Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій Ляпидевскій († 1898 г.)
Слово въ праздникъ Срѣтенія Господня (первое).

Се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Исраили, и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34).

Когда Іисусъ Христосъ, какъ первенецъ, принесенъ былъ въ четыредесятый день по рожденіи въ храмъ іерусалимскій: туда же пришелъ благочестивый старецъ Симеонъ, и принявъ въ свои объятія Божественнаго Младенца, предсказалъ о Немъ Маріи матери Его, что Онъ содѣлается для многихъ предметомъ противорѣчій.

Чтó же значитъ печальное предсказаніе сіе? Спаситель въ міръ пришелъ, да чада расточенная соберетъ во едино (Іоан. 11, 52); чтобы каждый Его ученіемъ мудрствовалъ, Его жизнію дышалъ. Для кого же и для чего Онъ — предметъ противорѣчій?

Для людей гордыхъ, лукавыхъ, развращенныхъ и соблазняющихся.

По рожденіи Спасителя, между тѣмъ какъ ангелы пѣли славу въ вышнихъ Богу, пастыри покланялись и дивились рожденному Младенцу, и мудрецы несли Ему дары: въ то время уже смущался Иродъ съ своими единомышленниками, и готовилъ смерть Тому, Кто содѣлался невиннымъ предметомъ безпокойства и ненависти для мрачной души его.

Когда начатъ Іисусъ творити же и учити (Дѣян. 1, 1), одни обратились къ Нему, другіе вооружились противъ Него; одни Его слушали и поучались, другіе искали уловить нѣчто отъ устъ Его (Лук. 2, 54). Кто же были сіи недоброжелатели? — Книжники и фарисеи, которые выше себя никого не ставили, а сами были низкими рабами страстей, отъ истины свой слухъ закрыли и вникнуть въ нее не хотѣли. Они повсюду преслѣдовали Христа и распространяли въ народѣ клевету, будто онъ льстецъ и силой веельзевула творитъ чудеса.

Уже Спаситель былъ на крестѣ; но не умолкли и тогда пререканія о Немъ. Одинъ разбойникъ молился Ему; другой злословилъ Его. Сотникъ взывалъ: воистшу Божій Сынъ бѣ сей; а книжники и старѣйшины, ругаясь, говорили: иныя спасе, себе ли не можетъ спасти (Матѳ. 27, 42. 54).

По вознесеніи Спасителя учредилась Его церковь; но не пересталъ Онъ быть предметомъ противорѣчій. Одни приняли Его ученіе, и за истину стояли до крови; другіе не хотѣли вникнуть въ сущность христіанства, и считали суевѣріемъ то, чего понять не могли и не умѣли. Очевидныя чудеса люди ожесточенные приписывали волхвованію. Христіанство распространялось; а между тѣмъ отецъ (Діоскоръ), язычникъ, отсѣкалъ главу дочери (Варвары), христіанки, и домашніе вели родныхъ на мученіе. Такъ исполнялось слово Спасителя: не пріидохъ воврещи миръ, но мечъ. «Я пришелъ раздѣлить человѣка съ отцемъ его, и дочь съ матерью ея, и невѣстку съ свекровью ея» (Матѳ. 10, 34-35).

И нынѣ вѣра во Христа не производитъ ли раздѣленіе въ семействахъ? Однѣ ли православныя убѣжденія господствуютъ въ обитателяхъ одного дома и членахъ одного семейства? Не мыслитъ ли сынъ уже иначе, нежели какъ мыслилъ и вѣровалъ отецъ? Истинные христіане духомъ и истиною покланяются Богу; иные напротивъ смотрятъ на божественный ликъ Спасителя, какъ на изображеніе простаго человѣка. Одни съ благоговѣніемъ стремятся къ чудотворнымъ иконамъ, къ святымъ мощамъ, своими глазами удостовѣряясь, что и въ наши поздніе дни не пресѣкся токъ чудесъ; другіе или невѣжественно повторяютъ, будто нынѣ православной церкви нѣтъ на землѣ и благодать взята на небо, или въ надменіи односторонней учености непостижимые предметы вѣры согласны изъяснять всѣмъ, чѣмъ угодно, только не тѣмъ, чѣмъ должно.

