Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово на день св. Пасхи.
Истолкованіе второго тропаря девятой пѣсни пасхальнаго канона
[1].

«О, Пасха велія и священнѣйшая, Христе... подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего». Вотъ слова пасхальной пѣсни, которыя мы такъ часто слышимъ съ вами, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, во дни пасхальныхъ богослуженій.

Спасительно намъ знать, въ какомъ смыслѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ называется Пасхою? Это наименованіе Христа станетъ для насъ вполнѣ понятнымъ, если мы вспомнимъ установленіе пасхи въ Ветхомъ Завѣтѣ при освобожденіи израильскаго народа отъ египетскаго рабства. Передъ десятою египетскою казнью сказалъ Господь Моисею и Аарону: Скажите всему обществу Израиля... пусть возьмутъ себѣ каждый агнца... и пусть онъ хранится у васъ до четырнадцатаго дня этого мѣсяца: тогда пусть заколетъ его все собраніе... къ вечеру. И пусть возьмутъ отъ крови его, и помажутъ на обоихъ косякахъ и на перекладинѣ дверей въ домахъ, гдѣ будутъ ѣсть его... А Я пройду по землѣ Египетской въ эту самую ночь и поражу всякаго первенца... отъ человѣка до скота... И будетъ у васъ кровь знаменіемъ на домахъ... и увижу кровь, и пройду мимо васъ, и не будетъ между вами язвы губительной... И да будетъ этотъ день вамъ памятенъ и празднуйте его... въ роды ваши; какъ установленіе вѣчное (Исх. 12, 1. 3. 6-7. 12-14).

Какъ видимъ, праздникъ пасхи былъ установленъ въ память избавленія Богомъ ветхозавѣтнаго Израиля посредстномъ крови пасхальнаго агнца оть смертоносной язвы. Но пасха ветхозавѣтная была прообразомъ Пасхи новозавѣтной. Только здѣсь Господь избавляетъ насъ отъ смерти не кровію агнца, а кровію Своего Единороднаго Сына, Господа Іисуса Христа. Своею смертію и воскресеніемъ Господь попралъ смерть и даровалъ намъ вѣчную жизнь, почему въ пасхальномъ тропарѣ и сказано: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ живогъ даровавъ». Хотя смерть еще дѣйствуетъ въ мірѣ, но сила ея уже попрана, и при всеобщемъ воскресеніи она окончательно и навсегда будетъ уничтожена. Тогда во всей полнотѣ осуществятся слова Ап. Павла: Смерть! гдѣ твое жало? адъ! гдѣ твоя побѣда? (1 Кор. 15, 55; ср. Ос. 13, 14) Впрочемъ, новозавѣтная Пасха является для насъ избавленіемъ не только отъ смерти тѣлесной, но и отъ смерти духовной, или отъ власти грѣха. Это избавленіе даруется намъ также кровію и смертію новозавѣтнаго пасхальнаго Агнца, и мы получаемъ его въ таинствахъ Церкви, когда воспринимаемъ внутреннюю возрождающую благодать Святаго Духа. При помощи этой благодати мы не только избавляемся отъ порабощенія грѣху, но получаемъ возможность неуклонно соблюдать спасительныя заповѣди, достигать святости, быть сынами Божіими по благодати и наслѣдниками небеснаго Царства. Вотъ въ какомъ смыслѣ Господь Спаситель нашъ называется священнѣйшею Пасхою.

Остановимъ теперь свое вниманіе, мои возлюбленныя о Христѣ чада, на дальнѣйшихъ словахъ настоящаго пасхальнаго пѣснопѣнія: «подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего».

Постараемся уяснить себѣ: что означаетъ наше причащеніе Христа? Чтобы правильно понимать эти слова пасхальной пѣсни, ихъ надо поставить въ параллель къ церковному пѣснопѣнію великой Субботы: «Да молчитъ всякая плоть человѣча... Царь бо царствующихъ и Господь господствующихъ приходитъ заклатися и датися въ снѣдь вѣрнымъ». Какъ видимъ, здѣсь говорится о нашемъ причащеніи Самого Христа: Онъ закалается и проливаетъ Свою кровь ради того, чтобы быть нашею снѣдью. Но какимъ же инымъ образомъ можетъ сіе совершиться, какъ не черезъ наше вкушеніе Тѣла и Крови Его въ величайшемъ таинствѣ Евхаристіи? То же самое надо сказать и относительно словъ пасхальной пѣсни: «подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего». Мы можемъ причащаться Христа черезъ пріобщеніе Тѣла и Крови Его въ евхаристическомъ таинствѣ. Такимъ образомъ, въ словахъ настоящей пасхальной пѣсни св. Церковь молится, чтобы Господь сподобилъ насъ причащаться Тѣла и Крови Христа и въ будущемъ вѣкѣ, въ небесномъ нескончаемомъ Царствіи.

Къ такому пониманію словъ этой пасхальной пѣсни располагаетъ насъ и молитва св. Василія Великаго, которая въ концѣ его литургіи читается священнослужителемъ передъ потребленіемъ св. Даровъ. Здѣсь сказано: «насладихомся неистощаемыя Твоея пищи, еяже и въ будущемъ вѣцѣ всѣмъ намъ сподобитися благоволи».

Замѣчательно, что одно слово этой молитвы: «насладихомся» показываетъ намъ, почему св. Церковь въ словахъ сей пасхальной пѣсни, какъ и въ настоящей молитвѣ св. Василія Великаго, проситъ Бога сподобить насъ и въ небесномъ Царствіи причащаться Тѣла и Крови Христа. Причащеніе есть наше истинное наслажденіе, которое испытывали св. угодники Божіи. И это понятно. Ничто насъ такъ близко и родственно не соединяетъ со Христомъ, какъ сіе великое таинство. А такъ какъ Христосъ есть Богъ всеблаженный, то черезъ евхаристическое внутреннее общеніе со Христомъ мы воспринимаемъ въ себя Его блаженство, всю Его божественную небесную радость, которая во всей полнотѣ раскроется для насъ въ небесномъ Царствѣ Христовомъ.

Таково значеніе пасхальной пѣсни: «О пасха велія и священнѣйшая Христе... подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего».

Какой же слѣдуетъ изъ всего сказаннаго спасительный для насъ выводъ?

Если Христосъ, наша Пасха, Своею Кровію избавилъ насъ отъ смерти и даровалъ намъ вѣчную безсмертную жизнь, то будемъ стараться, чтобы она была для насъ блаженною. Поэтому будемъ черезъ неуклонное исполненіе заповѣдей всѣмъ сердцемъ стремиться къ небесному Царству Христову, въ немъ полагать высшую и самую послѣднюю цѣль всѣхъ своихъ трудовъ, памятуя слова Господа: Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33); а также слова Ап. Павла: Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2).

Если такъ мы будемъ жить, то Господь удостоитъ насъ Своего небеснаго Царства, гдѣ мы будемъ причащаться Тѣла и Крови Христа для вѣчнаго райскаго блаженства, чего да сподобитъ насъ Господь, ради Своей крестной смерти и славнаго Своего воскресенія. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ, св. Николая 15 апрѣля 1940 года.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 140-142.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0