Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій Ляпидевскій († 1898 г.)
Слово въ день празднованія Курской иконѣ Знаменія Пресвятыя Богородицы. (Первое.)

И рече Господь къ Моисею: доколѣ преогорчеваютъ Мя людіе сіи? И доколѣ не вѣруютъ Мнѣ во всѣхъ знаменіяхъ, яже сотворыхъ въ нихъ (Числ. 14, 11).

Кому изъ жителей сего града и здѣшняго края не извѣстна икона Знаменія? — Но всякому ли извѣстно, почему она такъ называется?

Не безполезно для незнающихъ изъяснить, а знающимъ напомнить, чтó означаетъ и чтó намъ внушаетъ это названіе.

Икона Знаменія весьма древняя. На ней изображены Богоматерь, молитвенно подъемлющая длани, и на лонѣ Ея Предвѣчный Младенецъ. Икона сія первоначально прославилась въ Новгородѣ, гдѣ стояла въ церкви всемилостиваго Спаса. Во времена удѣльныхъ междоусобій, въ двѣнадцатомъ вѣкѣ, соединенныя войска нѣсколькихъ князей подступили къ Новгороду. Осажденнымъ жителямъ его угрожала гибель неизбѣжная. Въ одну ночь тогдашній новгородскій архіепископъ услышалъ голосъ, повелѣвающій ему взять эту икону и вознести на городскую стѣну. Объявивъ гражданамъ видѣніе, онъ послалъ священнослужителей за иконою, а самъ въ соборѣ началъ молебенъ; но посланные скоро возвратились, и съ ужасомъ повѣдали, что она не двигалась съ мѣста. Всѣ отправились въ ту церковь, и въ горькихъ слезахъ стали предъ образомъ совершать молебствіе. Когда запѣли: «Предстательство христіанъ непостыдное,» икона заколебалась. Народъ взывалъ: «Господи помилуй,» а святитель принялъ икону на свои руки. Принесли ее на городовое укрѣпленіе, и тамъ поставили ликомъ противъ непріятелей. Тучи стрѣлъ носились надъ осажденными. Одна стрѣла вонзилась въ икону: тогда ликъ Пречистой Дѣвы обратился къ городу, и изъ очей Ея слезы падали на ризы святителя. Въ умиленіи архіепископъ воскликнулъ: «Царица! Ты даешь намъ знаменіе, что такъ прилежно молишься объ избавленіи нашемъ!» Вслѣдъ за симъ въ войскахъ непріятельскихъ произошло смятеніе: враги стали поражать другъ друга и обратились въ бѣгство. Отъ сего событія усвоено иконѣ имя Знаменія, и учрежденъ праздникъ въ двадцать седьмой день мѣсяца ноября.

Спустя болѣе ста лѣтъ послѣ сего событія, въ здѣшней окрестности, одинъ звѣроловъ нашелъ въ лѣсу образъ и, поднявъ его, увидѣлъ, что это икона Знаменія. На томъ мѣстѣ, гдѣ она лежала, показался источникъ воды. Слухъ о семъ обрѣтеніи привлекъ множество народа; а послѣдовавшія чудеса подтвердили, что икона чудотворная. На мѣстѣ Ея явленія построена была часовня, и приставленъ священникъ. Но вскорѣ крымскіе татары часовню сожгли, икону разсѣкли на двѣ части, а священника увели въ плѣнъ. Выкупленный потомъ изъ плѣна, онъ возвратился на мѣсто, гдѣ была часовня, и къ удивленію нашелъ тамъ обѣ половины раздвоенной мечемъ иконы. Онъ сложилъ обѣ части, и онѣ мгновенно срослись въ одну цѣлую дску. Малая и тонкая черта раздвоенія, донынѣ съ одного конца видимая, служитъ свидѣтельствомъ, что икона была раздѣлена, но что части ея не искусственнымъ способомъ, а сверхъестественною силою совокупились воедино. Это разъятіе и соединеніе иконы Курской также осталось навсегда Ея знаменіемъ, какъ слезы были знаменіемъ иконы Новгородской.

Есть люди, которые на сіи и подобныя повѣствованія священныя набрасываютъ тѣнь темнаго преданія, и мало вѣрятъ имъ. Доказательства истины, совершенно успокоительныя для вѣрующихъ, нисколько не удовлетворяютъ невѣрующихъ. Но какъ гибельно такое невѣріе, достаточно указать на одинъ опытъ въ судьбахъ еврейскаго народа.

Исходъ этого народа изъ Египта былъ почти непрерывнымъ рядомъ чудесъ. Однакожь Израильтяне, скучая постною пустынною пищею и воздыхая о египетскихъ мясахъ, стали роптать на Моисея и на Бога. Нѣсколько успокоенные, уже подходили они къ землѣ обѣтованной. Но чревоугодіе и чувственность постепенно повергаютъ человѣка въ малодушіе и невѣріе. Въ виду земли, текущей медомъ и млекомъ, вѣроломный народъ колеблется мыслію, не лучше ли опять возвратиться въ Египетъ, въ землю рабства? Тогда Господь говоритъ Моисею: «Доколѣ будетъ пренебрегать Меня народъ сей? И доколѣ не будетъ Мнѣ вѣрить при всѣхъ тѣхъ знаменіяхъ, которыя дѣлалъ Я среди его?» Сколько послѣ сего упрека ни ходатайствовалъ Моисей за свой народъ, Богъ народовъ и вождей изрекъ свой приговоръ: «Всѣ, которые видѣли знаменія Мои въ Египтѣ и въ пустынѣ, и не слушали гласа Моего, не увидятъ земли обѣтованной; всѣ пренебрегшія Меня, не увидятъ ея» (Числ. 14, 22-23). И дѣйствительно, всѣ, вышедшіе изъ Египта, кромѣ двухъ человѣкъ, положили свои кости, во время сорокалѣтняго странствованія въ пустынѣ.

Остережемся, какъ бы не случилось что-либо подобное и во время нашего земнаго странствованія. Много въ нашемъ отечествѣ было знаменій и чудесъ; бывали онѣ и въ наши дни. Знаменія сіи внушаютъ намъ чтить истиннаго Бога, который есть одинъ, творяй чудеса (Псал. 74, 15). Если кому и не вполнѣ извѣстны подробности и доказательства, какъ совершилось то, или другое чудо; во всякомъ случаѣ лучше вѣровать, исжели не вѣровать. Ибо вѣра есть опора души и основаніе надежды; а невѣріе есть разрушеніе спасительныхъ убѣжденій и путь къ отчаянію. Кто вѣруетъ всему, чтó Богъ сказалъ и сдѣлалъ, тотъ съ упованіемъ прибѣгаетъ и къ заступленію Пречистой Богоматери, и спокойнѣе смотритъ на свою будущность. А какая будущность, въ комъ и въ чемъ успокоеніе для тѣхъ, для которыхъ, чрезъ невѣріе, все погибло?

Итакъ недостаточно знать, что существуетъ икона Знаменія; а надобно вѣровать, что это есть дѣйствительно знаменіе Божіей благости (Псал. 85, 17), воздвигнутое среди насъ для ободренія нашей надежды, для руководствованія нашего ко спасенію.

Въ такомъ духовномъ устроеніи, «честнаго Твоего образа знаменіе празднующе, Богородительнице, вѣрою Тебѣ взываемъ: Радуйся, Дѣво, христіанъ похвало» (Конд. праздн.)! Аминь.

Источникъ: Слова Сергія, епископа Курскаго. — М.: Въ Университетской типографіи, 1870. — С. 297-302.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0