Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій (Ляпидевскій) († 1898 г.)
Слово во вторникъ свѣтлыя седмицы.

Не сердце ли наше горя бѣ въ насъ, егда глаголаше нама на пути? (Лук. 24, 32).

Лука и Клеопа, на пути въ Эммаусъ, нѣсколько часовъ шли вмѣстѣ съ Спасителемъ, и не узнавали Его. Уже только въ часъ вечерняго отдохновенія и преломленія хлѣба они Его узнали; но какъ скоро узнали, Онъ сталъ имъ невидимъ, и они съ сожалѣніемъ сказали другъ другу: «не горѣло ли въ насъ сердце, когда говорилъ Онъ съ нами на пути?»

Каждому изъ насъ свыше предназначено то мѣсто селенія, въ которомъ день нашей земной жизни склониться долженъ къ вечеру. Но каждый, прежде нежели придетъ на мѣсто упокоенія, долженъ совершить болѣе или менѣе долгій, жизненный путь. Спросимъ же и мы себя: не горитъ ли наше сердце таящимся свѣтомъ того ощущенія, что Самъ Господь идетъ съ нами и намъ глаголетъ на пути?

Какъ можно, говорятъ, увлекаться чувствомъ сердца? — оно можетъ ошибаться: надобно слѣдовать уму. — А умъ не можетъ ошибаться? Путники Эммаусскіе отъ того именно и впали въ заблужденіе, что они предались суетнымъ соображеніямъ разсудка, подъ вліяніемъ мысли объ Іисусѣ Христѣ, какъ Царѣ земномъ. Обманутые въ своихъ соображеніяхъ, но хотѣвшіе повѣрить чувству сердца, они впали въ обманъ своихъ очей, и не узнали Того, Кого искала ихъ душа, и Кто потомъ, несмотря на ихъ силу разсудительную, назвалъ ихъ несмысленными. Не случается ли нѣчто худшее съ людьми, надменно преданными построеніямъ своего ума? Въ напряженіи мысли стараясь стать выше себя, опередить, еслибъ можно было, свой вѣкъ, они часто не видятъ и того, что у нихъ передъ глазами, не узнаютъ предметовъ, самыхъ знакомыхъ. Сколько было опытовъ, когда разсудокъ являлся врагомъ вѣры, а сердце приводило къ вѣрѣ. У древнихъ образованныхъ Аѳинянъ много было боговъ и много капищь: всѣ извѣстныя имъ божества у нихъ были собраны и были ими чтимы; но не удовлетворившись тѣмъ, что имѣли, они создали храмъ «невѣдомому Богу» (Дѣян. 17, 23). Что же ихъ побудило къ сему? Потребность сердца, которое не успокоилось, почитая идоловъ, и стремясь къ богу иному, опасалось и стыдилось, что онъ останется безъ храма. Во всѣхъ людяхъ есть врожденное влеченіе къ вѣрѣ христіанской, и дотолѣ сердце не можетъ успокоиться, доколѣ не сдѣлается христіанскимъ. Не по сухимъ, безжизненнымъ, отвлеченнымъ построеніямъ разсудка хочетъ вѣровать сердце; но разсудокъ нашъ долженъ вникать и уяснять, чего ищетъ оно. И если оно горитъ жаромъ той увѣренности, что Самъ Господь глаголетъ намъ на пути нашей жизни: то наша обязанность узнавать, какъ Онъ глаголетъ.

Нѣтъ въ томъ и сомнѣнія, что Господь близъ (Флп. 4, 5). Онъ Самъ насъ увѣряетъ, что Онъ всегда съ нами: Се Азъ съ вами есмь во вся дни (Матѳ. 28, 20). Пребывая съ нами, Онъ неумолчно простираетъ къ намъ Свой сладкій гласъ, — въ святыхъ таинствахъ, которыя принимая достойно, христіанинъ входитъ въ ближайшее единеніе со Христомъ; въ учрежденіяхъ церковныхъ, гдѣ каждое дѣйствіе, каждый священный обрядъ служитъ не только живымъ напоминаніемъ того, что Господь на землѣ для насъ сдѣлалъ, но и вѣрнымъ средствомъ Его таинственнаго приближенія къ молящейся душѣ и чистаго ея умиленія; наконецъ, простираетъ гласъ Свой въ Своемъ Евангельскомъ словѣ, о которомъ сказано: близъ ти глаголъ сей во устѣхъ твоихъ, въ сврдцѣ твоемъ (Рим. 10, 8).