И въ этотъ вѣкъ противорѣчій и сомнѣній, быть можетъ, не одна полная священной ревности душа воздыхаетъ и взываетъ: О, всемогущій Господи! Отъ чего не являешься Ты въ громахъ и молніяхъ, или въ оныхъ поразительныхъ знаменіяхъ божественной Твоей силы, чтобы всѣхъ привлечь къ истинѣ, всѣхъ обратить къ вѣрѣ? — Для того, отвѣтствуется намъ, яко да открыются многихъ сердемъ помышленія (Лук. 2, 34); для того, чтобы до скончанія міра имѣлъ силу вопросъ: кого Мя глаголютъ человѣцы быти (Матѳ. 16, 13)?

Дѣйствительно, хотя намъ объяснено, въ чемъ истинная вѣра, и чего намъ держаться; но нужно для насъ испытаніе: такъ ли мы вѣруемъ, какъ должно, и вѣруемъ ли, или хочемъ все постигать умомъ? Свойство откровеннаго Богомъ ученія таково, что всегда въ немъ есть нѣчто неудобопонятное и таинственное. Какое бы это было ученіе вѣры, еслибы кто сказалъ: вѣрьте, что огонь жжетъ, а вода сверху внизъ течетъ. Это видитъ малое дитя, любя играть на водѣ; это оно легко узнаетъ, однажды прикоснувшись къ огню. Но когда намъ говорятъ, что силою Божіею люди ходили по водамъ, и изъ огня выходили невредимы; здѣсь уже начинается испытаніе, на столько ли мы вѣруемъ въ могущество Божіе, чтобы такія чудеса почитать дѣйствительно бывшими, и такія происшествія истинно чудесными. Въ прикровенныхъ предметахъ вѣры есть пища для ума, ибо еслибы въ ней все было ясно, то не о чемъ было бы ему размышлять; есть сладость для сердца, ибо оно ищетъ, гдѣ дѣйствуетъ Богъ, творяй чудеса; есть основаніе заслуги, ибо человѣкъ на пути вѣры, побѣждая сомнѣнія, обнаруживаетъ твердость души. Мзду получитъ не тотъ, кто видитъ, чего нельзя не видѣть; а тотъ, кто вѣруетъ, не оскорбляя невѣріемъ предметы, превышающіе умъ. Не съ человѣкомъ совѣтовался Господь, предопредѣливъ спасти его; но ведетъ его ко спасенію при добровольномъ его согласіи. По сему Онъ далъ намъ такую вѣру, въ которой можетъ всякій найдти покой своему духу, но которая имѣетъ и столько таинственности, что чрезмѣрная и легкомысленная изыскательность можетъ на умѣ пытливомъ образовать кору, его ослѣпляющую. Но это вина самаго человѣка, и вина непростительная: ибо на Святаго Духа истины хулившему не оставится во вѣки (Лук. 12, 10; Марк. 3, 29). Таковы были упорные Іудеи: силѣ нечистой приписывали они чудеса Христовы, уклоняясь вникнуть въ сущность дѣла и понять, что не станетъ врагъ добра творить и ложныхъ своихъ чудесъ для блага людей, не будетъ древній лжецъ посредствомъ какихъ-либо знаменій направлять невѣдущихъ къ истинѣ.

Христосъ Самъ сказалъ: «блаженъ, кто не соблазнится о Мнѣ» (Матѳ. 11, 6). По сему блаженъ тотъ изъ насъ, кто, подобно праведному Симеону, силой вѣры пріобрѣтетъ дерзновеніе, отходя ко Господу, сказать: «видѣли очи мои спасеніе Твое»! Аминь.

Источникъ: Слова Сергія, епископа Курскаго. — М.: Въ Университетской типографіи, 1870. — С. 17-23.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0