Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій (Ляпидевскій) († 1898 г.)
27. Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы. (Первое.)

Слыши дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и домъ отца Твоего, и возжелаетъ Царь доброты Твоея, и поклонишися Ему (Псал. 44, 11-12).

Нѣтъ нынѣ ветхозавѣтнаго храма, и Сама Царица-Богоотроковица уже давно предстала одесную Царя. Кто же нынѣ будетъ въ состояніи идти во слѣдъ Ея? Возможно ли это?

Утѣшьтесь, новыя чада Израиля! Возвеселитесь души, ищущія себѣ счастія дѣвъ, сопровождавшихъ нѣкогда Пречистую Богоневѣсту! Приводятся и нынѣ Царю дѣвы въ слѣдъ Ея: только намъ нужно знать путь, какимъ ведутся онѣ.

Всѣмь намъ апостолъ, — и мужчинамъ и женщинамъ, и дѣвамъ и брачнымъ, — говоритъ: обручихъ васъ Единому Мужу, дѣву чисту представити Христови (2 Кор 11, 2). И святая, Православная Церковь, съ первыхъ дней нашей жизни, уневѣстила души наши Небесному Жениху.

При всемъ томъ, для вѣрнаго уневѣщенія душъ нашихъ Господу не мало требуется и отъ насъ самихъ. Обратимся къ обыкновенной жизни. Родители или воспитатели юной дѣвы стараются сообщить ей многія, блестящія преимущества; но этого не довольно: надобно, чтобы невѣста имѣла внутреннія достоинства души и сердца, которыя могли бы придать болѣе значенія тому, что получила она отъ воспитанія и образованности. Подобное и въ дѣлѣ духовнаго уневѣщенія: оно начинается попеченіемъ о насъ святой Церкви; но нужна и съ нашей стороны забота, чтобы украсить душу качествами невѣсты Христовой. Однажды святый Григорій Богословъ видитъ сонъ. (Не усумнимся сонъ обратить въ урокъ важнаго дѣла: сновидѣнія святыхъ суть откровенія таинъ духовнаго міра). Ему явились двѣ дѣвы въ бѣлыхъ одеждахъ: все ихъ убранство состояло вь томъ, что онѣ не имѣли уборовъ. На вопросъ его: кто онѣ и откуда? — отвѣчали: «Одна изъ насъ — Чистота, а другая — Цѣломудріе. Мы предстоимъ Царю Христу и услаждаемся красотами дѣвственниковъ. Но ты соедини умъ твой съ нашими сердцами, и твой свѣтильникъ съ нашими свѣтильниками, чтобы тебя, просвѣтленнаго, могли мы поставить предъ сіяніемъ Безсмертной Троицы». Видѣвшій сонъ этотъ желалъ быть въ обителяхъ душъ дѣвственныхъ; но вѣстницы, оттуда пришедшія, не вдругъ восхитили его туда, а потребовали, чтобы онъ со свѣтильникомъ чистоты и цѣломудрія прошелъ прежде темныя стези земной жизни. Нужно и намъ позаботиться о чистотѣ жизни, чтобы въ ней возблистали черты дѣвственности. И у кого мы лучше можемъ научиться чистому житію, какъ не у Той же Приснодѣвы, Которая представши Царю, какъ Богоневѣста, содѣлалась для насъ наставницею духовнаго уневѣщенія, — «невѣстокрасительницею душъ святыхъ?»

Прежде всего святый Давидъ возбуждаетъ въ невѣстѣ царевой внимательность. Слыши, дщи, и виждь. Міръ требуетъ отъ невѣсты остраго ума, пріятнаго слова: Христосъ ищетъ въ Своей невѣстѣ цѣломудреннаго молчанія и вниманія Его слову. Обрученная Ему душа хорошо видитъ свое званіе (1 Кор. 1, 26) во Христѣ, и старается хранить залогъ сего обрученія, какъ таинство вѣры, въ чистой совѣсти (1 Тим. 3, 9). Имѣя извѣстнѣйшее слово Священнаго Писанія, она внимаетъ ему, яко свѣтилу (2 Петр. 1, 19), въ темнотѣ земной жизни, пока еще не просіялъ для нея свѣтъ славы изъ брачнаго, небеснаго чертога Христова. Вникая въ духъ современныхъ событій, управляемыхъ Промысломъ, который прикровенными, но не совсѣмъ закрытыми, путями ведетъ человѣка ко благу и вразумленію, она усматриваетъ въ нихъ побужденіе и поприще къ исканію Небеснаго Жениха: востану, говоритъ, и обыду, и поищу, Его же возлюби душа моя (Пѣсн. 3, 2). Нужно ли указывать сіи черты въ жизни Богоматери? Она молчала, когда пѣснословили Ангелы, проповѣдывали апостолы, и весь міръ оглашаемъ былъ слухомъ неслыханныхъ событій. Она безмолвствовала, потому что соблюдала всѣ глаголы въ Своемъ сердцѣ. Глаголы чудныхъ обстоятельствъ ее окружавшихъ, Божественныя вѣщанія Сына Ея по плоти и Жениха по духу, предвѣстія лучшихъ надеждъ слагались въ неистлѣнномъ сосудѣ Ея скромнаго и молчаливаго духа (1 Петр. 3, 4). Вотъ первый слѣдъ Приснодѣвы, открывающій христіанской душѣ входъ въ небесный храмъ Царевъ.

