Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Б

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.)
Слово въ день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.).

И пришедше въ храмину, видѣша отроча съ Маріею матерію Его, и падше поклонишася Ему: и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, ливанъ и смирну (Матѳ. 2, 11).

Они пришли, мудрые волхвы, въ храмину и поклонились Ему, и отверзли сокровища мудрости своей и принесли Ему дары: злато, ливанъ и смирну,   в с ѣ   дары, какіе только имѣетъ и можетъ принести Богу, пришедшему къ человѣкамъ, человѣкъ, приходящій къ Богу. Они предстали Ему какъ бы отъ лица всего человѣчества съ человѣческими сокровищами, которыя для того только и существуютъ, чтобы стать   д а р а м и,   приносимыми Христу. Вмѣстѣ съ ними и вслѣдъ за ними входимъ и мы нынѣ въ храмину и видимъ отроча съ Маріею Матерію Его и поклоняемся Ему въ мудрости и веселіи любви благодарящей. Что же приносимъ мы и что можемъ принести отъ скудости нашей любви, отъ пустоты нашей души, отъ примрачности нашей жизни? Ужели стои́мъ мы съ пустыми сердцами и съ пустыми руками, растерянные и смущенные, или же, что еще страшнѣе, разсѣянные и равнодушные? Но нѣтъ, да не будетъ! Мы   х о т и м ъ   принести Ему дары, и мы   и м ѣ е м ъ   ихъ, ибо это Онъ самъ обогатилъ насъ, обнищавъ для насъ. Онъ сотворилъ насъ сообразными по Себѣ, и это — Его дары, которые мы должны обрѣсти въ себѣ, открывъ сокровища своя. И мы не обдѣлены у Господа, и мы призваны принести Ему и злато, и ливанъ, и смирну, — злато яко Царю, ливанъ яко Богу и смирну яко вкусившему насъ ради смерть Человѣку.

Злато... Въ темныхъ нѣдрахъ земли заключена его сверкающая слава, его звонкая полнозвучность, его нержавѣющая чистота. Это какъ бы преображенная земля, это откровеніе темныхъ нѣдръ, въ которыхъ таится сіяніе свѣта. Тяжелымъ трудомъ, настойчивымъ терпѣніемъ, по малымъ крупицамъ извлекается это злато, пока не соберется оно въ такомъ количествѣ, чтобы озарить своимъ свѣтомъ, озолотить своимъ сіяніемъ. Таковы и нѣдра человѣческаго духа, въ которыхъ и изъ которыхъ человѣкъ своимъ творчествомъ извлекаетъ умную красоту и ею міръ облекаетъ. Это злато принадлежитъ Царю Славы, и человѣки должны принести Ему Имъ данную нашу собственную славу, Имъ данные дары Святаго Духа. Каждый человѣкъ имѣетъ свой даръ Духа Святаго, свою сокрытую въ немъ славу, свое злато, и онъ долженъ обрѣсти его въ себѣ, чтобы не тщетнымъ, не съ пустыми руками войти въ храмину. Принесемъ же Ему творческій порывъ нашего духа и плодъ его.

Ливанъ... Благовонный ѳиміамъ, возносящійся къ небу и въ немъ истаевающій, какъ человѣческая душа, восходящая на свою небесную родину. Душа крылата, она причастна ангельскимъ воинствамъ, воспѣвающимъ въ небесахъ славу въ вышнихъ Богу, она возлетаетъ къ престолу Божію въ молитвахъ и созерцаніяхъ своихъ. Ангельская природа человѣческаго духа есть этотъ ливанъ души, сокрытый въ сердцѣ его. Человѣкъ не знаетъ, какія богатства имѣетъ, какія сокровища даны ему, пока самъ не извѣдаетъ ихъ, принеся ихъ Христу-Богомладенцу. Очи Младенца, смотрящія въ очи нашей души, ее намъ открываютъ, и она возгорается благоговѣніемъ любви, яко кадило предъ Тобою... Но надо возстать отъ сна, въ которомъ мы пребываемъ, надо пойти въ дальній путь, не по земнымъ межамъ, но по звѣздамъ, чтобы обрѣсти храмину своего духа, въ которой покоится въ ясляхъ убогихъ Христосъ, и, поклонившись Ему, принести ему ливанъ свой. И всякая душа призвана быть этимъ кадиломъ благовоннымъ, всякая душа имѣетъ   с в о ю   молитву, знаетъ   с в о й   путь въ священную храмину... Да не убоится она малости своей, ибо въ этой храминѣ ея почіетъ самъ Христосъ, пеленами повитый, Ему поклонимся...

И смирну... Погребальное мѵро любви, принесенное любовію, души — мѵроносицы, погребающія Возлюбленнаго Жениха, и сами со-умирающія съ Нимъ въ сердцахъ своихъ. Да, мы должны принести Ему не только жизнь, но и смерть свою, съ Нимъ со-умирать, дабы съ Нимъ воскреснуть... Мудрые волхвы познали, что Рождество Его было и началомъ смертнаго пути къ Голгоѳѣ, и что ясли — символъ гроба. Путь любви есть жертва, а цѣна жертвы — смерть. Онъ рожденъ былъ на землѣ для смерти, и вся жизнь Его есть жертвенное закланіе. Но и нашъ путь не иной, и мы должны принести Ему свою смерть, свое умираніе съ Нимъ... Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и кто хочетъ придти къ Нему, да принесетъ Ему свою собственную смерть, рѣшимость жить въ Его смерти и воскресать Его воскресеніемъ... Не звучитъ ли это скорбью въ этотъ ликующій день, въ свѣтѣ Славы и въ пѣніи Ангеловъ? Но эти дары наши суть выраженія величайшей радости, блаженства любви. Ибо сильна какъ смерть любовь, ибо любовь есть жизнь, и любовь есть смерть, смерть нашего себялюбиваго, мертваго я. Смерть во Христѣ и есть жизнь, есть воскресеніе съ Нимъ. Да будутъ наши дары угодны Ему, да призритъ Онъ милостиво на насъ, къ Нему пришедшихъ, да укажетъ Онъ дланію на насъ, какъ братьевъ Своихъ, Матери Своей, Его и нашей. Насъ бо ради родися отроча младо, предвѣчный Богъ… Аминь.

Источникъ: Прот. С. Булгаковъ. Слово въ день Рождества Христова (1934-5). // Ежемѣсячный религіозно-нравственный журналъ «Сергіевскіе листки». — Paris: Изданіе Братства имени преп. Сергія Радонежскаго при Православномъ Богословскомъ Институтѣ въ Парижѣ, 1935. — № 1-2 (87-88). — С. 2-3.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0