Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Сергій Спасскій († 1904 г.)
Слово въ день Рождества Христова.
О тайнѣ воплощенія Сына Божія
[1].

Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16).

У одного могущественнаго царя земнаго былъ невѣрный правитель, Онъ возмутилъ и отторгъ не малую часть его царства. Но царь былъ сколько могущественъ, столько и милостивъ; онъ употребилъ всѣ кроткія мѣры къ вразумленію отпадшихъ. Довольное число изъ нихъ желали возвратиться подъ власть законнаго государя, но не имѣли силъ возстать противъ возмутителя и его многочисленныхъ сообщниковъ. И такъ царь и его невѣрный правитель готовятся къ борьбѣ; обѣ стороны стягиваютъ свои силы съ обширныхъ областей раздѣленнаго царства. Великодушный государь ничего не жалѣетъ для возвращенія своихъ несчастныхъ подданныхъ: онъ посылаетъ единственнаго своего сына въ ряды вѣрныхъ ему воиновъ; и вотъ при одномъ ничѣмъ не замѣчательномъ селеніи на пространствѣ нѣсколькихъ стадій произошло сраженіе и въ нѣсколько часовъ рѣшена судьба обширныхъ областей раздѣленнаго царства: возмутитель побѣжденъ сыномъ царевымъ, ничтожное селеніе, при которомъ происходила знаменитая битва, сдѣлалось славнымъ и всему міру извѣстнымъ; тамъ описанъ и измѣренъ каждый шагъ земли; тамъ воздвигнутъ величественный памятникъ и память сего событія передается изъ рода въ родъ. Столь великое дѣло любви, возможное у человѣкъ, почему не возможно у Бога? Не подобное ли произошло во вселенной? Одинъ изъ высшихъ духовъ отторгъ многочисленное воинство небесное или, какъ говоритъ Тайнозритель, третію часть звѣздъ небесныхъ (Апок. 12, 4), отторгъ и нашу малую землю отъ Царя Небеснаго, и вотъ на сей точкѣ обширной вселенной открывается борьба и врагъ побѣждается Сыномъ Божіимъ, Который послѣ того вступаетъ въ среду темнаго царства его и изводитъ оттуда плѣнниковъ. О Божественномъ имени побѣдителя поклонилось всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ. Малая земля наша сдѣлалась предметомъ удивленія небожителей, которые желаютъ приникнуть (1 Петр. 1, 12) въ таинство спасенія погибавшихъ и содѣйствуютъ освобожденію ихъ изъ-подъ власти возмутителя. И такъ тѣ, которые, измѣряя безмѣрныя пространства и исчисляя тмочисленныя свѣтила небесныя, поражаются величіемъ ихъ въ сравненіи съ малою землею, да не колеблются вѣтромъ сомнѣній: въ мірѣ духовномъ есть другіе высшіе законы, по которымъ великое въ мірѣ вещественномъ можетъ быть мало въ духовномъ и малое въ мірѣ вещественномъ можетъ быть велико въ духовномъ; да обратятся среди сомнѣніи къ духовному Солнцу Христу и Онъ привлечетъ ихъ къ Себѣ, какъ привелъ Онъ къ Себѣ звѣздою древнихъ мудрецовъ востока вскорѣ по Рождествѣ Своемъ на землѣ; тогда они воззовутъ вмѣстѣ съ царемъ Давидомъ, который не чрезъ орудія вещественныя, въ тѣ времена еще не извѣстныя, но въ Духѣ Божіемъ созерцая величіе вселенной, воскликнулъ: «Господи! когда взираю на небеса Твои, дѣло Твоихъ перстовъ, на луну и звѣзды, которыя Ты поставилъ: то что есть человѣкъ, что Ты помнишь его, и что есть сынъ человѣческій, что Ты посѣщаешь его?» (Псал. 8).

Чтобы яснѣе уразумѣть потребность великой тайны явленія Сына Божія во плоти на землѣ, предпоставимъ Виѳлеему и Голгоѳѣ Едемъ, сравнимъ исторію паденія съ исторіею спасенія человѣка. Человѣкъ въ раю возмнилъ быть равнымъ Богу хищеніемъ; аще снѣсте отъ него, говорилъ змій искуситель женѣ, указывая на древо познанія добра и зла, будете, яко бози, вѣдяще доброе и лукавое (Быт. 3, 2-5). И се Сынъ Божій, Который не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся, якоже человѣкъ (Флп. 2, 6-8). Жена, чудно созданная отъ плоти и кости перваго мужа, предначинаетъ паденіе необычайною гордостію и непослушаніемъ: Пресвятая Дѣва, которой опредѣлено чудно родить Спасителя міра, предначинаетъ спасеніе необыкновеннымъ смиреніемъ и преданностію волѣ Божіей. Ангелъ тмы является къ одной женѣ для искушенія и содѣлывается виновникомъ паденія: свѣтоносный Архангелъ является къ Дѣвѣ, обрученнѣй мужеви, такожде безъ мужа, и содѣлывается посредникомъ искупленія. Созданные изъ персти земной не были довольны прекраснымъ раемъ, Самимъ Богомъ для нихъ насажденнымъ; и вотъ Создавшій неисчислимыя свѣтила небесныя и тмы темъ горнихъ духовъ раждается въ малой пещерѣ земной, согрѣвается дыханіемъ безсловесныхъ животныхъ. Человѣкъ, поставленный царемъ земли, землею недовольствуется; взыду выше облаковъ, буду подобенъ Вышнему (Ис. 14, 14), говоритъ онъ въ умѣ своемъ; и вотъ Господь неба и земли причисляется къ подданнымъ Августа, бѣжитъ отъ Ирода, терпитъ поношенія и униженія отъ рабавъ. Древо, посреди рая насажденное съ его сладкими, но смертоносными плодами, служитъ орудіемъ паденія; древо креста, посредѣ земли утвержденное, съ его горькими, но живоносными муками, служитъ орудіемъ спасенія.

