Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій Ляпидевскій († 1898 г.)
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

И сестра ей бѣ нарицаемая Марія, яже и сѣдши при ногу Іисусову, слышаше слово Его (Лук. 10, 39).

О Марѳѣ и Маріи, принявшихъ Спасителя въ домъ свой, сказаны эти слова. Почему же слышатся они почти во всѣ праздники, совершаемые въ честь Маріи Приснодѣвы?

Потому, что въ этомъ чтеніи евангельскомъ ублажается чрево, носившее Господа. Но кромѣ сего, къ нынѣшнему празднику относится и то, что сказано о внимательной сестрѣ Марѳиной Маріи, которая, оставивъ суетныя заботы житейскія, не убоясь негодованія сестры, сѣла при ногахъ Спасителя и слушала слово Его.

Трехъ лѣтъ отъ рожденія Приснодѣва Марія приведена была въ храмъ Іерусалимскій, чтобы священно воспитатися при немъ, въ обители дѣвъ, посвятившихъ себя Богу. Тамъ, важнѣйшимъ изъ ея занятій было чтеніе священныхъ книгъ. Она любила учиться, часто читала Священное Писаніе; съ старшими возрастомъ бесѣдовала о томъ, что читала, и, по мѣрѣ своего возраста, предавалась размышленію о дивныхъ путяхъ Провидѣнія Божія въ судьбѣ народа еврейскаго. Въ этой покорности Божію слову воспитанная, потомъ и во всю Свою жизнь собирала Она въ Своемъ сердцѣ всѣ глаголы Божественнаго Сына Своего, внимала дѣламъ и страданіямъ Его, преклонившись при подножіи креста Его.

Воспоминая торжественное введеніе во храмъ Пресвятой Дѣвы Маріи и Ея воспитаніе здѣсь въ духѣ слова Божія, обратимся къ себѣ самимъ съ вопросомъ: занимаемся ли и мы словомъ Божіимъ? чувствуемъ ли какую-нибудь къ тому охоту? — Увы, успѣховъ видно такъ мало, что гораздо естественнѣе и нашему маловѣдѣнію приличнѣе вопросъ: отъ чего въ насъ такая неохота къ этому чистому и святому занятію? отъ чего эта разсѣянность, когда почти невольно и случайно мы бываемъ вводимы въ это занятіе?

Заниматься словомъ Божіимъ не значитъ только читать изрѣдка Евангеліе, Апостолъ, или вообще Библію; сюда относятся: размышленіе о судьбахъ Церкви Божіей на землѣ, о подвигахъ угодниковъ Божіихъ, о предметахъ вѣры, о законахъ и правилахъ жизни христіанской, духовныя бесѣды, отводящія душу отъ пороковъ и утверждающія ее на пути добра. Все это по своей сущности и цѣли неукоризненно и весьма полезно; но тѣмъ болѣе странно, что современный человѣкъ мало чувствуетъ усердія къ сего рода занятіямъ.

Это нерасположеніе къ духовнымъ занятіямъ происходитъ отъ нашей испорченности, въ которой родимся, и вмѣстѣ есть ея признакъ. Нѣтъ сомнѣнія, что душа выше тѣла, подобно какъ тѣло важнѣе одежды; а между тѣмъ, повсюду видимъ, какъ часто беретъ перевѣсъ тѣло надъ душою, и все вещественное надъ духовнымъ, невидимымъ. О духовномъ надобно размыслить и въ томъ чрезъ вѣру убѣдиться; а вещественное видимъ, ощущаемъ, и имъ увлекаемся. Голодъ духовный, недостатокъ просвѣщенія, знанія, человѣкъ переноситъ иногда совсѣмъ непримѣтно для себя; но голодъ тѣлесный скоро ощутителенъ, и тѣмъ онъ мучительнѣе, чѣмъ тщательнѣе голодный старается заглушить его. Ту же разность примѣчаемъ въ трудѣ умственномъ и тѣлесномъ: успѣхъ въ трудахъ и заботахъ внѣшнихъ, если онъ есть, то скоро бываетъ очевиденъ, и радуетъ трудящагося; но трудъ умственный всегда требуетъ бодрости душевныхъ силъ, ихъ напряженія, и дитя не прежде, какъ вышедши изъ дѣтскихъ лѣтъ, начинаетъ хорошо понимать, какая польза въ томъ, что его заставляли учиться. Всѣ мы дѣти въ отношеніи къ духовнымъ занятіямъ, и намъ нужна борьба съ собою, чтобы полюбить предметы вѣры и бесѣды о нихъ. Одинъ святой старецъ вотъ что разсказывалъ о себѣ и своихъ ученикахъ: «Когда я бесѣдовалъ съ ними о пользѣ душевной, на нихъ нерѣдко нападалъ такой глубокій сонъ, что они не могли открыть глаза. Однажды, чтобъ испытать ихъ, я заговорилъ о пустомъ предметѣ: братья такъ обрадовались, что и сонъ ихъ тотчасъ прошелъ. Тогда, вздохнувъ, сказалъ я: доколѣ мы разсуждали о небесномъ, у всѣхъ васъ очи отягощены были сномъ; а когда вышло изъ устъ моихъ праздное слово, всѣ вы охотно проснулись. Внимайте же себѣ, и берегитесь дремоты, когда дѣлаете, или слушаете что духовное».

