Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій (Ляпидевскій) († 1898 г.)
40. Слово на день Успенія Пресвятыя Богородицы. (Первое.)

Яко сотвори Мнѣ ввличіе Сильный (Лук. 1, 49).

Основаніе, почему Успеніе Божіей Матери торжественнѣе другихъ праздниковъ Ея, можно усматривать въ преимущественной важности сего событія, которое окружено было чудесами. Иные праздники въ честь Богородицы служатъ воспоминаніемъ отдѣльныхъ изъ Ея жизни обстоятельствъ. Но въ Успеніи вѣнецъ и слава всей Ея жизни: тогда вѣрующимъ ясно было открыто, что Приснодѣва Марія есть Царица неба и земли; въ Ея смерти явилась поразительная, но и вмѣстѣ весьма стройная и соотвѣтственная противоположность съ Ея жизнію: Ея глубокое смиреніе покрылось божественнымъ величіемъ, Ея скромная земная доля премѣнилась въ небесную славу, и Ея слава боголѣпная богоподобными возсіяла чудесами. При жизни Сына Своего, Она рѣдко являлась при Немъ, и когда являлась, въ дѣлахъ Его почти не допускала участія, и даже слышала предостереженіе: что мнѣ и тебѣ, жено (Іоан. 2, 4)! А въ минуту Ея кончины, Самъ Онъ идетъ, окруженный силами безплотными, срѣтить и принять Ея душу изъ Ея тѣла, отъ котораго Самъ воспріялъ человѣческую плоть. Въ жизни Она любила уединеніе и простоту: на Ея торжесвенную кончину стеклись къ Ней Апостолы, путями воздушными на облакахъ несомые, и домъ Іоанна Богослова, у котораго Она жила, былъ приготовленъ и украшенъ, какъ для необычайнато торжества и, быть можетъ, какъ никогда прежде. Во время Ея жизни струя силы чудотворной едва проторгалась изъ глубины Ея смиренія: но безсмертный гробъ Ея былъ источникомъ исцѣленій для вѣровавшихъ, и грозныхъ чудесъ для устрашенія невѣровавшихъ. Въ успеніи Ея, и вмѣстѣ воскресеніи, по прекрасному выраженію пѣсни церковной, «стечеся чудо въ чудеси». Тогда знаменательно и торжественно начало исполняться пророческое слово Божіей Матери: Сотвори Мнѣ величіе Сильный.

Въ примѣрѣ Божіей Матери уясняется и для нашей жизни, значеніе смерти. Ея достославная кончина была подготовлена смиренною жизнію. Такъ ли мы смотримъ на свою жизнь, какъ на время и на средство для приготовленія къ непостыдной кончинѣ? — Обыкновенно люди каждый день въ своей жизни усиливаются обратить въ новый случай для себя испытать удовольствія жизни. Обыкновенно думаютъ, что наслажденіе жизнію есть побѣда надъ смертію, что думать о смерти значитъ прежде смерти умирать. Но вѣрнѣе сказать, что христіанская кончина есть вѣнецъ жизни, что «животъ предобручаетъ смерть» [2], то-есть, что смерть для праведника служитъ залогомъ блаженной вѣчности, дверію того полнаго успокоенія, котораго напрасно душа стала бы искать на землѣ. Если жизнь человѣка есть сцѣпленіе его дѣйствій многосложныхъ, иногда сокровенныхъ, не рѣдко и запутанныхъ: то смерть есть развязка сихъ узловъ, оцѣнка истинныхъ заслугъ. Не бываетъ ли на этомъ свѣтѣ, что жизнь иного человѣка промчится, какъ шумная колесница, окруженная пылью, слѣдъ которой быстро разноситъ вѣтеръ? Напротивъ, иной трудится скромно, служитъ обществу по долгу и совѣсти, безмолвно, безъ провозглашеній о себѣ: а между тѣмъ, его дѣла такъ прочны, что несокрушитъ ихъ и разрушительное время, его имя такъ почтенно, что и далекіе потомки будутъ благословлять его. Добросовѣстный труженикъ подвизается не для того, чтобы всѣмъ угодить, и отъ всѣхъ заслужить похвалу, а потому, что онъ всегда готовится, какъ за свою жизнь отдать отвѣтъ Богу. Многіе по суду человѣческому умѣли жить хорошо; но по суду христіанскому тотъ истинно мудръ, кто сподобится умереть хорошо, неосужденно и непостыдно. Если всякое дѣло украшается концомъ: то не болѣе ли должно намъ заботиться и принять мѣры, чтобъ трудъ нашей жизни украсился христіанской кончиной? — Для этой цѣли одинъ святой подвижикъ даетъ такой совѣтъ: «Помни всегда о твоемъ исходѣ, и не будетъ грѣха въ душѣ твоей» [3]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Стихира праздника Успенія, на «Господи воззвахъ», 3-я.
[2] Канонъ праздника, ирмосъ 9-й.
[3] Достопамятныя сказанія, авва Евагрій, гл. 4.

Источникъ: Слова Сергія, епископа Курскаго. — М.: Въ Университетской типографіи, 1870. — С. 272-276.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0