Такъ вполнѣ удовлетворено правосудіе Божественное. Такъ уплаченъ совершенно безмѣрный долгъ, тяготѣвшій на человѣкѣ! Странно было паденіе человѣка! Чтожъ если чудно и спасеніе падшаго? Ровъ изры, ископа и впадетъ въ яму, юже содѣла (Псал. 7, 16). Глубокій ровъ ископалъ прародителямъ змій искуситель! Будете, яко бози, сказалъ онъ женѣ и не зналъ, что въ сіе время явился пророкомъ на главу свою; ибо могъ ли онъ представить, что изъ утробы Жены въ самомъ дѣлѣ изыдетъ Богочеловѣкъ и сотретъ главу его и человѣковъ содѣлаетъ сынами Божіими?

Впрочемъ, хотя врагъ рода человѣческаго пораженъ въ главу Іисусомъ Христомъ, но совершенная побѣда надъ нимъ отложена до послѣднихъ временъ міра; ибо, по волѣ Промысла, христіане должны бороться съ симъ обезсиленнымъ врагомъ и побѣждать его при помощи благодати Божіей; Царству Божію, но предреченію Самого Господа, подобало изъ малаго зерна возрасти въ великое дерево. И вотъ сіе дерево болѣе и болѣе покрываетъ своими вѣтвями землю. Всюду водружается крестъ Господень. Благотвореніе явное и тайное, не зная пространства и различія племенъ, всюду простираетъ руку свою и многоразличными зданіями своими, какъ дворцами, украшаетъ землю. Но, къ скорби истинныхъ послѣдователей Христа, древній змій не мало имѣетъ и своихъ послѣдователей. Сѣмя гордости и превозношенія, имъ посѣянное, въ однихъ мѣстахъ исторгаемое, въ другихъ снова растетъ. Опасность стать на сторонѣ врага Божія угрожаетъ нынѣ не только отдѣльнымъ лицамъ, но даже цѣлымъ народамъ. Такъ за семь десятилѣтій предъ симъ въ странѣ, которая въ древности извѣстна была своимъ благочестіемъ, жители первенствующаго града, возгордившись успѣхами ложнаго просвѣщенія, подверглись крайнему ослѣпленію: возставъ противъ царя земнаго, одновременно возстали противъ Царя Небеснаго, осквернили храмы Божіи и въ лицѣ одной безстудной жены воздали торжественно поклоненіе разуму, тому слѣпому разуму, который еще въ раю въ лицѣ жены возмнилъ равняться уму Божественному; за тѣмъ поднялась молніеносная буря воинская, всколебала племена и народы, достигла до сего первопрестольнаго града, коснулась сего священяаго храма, но послѣ того возвратилась вспять. Князь вѣка сего еще не довольно имѣлъ поклонниковъ своихъ и зло снова должно было сокрыть подъятую главу свою во тму, дабы продолжать свои дѣла темныя. Не менѣе поучителенъ примѣръ и другой страны. Первоначально, оставивъ преданіе вселенской Церкви, она думала имѣть чистое ученіе Христово, но наконецъ дошла до того, что многіе сыны ея стали оставлять и святое Евангеліе и прилѣпляться къ тѣмъ, которые льстятъ ихъ ученіемъ, хотя и не новымъ, тварь возводятъ на степень Творца, Творца низводятъ на степень твари, во всемъ видятъ своего бога и нигдѣ его не обрѣтаютъ. Но это только начало болѣзнемъ. Святое Писаніе предрекаетъ и событія предутверждаютъ, что въ послѣдніе дни міра князь тмы воздвигнетъ изъ среды рабовъ своихъ во всемъ подобнаго себѣ противника Богу: тогда открыется человѣкъ беззаконія, сынъ погибели (2 Сол. 2, 3) и царь возвысится, поелику змій дастъ ему всю силу свою и престолъ свой и область великую на всякомъ колѣнѣ и языцѣхъ и племенѣхъ (Дан. 7, 24; 11, 36; Апок. 13, 2-7); онъ будетъ превозноситься паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища Его, якоже ему сѣсти въ церкви Божіей, яко Богу, показающу себе, яко Богъ есть (Апок. 13, 6; 2 Сол. 2, 4; Дан. 7, 25; 11, 36-39). Такъ зло, посѣянное въ сердцѣ прародителей нашихъ убійственною лестію: будете, яко бози, наконецъ въ лицѣ антихриста принесетъ зрѣлый плодъ свой! Такъ глубоко и странно паденіе человѣка! Но тогда какъ явится сынъ погибели, показующш себе, яко Богъ есть, явится и Сынъ человѣческій во всей славѣ Своей и вси святіи Ангелы съ Нимъ. Итакъ, какъ ни велика тайна воплощенія Сына Божія, но это свѣтлая тайна, освѣщающая всю исторію рода человѣческаго, объясняющая событія прошедшія, проливающая свѣтъ на происшествія настоящія и открывающая завѣсу будущаго.

