Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Митр. Сергій Ляпидевскій († 1898 г.)
Грѣхопаденіе Петрово. Слово въ Великій пятокъ.

И изшедъ вонъ, плакася горько (Матѳ. 26, 75).

Іисусъ Христосъ, послѣ какъ былъ преданъ, первоначально приведенъ былъ во дворъ первосвященниковъ іудейскихъ. Туда послѣдовалъ за Нимъ и апостолъ Петръ, но стараясь скрывать себя. Здѣсь то служанки, то слуги стали дѣлать ему вопросы — не ученикъ ли онъ Іисуса Назорея. Петръ отрицался, увѣрялъ, что и не знаетъ сего человѣка, и говорилъ неправду. Но вскорѣ запѣлъ пѣтухъ; по сему признаку онъ вспомнилъ, что предрекъ ему Спаситель, и, удалившись, оплакивалъ горько свое грѣхопаденіе.

О семъ обстоятельствѣ повѣствуютъ всѣ четыре евангелиста. Для чего же это? Почему нужно было, чтобы для христіанскаго міра сохранилось сказаніе о грѣхопаденіи верховнаго Апостола?

Надобно было намъ это знать, чтобы видѣть силу Божію и немощь естества человѣческаго. Петръ, увлекшись самонадѣянностію, впалъ въ искушеніе; а когда покаялся, тогда возвратилось къ нему благоволеніе Христово. Такъ его судьба поучаетъ насъ, какъ самонадѣянность пагубна и какая намъ нужна осторожность, чтобы не падать въ вѣрѣ.

Не упустимъ изъ вниманія главную причину паденія Петрова. Во дни страданій Спасителя всѣмъ послѣдователямъ Его угрожала страшная опасность, какъ Онъ самъ имъ предсказалъ: «Когда пораженъ будетъ пастырь, разсѣются овцы» (Матѳ 26, 31). Стоило показать только видъ приверженности къ Нему, чтобы быть отлученнымъ отъ сонмища; а это у евреевъ и понынѣ весьма важно. Услуга, оказанная Христу, навлекала на послужившихъ преслѣдованіе и насиліе. По сему души, преданныя Ему, объялъ тогда трепетъ и ужасъ (Марк. 16, 8); всѣ ученики Его бѣжаша, когда Онъ взятъ былъ на судъ. Притомъ было у нихъ недоумѣніе, что будетъ съ Его ученіемъ и обществомъ послѣ Его смерти. «А мы надѣялись, говорили нѣкоторые изъ нихъ безнадежно, — что Сей есть хотяй избавити Израиля» (Лук. 24, 21). При такихъ мрачныхъ обстоятельствахъ послѣдовало и отреченіе Петрово.

Теперь же, когда отъ креста и гроба Спасителя возсіяла жизнь, когда Его воскресеніемъ утвердилась незыблемо наша вѣра православная, когда она у насъ является не гонимою, а господствующею, чего намъ вѣрующимъ бояться? Между тѣмъ многіе, если прямо не отрекаются Христа, ибо нѣтъ къ тому и повода, то стѣсняются открыто показывать, что они съ Нимъ, что они Его неизмѣнные почитатели.

Развѣ нѣтъ христіанъ, у которыхъ почти не выходятъ изъ рукъ разные печатные листы, и которые боятся въ руки взять Евангеліе? Боятся потому, что слуги свѣтской современности могутъ насмѣяться. «И ты съ Нимъ; ибо бесѣда съ этой книгой явѣ тя творитъ.

Въ великіе праздники чувствуется потребность быть въ Божіемъ храмъ. Но иной малодушный не идетъ туда: ему надобно быть у знакомыхъ съ праздничнымъ привѣтствіемъ, сдѣлать обязательныя посѣщенія. Иначе какой-нибудь праздноходящій наблюдатель можетъ упрекнуть его ханжествомъ, подобно какъ Петра изобличилъ одинъ изъ слугъ: «Не я ли видѣлъ тебя съ Нимъ въ саду Геѳсиманскомъ».

Сынъ, котораго еще юнаго мать, умирая, благословила образомъ, женившись и устроивъ свой домъ, ставитъ иконы въ почетныхъ мѣстахъ. Но молодая госпожа дома, а вмѣстѣ рабыня сего вѣка, замѣчаетъ ему: «И ты одинъ изъ нихъ, то-есть иконопочитателей. Вынеси это отсюда, это несовременно». И боязливый рабъ повинуется рабынѣ.

Зоветъ одинъ другаго во время поста на пиршество, и конечно, безъ молитвы и крестнаго знаменія предлагаетъ скоромную пищу. Гость смущается, но скоро уступаетъ, слыша насмѣшливый вопросъ: «Ужели и ты соблюдаешь посты?» А это подобно вопросу: Ужели и ты съ Іисусомъ Назореемъ? Ибо Онъ — верховный постникъ и установитель поста, указавшій намъ потребность поститься (Матѳ. 6, 17; 9, 15).

И сколько найдется случаевъ, когда христіане косвенно отрекаются отъ Христа и отъ того, во что должны вѣровать, и что соблюдать! Такъ или иначе, иногда незамѣтно для себя, мы повторяемъ грѣхопаденіе Петрово; но подражаемъ ли Петру въ покаяніи? Оплакавъ свой грѣхъ, онъ пришелъ съ вѣрою ко гробу Спасителя; потомъ Ему, явившемуся, подтвердилъ: Господи, Ты вѣси, яко люблю Тя (Іоан. 21, 16). Мы что принесли къ этому гробу? Слезы ли раскаянія или только исполненіе внѣшняго долга, по приличію нынѣшняго великаго дня? Воспламенился святымъ чувствомъ Петръ, когда тотчасъ по паденіи примѣтилъ, что взглянулъ на него Господь (Лук. 22, 61); воодушевимъ себя и мы желаніемъ исправленія, ибо смотритъ на насъ этотъ всевидящій Ликъ. Аминь.

Источникъ: Грѣхопаденіе Петрово. Слово въ Великій пятокъ, сказанное Высокопреосвященнѣйшимъ Сергіемъ Архіепископомъ Кишиневскимъ. // «Душеполезное чтеніе», ежемѣсячное изданіе духовнаго содержанія. — М.: Въ Университетской типографіи, 1889. — Часть II. — С. 94-96.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0