думалъ видѣть благопріятный случай къ распространенію своей власти. Онъ первоначально силою хотѣлъ принудить благовѣрнаго князя къ принятію ученія римской церкви. Но святый князь не жалѣлъ своей жизни для отраженія враговъ вѣры православной. Твердая вѣра его даровала ему на берегахъ Невы знаменитую побѣду надъ шведскимъ полководцемъ Биргеромъ, который съ сильнымъ войскомъ, въ сопровожденіи западныхъ епископовъ, не сомнѣвался покорить Новгородъ сперва оружіемъ, а потомъ ученіемъ. Когда получено было извѣстіе., что шведское войско стоитъ уже на Новгородской землѣ, благовѣрный князь, не ожидавшій нападенія и не готовый къ борьбѣ, прежде всего поспѣшилъ въ храмъ Божій для изліянія предъ Богомъ своей молитвы о помощи свыше. Онъ рѣшилъ вступить въ борьбу со врагами въ день намяти равноапостольнаго князя Владиміра и призывалъ на помощь какъ его, такъ и сыновей его, Бориса и Глѣба — святыхъ предковъ своихъ. «Насъ немного, сказалъ онъ затѣмъ дружинѣ своей, но Богъ не со многими, а съ правыми», — и вотъ одинъ изъ благочестивыхъ сподвижниковъ его, въ ночь на 15-е Іюля наблюдавшій за движеніемъ непріятелей, увидѣлъ, при восходѣ солнца, на рѣкѣ Невѣ ладію съ двумя витязями. По чертамъ лицъ и по одеждамъ ихъ онъ узнаетъ въ нихъ благовѣрныхъ князей Бориса и Глѣба, какъ они изображались на святыхъ иконахъ; затѣмъ слышитъ, какъ старшій братъ побуждаетъ младшаго спѣшить, дабы помочь сроднику ихъ Александру. Это видѣніе ободрило героя православія; блистательная побѣда надъ Шведами увѣнчала его именемъ Невскаго, и Церковь освятила сіе титло.

Спустя довольное время послѣ сего первосвященникъ Рима прислалъ къ благовѣрному князю ученыхъ проповѣдниковъ своей вѣры съ лестными обѣщаніями временныхъ выгодъ въ случаѣ принятія княземъ римскаго ученія; но посланные получили въ отвѣтъ: «мы знаемъ исторію вѣры отъ начала міра».

Твердая увѣренность благовѣрнаго князя въ томъ, что сама православная вѣра даруетъ народу Русскому торжество надъ его внѣшними врагами, оправдалась событіями послѣдующихъ временъ. Не сія ли вѣра положила въ семъ первопрестольномъ градѣ начало объединенія раздробленной Россіи и создала обширнѣйшую монархію въ свѣтѣ?