Отъ лѣтописей міра обратимся къ скрижалямъ сердца человѣческаго и посмотримъ, не носитъ ли человѣкъ въ самомъ себѣ постояннаго свидѣтельства о потребности великой тайны воплощенія Сына Божія. Подлинно тогда яснѣе понятна будетъ потребность крайняго снисхожденія Сына Божія до Виѳлеемскаго вертепа, когда мы постигнемъ всю глубину паденія природы нашей. Чтó говорятъ о природѣ человѣческой люди, которые со всѣмъ вниманіемъ изучили ее? Великіе подвижники христіанства, всю жизнь посвятившіе на изученіе тайныхъ сторонъ сердца человѣческаго, всю жизнь проведшіе въ борьбѣ съ своими помыслами, наконецъ достигшіе того, что могли прозрѣвать помыслы другихъ, сознаются, что нѣтъ глубже и опаснѣе язвы въ сердцѣ человѣка, какъ превозношеніе, что нѣтъ степени нравственнаго совершенства, съ которой нельзя бы было пасть чрезъ самомнѣніе и потерять плоды многолѣтней доброй дѣятельности, и что единственно только при помощи благодати Божіей можно противостоять сему злу. Другіе же испытатели сердца человѣческаго, не озаренные свѣтомъ благодатнаго просвѣщенія, любомудрствуя по опыту о началѣ дѣятельностй человѣка, дошли до той мысли, что самолюбіе есть основаніе всѣхъ его дѣйствій, что оно даже естественно и необходимо человѣку. Но откуда это странное явленіе въ природѣ человѣка, — это нерѣдко примѣчаемое стремленіе казаться выше обыкновеннаго человѣка и быть на самомъ дѣлѣ ниже человѣка? Ужели это естественно? Нѣтъ! это возможно только у потомковъ тѣхъ, которые, имѣя душу, соединенную съ перстію земли, допустили обольстить себя словами: будете, яко бози. Дивно ли, что тайна явленія Сына Божія во плоти такъ близка сердцу человѣка, когда онъ постигнетъ все безсиліе падшей своей природы.

Итакъ замѣтитъ ли кто прираженіе къ себѣ духа гордости, занимаетъ ли кого знатность рода, богатство, красота, сила, власть, умъ и самый подвигъ добродѣтели: да вспомнитъ онъ о вертепѣ и ясляхъ Виѳлеемскихъ. Почто еще гордится земля и пепелъ? (Сир. 10, 9)

Представится ли кому напротивъ вся тяжесть грѣховъ, имъ содѣянныхъ, и отчаяніе начнетъ проникать въ душу его: да вспомнитъ, что нѣтъ грѣха, превышающаго заслуги Единороднаго Сына Божія, Который сходилъ на землю не праведниковъ, но грѣшниковъ спасти.

Изнемогаетъ ли кто подъ бременемъ болѣзней, бѣдности и другихъ многоразличныхъ бѣдствій: да вспомнитъ, что Господь неба и земли за наши грѣхи благоволилъ претерпѣть уничиженія и величайшія страданія отъ пеленъ Виѳлеемскихъ до креста на Голгоѳѣ, а намъ предоставилъ нести наши малые кресты на малое время для нашего вѣчнаго блага.

Облекъ ли кого Господь властію, благословилъ ли богатствомъ земнымъ: да употребляется то и другое ко благу ближнихъ. Вѣсте, говорилъ святый апостолъ богатымъ коринѳскимъ христіанамъ, увѣщевая ихъ помочь бѣднымъ Іерусалимскимъ собратіямъ, вѣсте благодать Господа нашего Іисуса Христа, яко васъ ради обнища, богатъ сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2 Кор. 8, 9). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Большомъ Московскомъ Успенскомъ соборѣ 25 декабря, 1868 года.

Источникъ: Слова доктора богословія Архимандрита Сергія. — М.: Типографія А. Гатцука, 1882. — С. 40-48.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0