Быть можетъ, скажутъ: нужно вѣровать, чтобы слышать этотъ Божественный гласъ. Правда, что вѣрою отверзается слухъ и сердце, подобно какъ отъ упражненія изощряются наши чувства внѣшнія. Но несомнѣнно и то, что вѣра отъ слуха, слухъ же глаголомъ Божіимъ. Нужно безъ предубѣжденія слушать, чтобы несомнѣнно вѣровать. Прислушаемся къ самому гласу природы: не есть ли онъ гласъ Божій? Успокоивается взоръ нашъ на картинахъ природы: но отъ красоты созданій Родоначальникъ ихъ познавается, и этотъ стройный составъ природы, особенно во дни весенняго ея оживленія, такъ много говоритъ сердцу, что оно какъ бы хочетъ излетѣть отъ земли, изъ здѣшней, временной родины своей вознестись туда, гдѣ истинное и вѣчное отечество наше. Съ другой стороны мы привыкли называть міръ суетнымъ, жаловаться на его соблазны. Но вмѣсто напрасныхъ и безплодныхъ жалобъ, не лучше ли вникнуть: чему учитъ суета его, не слышится ли даже изъ среды ея нѣкій таинственный, но близкій къ намъ голосъ, зовущій къ себѣ? Былъ ли на свѣтѣ человѣкъ, который бы искренно сказалъ: желать мнѣ больше нечего? Напротивъ, не чувствуетъ ли каждый, послѣ своего послѣдняго удовлетвореннаго, еще много новыхъ желаній, отнимающихъ у него довольство и покой? Если же міръ даетъ менѣе, нежели сколько желаетъ душа: не зовется ли она туда, гдѣ есть довольство, но нѣтъ недостатка? Посему многіе, обременяясь и скучая тою пустотою, которую всегда вслѣдъ за собою производитъ въ душѣ суета свѣтскихъ удовольствій, почитали за несравненно лучше наполнять опустошенное сердце молитвенною бесѣдою съ Христомъ, и до того услаждались этой бесѣдою, что убѣгали совсѣмъ міра и его соблазновъ, искали себѣ покоя въ какой-нибудь мирной обители, подобной скромному селенію Эммаусскому, и въ ней изъ глубины сердечнаго умиленія взывали къ своему Божественному Спутнику: облязи съ нима; приклоняется къ вечеру нашей жизни день.

Но всякому свой путь и свое призваніе. Одному говоритъ Господь, какъ Великому Арсенію: «бѣгай людей»; другому вѣщаетъ, какъ ветхозавѣтному Пророку: иди къ людемъ симъ. Во всякомъ случаѣ то несомнѣнно, что и на стогнахъ града намъ сшествуетъ Господь, и въ нашихъ домахъ намъ соприсутствуетъ, напоминая намъ всегда о себѣ, то въ дарахъ счастія, то въ ударахъ несчастія.

Стыдясь называть благополучіе плодомъ случая, люди придумали присловіе, что всякій самъ есть художникъ своего счастія. Въ семъ есть нѣкоторая доля правды; но не бываютъ ли въ жизни обстоятельства, противъ которыхъ не устоитъ никакое благополучіе, и оно разрушилось бы, еслибъ рука промысла не охраняла его. Богатство, по выраженію писанія, течетъ; обиліе благъ временныхъ иногда притекаетъ, подобно обильному дождю, неожиданно, безъ всякихъ съ нашей стороны стараній, орошающему землю. Еслибъ даже и таланты человѣка помогали его счастію; то спрашивается: гдѣ онъ взяль эти таланты? Нечего сказать на этотъ вопросъ, кромѣ того; что таланты отъ Бога, а не отъ насъ самихъ, даже не отъ нашихъ родителей; потому что рожденное отъ плоти только плоть есть (Іоан. 3, 6).

Пути Промысла положены и въ самомъ злополучіи человѣка. Видя, какъ разрушается благополучіе земное, самоувѣренный употребляетъ всѣ усилія ума, чтобы остановить разрушительное вліяніе, пресѣчь неблагопріятныя обстоятельства: но несмотря на всѣ усилія, счастіе земное такъ быстро исчезаетъ, какъ весенняя вода, которая иногда вдругъ утекаетъ недовѣдомо куда. Ужели все это просто случай? И почему же мудрый, многовидящій умъ человѣка не можетъ противиться случаю слѣпому? Нѣтъ, въ самыхъ несчастіяхъ близокъ къ намъ Тотъ, Кто мертвитъ и живитъ, и Кто нѣжнымъ гласомъ вѣщаетъ несчастному? ты несчастливъ; призови меня въ день твоей скорби!

Научимся же среди всѣхъ обстоятельствъ нашей жизни внимать вѣщаніямъ сопутствующаго намъ промышленія Божія: тогда и мы сподобимся отъ Воскресшаго Господа, подобно вѣрнымъ Ему женамъ-мѵроносицамъ, услышать вожделѣнный гласъ: радуйтеся! Аминь.

Источникъ: Слова Сергія, епископа Курскаго. — М.: Въ Университетской типографіи, 1870. — С. 161-168.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0