Далѣе невѣстѣ Христовой объявляется новое требованіе, болѣе тяжелое: забуди люди и домъ отца твоего. Забудь людей... Но міръ такъ извратилъ сіе правило, что не нужно ли выразить его наоборотъ? Не соединяется ли иногда въ человѣкѣ забвеніе людей съ гордымъ памятованіемъ только своихъ достоинствъ? И домъ отца твоего... Кáкъ забыть домъ отеческій, къ которому привязываютъ и узы любви, и часто нужды жизни? — Въ семъ также предшествуетъ намъ Приснодѣвственная Богоневѣста. Рано оставляетъ Она кровъ родительскій, чтобы для Бога воспитатися въ храмѣ Его. Ходатаица за людей предъ Божественнымъ Сыномъ, Она не знаетъ людей, живетъ въ уединеніи и неизвѣстности. Для чего же нужно большее или меньшее, постоянное или только по временамъ удаленіе отъ общества? Чтобы безпрепятственнѣе соблюсти чистоту и цѣлость сердца, чего отъ вѣрной своей невѣсты желаетъ Небесный Женихъ. Онъ говоритъ: даждь Ми твое сердце (Прит. 23, 26), или, какъ Аврааму: изыди отъ дому отца твоего (Быт. 12, 1). Такое требованіе вовсе не противно наклонностямъ человѣческаго сердца, которое любитъ привитать тамъ, гдѣ сокрыто сокровище его. Посему духовная невѣста Христова, принадлежа видимо, по тѣлесному своему составу, отечеству земному, незримо, но не удержимо стремится къ отечеству небесному. Ея вниманіе стоитъ на стражѣ помышленій, чтобы ядовитый духъ міра не растлилъ ихъ своимъ дыханіемъ, своимъ языкомъ, своими соблазнами. Сердце, которое уневѣстило себя Христу, такъ цѣлостно объято святою любовію, что, свободное отъ пристрастій суетныхъ, оно носитъ въ себѣ только образъ Небеснаго Жениха, исповѣдуясь Ему: Ты — сладость, весь еси желаніе (Пѣсн. 5, 16).

Наконецъ, и сіе наставленіе пророческое относится къ христіанской душѣ: и поклонишися Ему. Міръ почитаетъ неприличнымъ требовать отъ невѣсты поклоненія жениху, поставляя ее предметомъ поклоненія. Іисусъ Христосъ, отъ душъ, уневѣстившихся Ему, достойно требуетъ не только поклоненія, но и соединеннаго съ пожертвованіемъ, самоуничиженіемъ, терпѣніемъ. Якоже кринъ въ терніи, тако искренняя Моя посредѣ дщерей, вѣщаетъ таинственный гласъ Его (Пѣсн. 2, 2). Трудно крину сельному, когда вѣтеръ клонитъ книзу главу его, а терніе мѣшаетъ ему поднять ее: трудно чистой душѣ, когда вѣтеръ внѣшнихъ бѣдствій обуреваетъ ее, и сцѣпленіе непріятностей жизни влечетъ ее къ унынію, препятствуя возноситься ей горѣ, къ небесному. Но въ сей борьбѣ торжество души дѣвственной: ибо любовь не жалѣетъ жертвы, а жертва служитъ вѣрнымъ знаменіемъ любви. Посему всѣ, уневѣстившіеся Христу, не наружно только покланялись Ему, по чтили Его смиренною преданностію, постояннымъ терпѣніемъ. Жизнь Пречистой Богоневѣсты, отъ Ея смущенія въ минуты Благовѣщенія, до Ея сиротства не только послѣ смерти Сына, но и по воскресеніи Его, была единое острое оружіе, которое проходило и съ каждымъ днемъ снова поражало душу Ея. И что же, гласъ ли болѣзненнаго ощущенія слышится изъ устъ Ея? Нѣтъ; слово смиреннаго Богопоклоненія: Се раба Господня... Примѣръ Ея терпѣнія привелъ цѣлые сонмы вѣрныхъ душъ ко Христу. Не одна мученица Іустина, какъ свидѣтсльствуетъ святый Григорій Богословъ [1], желая среди скорбей мученичества сохранить чистымъ свое дѣвство, просила покровительства Пречистой Приснодѣвы: всѣ добрѣ страдальчествовавшія и подвизавшіяся души, вслѣдъ за Нею, принесли Царю Христу, какъ чистую жертву, свою дѣвственную вѣру и цѣломудренную жизнь.

Чтó еще остается сказать желающимъ не постыдно кончить подвигъ духовнаго уневѣщенія? — Ждетъ юная дѣва себѣ жениха, но не знаетъ, когда будетъ бракъ ея; обручена христіанская душа Небесному Жениху, но не знаетъ, когда отверзется предъ нею дверь смертная, и далѣе дверь брачная. Для чего же опущенъ на духовныя очи наши этотъ мракъ невѣдѣнія? Да подражаемъ дѣвамъ мудрымъ, которыя не допустили, чтобы свѣтильникъ ихъ бдительности и чистоты угасъ до срѣтенія Жениха. Бдите убо, яко не вѣсте дне, ни часа, въ оньже Сынъ Человѣческій, Небесный Женихъ, пріидетъ (Матѳ. 25, 13). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Творенія, ч. II, стр. 255.

Источникъ: Слова Сергія, епископа Курскаго. — М.: Въ Университетской типографіи, 1870. — С. 180-188.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0