Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій Ляпидевскій († 1898 г.)
55. Слово въ день трехъ святителей. (Второе.)

Отче Святый! Ихъ же далъ еси Мнѣ, да будутъ едино, якоже и Мы (Іоан. 17, 11).

Праздникъ во имя трехъ вселенскихъ учителей и святителей учрежденъ по особенному, весьма примѣчательному обстоятельству. Вскорѣ послѣ ихъ кончины между православными чтителями ихъ великихъ подвиговъ, заслугъ и чудесъ нерѣдко возникалъ вопросъ: который изъ трехъ святителей больше и выше? Распря объ ихъ достоинствѣ возрасла наконецъ до того, что чрезъ нѣсколько вѣковъ, произошло рѣшительное раздѣленіе въ обществѣ христіанъ, и одни начали называться Василіанами, другіе Григоріанами, третьи Іоаннитами. Тогда, въ отклоненіе такого соблазна, сами святители, всѣ трое вмѣстѣ, явились Іоанну, епископу Евхаитскому, и сказали ему: «Всѣ мы имѣемъ у Бога равное достоинство. Объяви христіанамъ, чтобы оставили споръ относительно сего. Какъ при жизни болѣе всего мы заботились о единодушіи, такъ и по преставленіи нашемъ болѣе всего желаемъ единомыслія вѣрующимъ. Установи для насъ одинъ общій праздникъ». Праздникъ установленъ; споръ давно прекращенъ, и мы нынѣ тріехъ святителей, «яко апостоламъ единонравныхъ» и между собою единочестныхъ, призываемъ, на молитвенное ходатайство, «да даруетъ Господь миръ вселеннѣй и душамъ нашимъ велію милость» (Троп. праздн.).

Но поводъ къ установленію сего праздника показываетъ намъ, какъ иногда далеко можетъ простираться у людей честолюбивый образъ мыслей. Любя здѣсь на землѣ превосходство предъ всѣмъ окружающимъ и первосѣданія на сонмищахъ, оно и въ царствѣ небесномъ хочетъ размѣстить небожителей, по своему на нихъ воззрѣнію, и, въ чемъ ограничилъ нѣкогда Самъ Спаситель Іакова и Іоанна, то оно позволяетъ себѣ рѣшать, опредѣляя, кому возсѣдать одесную, и кому ошуюю во славѣ Небеснаго Царя (Марк. 10, 37).

Правда Самъ Спаситель сказалъ, что въ дому Отца Его обители многи суть, слѣдственно есть разность между тѣми, кому онѣ уготованы. А апостолъ изъясняетъ это тѣмъ подобіемъ, что какъ звѣзда отъ звѣзды разнствуетъ въ сіяніи, такъ и души праведныхъ пребываютъ на различныхъ степеняхъ небесной славы (1 Кор. 15, 41).

Но Самъ же Спаситель и объяснилъ намъ сію разность небожителей и ихъ обителей; Самъ Онъ, молясь къ Богу Отцу о вѣрныхъ Своихъ послѣдователяхъ, просилъ: «да будутъ едино, якоже и Мы; да будутъ они во Мнѣ и Азъ въ нихъ». Посему и апостолъ присовокупляетъ, что въ будущемъ вѣкѣ будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 28). Такое соединеніе всѣхъ въ Богѣ и во Христѣ совершенію не благопріятствуетъ честолюбивому предположенію о первенствѣ и превосходствѣ, въ нашемъ житейскомъ и суетномъ смыслѣ сего слова. Здѣсь на землѣ одинъ возвышается, другой падаетъ; тамъ на небѣ всѣ возвеличены будутъ, и никто не будетъ униженъ. Здѣсь почесть иногда омывается слезами раскаянія и несчастій; тамъ отрется слеза отъ очію каждаго и ни для кого плача не будетъ ктому (Апок. 21 4). Здѣсь на благополучіе и предпочтеніе одного другой, сверстникъ его смотритъ чернымъ окомъ зависти и отравляетъ покой его; тамъ при полномъ довольствѣ не будетъ зависти и взаимнымъ сорадованіемъ будетъ каждый пріумножать собственное блаженство свое. Какъ въ полномъ свѣтѣ нѣтъ мрака, такъ во свѣтѣ лица Божія никто не почувствуетъ ни темноты, ни лишенія чего-либо въ душѣ своей. Если будетъ тогда разность между небожителями; то преимущественно въ глубинѣ, или обширности ихъ пріемлемости. Источникъ блаженства одинъ для всѣхъ; но каждый будетъ почерпать изъ него столько, на сколько пріуготовилъ къ тому здѣсь и предочистилъ сосудъ души своей. Представимъ текущій изъ горы кладезь чистой воды, и два сосуда, большой и малый, наполненные этою водою: въ кладезѣ отъ того умаленія нѣтъ; живая вода не удержимо стремится оттуда, и сосуды могли бы черпать еще чистую влагу; но они, отъ полноты, вмѣщать болѣе не могутъ, и меньшій хотя вмѣстилъ менѣе, но также полонъ, какъ и большій. Вотъ нѣкоторое подобіе того, чтó ожидаетъ праведныхъ на небѣ. Источникъ блаженства неизсякаемъ: но каждый будетъ почерпать по мѣрѣ своей духовной пріемлемости; всѣ будутъ полны блаженства, хотя будутъ различаться по степенямъ славы.

И такъ, только на небѣ истинный покой и полное наслажденіе. Туда будемъ стремиться чистою мыслію и непорочною жизнію, да «сподобимся со всѣми святыми въ вѣчной славѣ Христа Бога царствовати». Аминь.

Источникъ: Слова Сергія, епископа Курскаго. — М.: Въ Университетской типографіи, 1870. — С. 377-381.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0