Жители первопрестольнаго града, сыны отцовъ, вѣрою побѣдившихъ царствія! Безъ сомнѣнія, вы видите знаменія времени, и болѣе чѣмъ знаменія. Настоитъ время открыться ревности вашей къ распространенію, утвержденію и охраненію святой православной вѣры. Ревность ваша по вѣрѣ еще прежде пробивала себѣ пути въ многоразличныхъ обстоятельствахъ общественной жизни; но нынѣ самъ Промыслъ распоряженіями высшей Власти вызываетъ ее къ большей дѣятельности. Такъ Августѣйшею волею ввѣряется вамъ устроеніе общества распространенія вѣры между народами, невѣдущими ученія Христова! Дѣло великое для Церкви и отечества; ибо успѣхи вѣры суть несомнѣнные залоги и гражданскаго благоустройства и союзъ вѣры есть крѣпчайшій изъ союзовъ, какіе только могутъ связывать народы между собою. Господь, по молитвамъ угодниковъ земли Русской, благословляетъ оружіе нашего воинства на востокѣ для того ли только, чтобы извлекать матеріальныя выгоды изъ странъ побѣжденныхъ народовъ? Если сіи народы не соединятся съ отечествомъ нашимъ союзомъ вѣры, то при первомъ удобномъ случаѣ они обратятъ наше же оружіе противъ насъ самихъ. Но еще страшнѣе то, что холодныхъ къ вѣрѣ будутъ судить святые предки наши, до крове и до смерти за вѣру подвизавшіеся, и между ними прославляемый нынѣ святый благовѣрный князь Александръ Невскій. Безъ сомнѣнія, онъ пособствуетъ тезоименитому ему, Благочестивѣйшему Государю нашему АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ во всѣхъ благихъ его намѣреніяхъ, какъ самому ему при жизни содѣйствовали святые Борисъ и Глѣбъ, сродники его; безъ сомнѣнія, онъ предшествуетъ и храбрымъ нашимъ воинамъ въ песчаныхъ степяхъ Азіи, гдѣ еще во время земной жизни путешествовалъ къ грознымъ повелителямъ страдавшей земли Русской. Но слово Божіе должно идти далѣе оружія воинскаго. За народами, Россіи покорными, тмы темъ язычниковъ сидятъ во тмѣ и сѣни смертной и ожидаютъ явленія свѣта Христова. Для того ли Господь необычайно распространилъ предѣлы отечества нашего и слилъ ихъ съ предѣлами языковъ, невѣдущихъ ученія Христова, дабы мы равнодушно смотрѣли на то, съ какими усиліями христіане отдаленнаго Запада стараются привить тамъ ученія своихъ церквей и обществъ? Кому много дано, съ того много и взыщется, и самыя благодѣянія Господь можетъ обратить въ наказаніе за нерадѣніе. Такъ и обширные предѣлы царства могутъ только увеличить число враговъ, если оно не соединитъ сосѣдніе народы съ собою союзомъ вѣры. Православные Еллины среди общественныхъ бѣдствій имѣютъ утѣшеніе обращать свои взоры на сѣверъ — на могущественную Россію. Если Россія не родитъ себѣ сыновъ и дщерей по вѣрѣ между другими народами; куда она обратитъ свои взоры, когда (чего не дай Богъ) будетъ подвергнута великимъ испытаніямъ?

Итакъ на каждомъ христіанинѣ и добромъ гражданинѣ лежитъ святая обязанноеть содѣйствовать, по мѣрѣ силъ и средствъ своихъ, возникающему обществу распространенія святой вѣры. Одни могутъ содѣйствовать ему благимъ совѣтомъ и честнымъ трудомъ, другіе — пособіями вещественными, а всѣ вообще усердною молитвою о преспѣяніи сего великаго дѣла, которое чѣмъ важнѣе, тѣмъ болѣе встрѣчаетъ всякаго рода препятствій и тѣмъ усерднѣйшихъ требуетъ дѣятелей. Жатва многа, дѣлателей же мало. Молитеся убо господину жатвы, яко да изведетъ дѣлатели на жатву свою (Матѳ. 9, 38).

Другими дѣйствіями высшей Власти ревность ваша, православные христіане, возбуждается къ утвержденію святой вѣры внутри отечества нашего чрезъ посвящеяіе себя или лучшихъ членовъ своего семейства на пастырское служеніе Церкви. Несомнѣнно вѣрно то, что на каждомъ христіанинѣ лежитъ обязанность съ полною готовностію посвящать себя на пастырское служеніе Церкви, если въ немъ откроются свойства, сему служенію пристойныя. Доселѣ многіе изъ христіанъ съ усердіемъ приносили въ жертву Богу немалую долю отъ своихъ имѣній. Безъ сомнѣнія, пріятна Богу сія жертва, но гораздо для Него пріятнѣе принесеніе въ жертву себя самого или лучшихъ членовъ своего семейства. Итакъ успѣхъ новыхъ постановленій о семъ много зависитъ отъ дѣйствительной, на все готовой ревности по вѣрѣ членовъ Церкви вообще. Да послужатъ сіи начинанія къ дѣйствительному благу Церкви россійской! Да изойдутъ на ниву ея дѣлатели добрые, которые бы въ бѣдности не падали, въ изобиліи не усыпали духомъ, имѣли сугубую мудрость и благодать врачевать невѣріе и суевѣрія, пресѣкать расколы и раздѣленія въ вѣрѣ, среди темныхъ нравовъ не жестѣли сердцемъ, сильнымъ міра не страшились говорить правду! Да свѣтитъ Церковь россійская ярко всѣмъ племенамъ и народамъ, вѣдущимъ Христа и невѣдущимъ, отъ востокъ солнца до западъ!

Вѣруемъ, Господи, что Ты бодрствуешь надъ святою своею Церковію. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Московскомъ Большомъ Успенскомъ соборѣ, 30 августа, 1869 года.

Источникъ: Слова Доктора богословія Архимандрита Сергія. — М.: Типографія А. Гатцука, 1882. — С. 49-57.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0