Это предостереженіе тѣмъ болѣе намъ полезно, что духъ нынѣшняго вѣка очень хитро и успѣшно возстаетъ противъ благочестивыхъ духовныхъ занятій. Правда, ученику часто говорятъ, что ему нужно знать Законъ Божій. Но почему нужно? Потому, что безуспѣшность въ этомъ предметѣ можетъ повредить ему на его учебномъ поприщѣ, уменьшить похвальные отзывы за его успѣхи въ иныхъ наукахъ, и такимъ образомъ унизить его въ сравненіи съ сверстниками на испытаніяхъ. Между тѣмъ не это главное; а то, что Слово Божіе, какъ небо отъ земли, выше всѣхъ наукъ, что духъ святой вѣры есть зерно, а всѣ прочія знанія могутъ служить только его оболочкой, что какъ бы ни были блистательны успѣхи нашего ума, придетъ наконецъ общее для всѣхъ насъ, на страшномъ судѣ, испытаніе, когда не спросятъ насъ, какія мы сдѣлали открытія въ области наукъ, искусствъ, или промышленности, но когда ясно откроется, въ какого Бога кто вѣровалъ, или ни въ какого не вѣровалъ, кто какъ жилъ и какія дѣла дѣлалъ.

Чтобы отогнать отъ себя подобныя тревожныя мысли, люди нынѣшняго вѣка утверждаютъ, что все это устарѣло, что человѣчество далеко ушло впередъ, и насмѣшливо отзываются о тѣхъ урокахъ, какіе, быть можетъ, изъ приличія они принуждены бываютъ слышать въ храмѣ.

Совершенно справедливо, что вѣра православная стара, и добродѣтель, ею проповѣдуемая, не новая. Но позволительно ли презирать старое, ища новаго? Напротивъ, не нужно ли изучить старое, по крайней мѣрѣ для того, чтобы тѣмъ вѣрнѣе оцѣнить новое? Не сами ли защитники новыхъ понятій говорятъ; что человѣчество должно идти впередъ путемъ изученія прежнихъ событій, имъ пережитыхъ? А между тѣмъ, въ области вѣры хотятъ судить о томъ, чего еще сами не знаютъ и чего ясно различить не могутъ. Истекаетъ вторая тысяча лѣтъ, какъ ученіе Христово водворилось на землѣ; но узнавшіе его не поверхностно и нынѣ, и при концѣ міра будутъ повторять съ однимъ глубокомысленнымъ мужемъ [1], что «послѣ Христа и Его Евангелія, не нужно намъ иныхъ учителей», съ инымъ направленіемъ. Какая польза въ томъ, что человѣкъ мѣняетъ свои убѣжденія и постоянно стремится впередъ? Всякій видитъ, какъ быстро перемѣняется цвѣтъ и видъ одеждъ: однѣ выходятъ изъ употребленія, выдумываются другія. Но вотъ вопросъ: самая изящная и современная одежда можетъ ли черную кожу сдѣлать бѣлою, и лицо безобразное — красивымъ? Такъ надобно думать и о душѣ. Мѣняетъ она свои воззрѣнія; одни убѣжденія начинаютъ быть современными, другія дѣлаются отсталыми. Но должно быть въ ней нѣчто такое, что составляетъ ея духовный обликъ, ея отличительное очертаніе. Это внутреннее благолѣпіе не дастъ душѣ никакая современность: его даетъ вѣра, и только православная, его дополняетъ добродѣтель, и именно христіанская.

Для сей цѣли и нужно намъ поучаться въ словѣ Божіемъ. Все оставитъ человѣка, когда онъ дойдетъ до своей могилы: неотъемлемо только это духовное пріобрѣтеніе, это святое сокровище. Съ запасомъ внушеній истинной вѣры и евангельскихъ правилъ безбоязненно смотритъ христіанинъ на бурное житейское море, подобно какъ крѣпкій корабль бодро держится на поверхности той пучины, по которой плыветъ.

Скажутъ: готовность къ духовному ученію во многихъ есть; но недостаетъ хорошихъ учителей. — Думается, что ни одинъ, кто поставленъ быть церковнымъ учителемъ, не будетъ хвалить себя, но укоритъ недостоинство свое. Однакожъ, кому изъ насъ не случалось примѣчать, какъ лѣнивый ученикъ нерѣдко слагаетъ вину своего незнанія на то, будто учитель мало толковалъ ему урокъ? Когда рѣчь клонится къ осужденію ближняго: скоро ли кто догадается, что разсказчикъ неискусно осуждаетъ? но не мало найдется готовыхъ приложить свое ухо къ нему; а когда судятъ о проповѣдникахъ, требуютъ, чтобы и строгость Божія закона была нѣсколько подслащена, и рѣчь бы текла въ самыхъ современныхъ выраженіяхъ. Что спрашивать, много ли, мало ли нынѣ искусныхъ наставниковъ духовныхъ? И въ древнія времена немного было Златоустовъ; но древніе христіане не такъ занимались словомъ Божіимъ, какъ мы. Священное Писаніе было у нихъ первою учебною, и повсюду въ домахъ настольною книгою. Были такіе, которые не садились за обѣдъ, не прочитавъ какого-либо отдѣленія изъ Библіи, не ложились спать, не поговоривъ о какихъ-либо изреченіяхъ изъ нея, или добрыхъ примѣрахъ изъ жизни святыхъ мужей; дѣтямъ, для упражненія въ чтеніи, давали Библію, объясняя имъ то, что въ ней проще. Иные читали ее не стоя, или сидя, а преклонивъ колѣна.

Припадемъ и мы къ ногамъ Спасителя, чтобы, подобно внимательной Маріи, слушать слово Его; преклонимъ колѣна душъ и сердецъ нашихъ предъ Его ученіемъ, никогда нестарѣющимъ и всегда животворящимъ. Тогда и мы своею душею познаемъ силу изреченія Христова, которымъ заключено евангельское чтеніе нынѣшняго дня: «блаженны слышащіе слово Божіе и его соблюдающіе». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Тертулліанъ.

Источникъ: Слово почившаго митрополита Московскаго Сергія, въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1901. Второе полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 1711-1714.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0