Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово на Великій Четвергъ.
О страхѣ Божіемъ
[1].

Какъ часто мы слышимъ, возлюбленныя о Христѣ чада мои, возгласъ священнослужителя, который, держа святую чашу въ рукахъ, говоритъ: «со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите». Что это за страхъ Божій, безъ котораго мы не должны приступать къ св. Причастію? Это прежде всего тотъ страхъ, о которомъ въ Священномъ Писаніи сказано: Начало премудрости страхъ Господень (Прит. 1, 7; 9, 10; Псал. 110, 10). Здѣсь имѣется въ виду страхъ временныхъ и вѣчныхъ наказаній, которымъ мы должны удерживаться отъ всякаго зла и въ особенности тогда, когда готовимся къ воспріятію величайшей святыни — Тѣла и Крови Христа Спасителя.

Его требуетъ отъ насъ св. Апостолъ Павелъ, когда говоритъ: иже аще ястъ хлѣбъ сей или піетъ чашу Господню недостойнѣ, повиненъ будетъ Тѣлу и Крови Господни... Ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая Тѣла Господня. Сего ради въ васъ мнози немощни и недужливи, и спятъ довольни (не мало умираетъ) (1 Кор. 11, 27. 29-30).

Но есть еще страхъ Божій высшій, не рабскій, а сыновній, который исходитъ не изъ мысли о наказаніи, а изъ любви къ Богу, или сознанія, какъ бы намъ своею недостойною жизнью не оскорбить Его. Этотъ высшій страхъ имѣлъ въ виду пророкъ Исаія, когда, предсказывая о Христѣ, сказалъ: И почіетъ на Немъ Духъ Божій, Духъ премудрости и разума, Духъ совѣта и крѣпости, Духъ вѣдѣнія и благочестія: исполнитъ Его Духъ страха Божія (Ис. 11, 2-3). Преп. Іоаннъ Кассіанъ отмѣчаетъ, что въ этихъ пророческихъ словахъ страхъ Божій упомянутъ въ концѣ потому, что онъ является самымъ высшимъ дарованіемъ Святаго Духа, ибо исходитъ изъ любви къ Богу и есть по существу сама эта любовь. Такой сыновній страхъ, по словамъ того же св. отца, имѣлъ Ап. Петръ. Онъ каждую ночь, при пѣніи пѣтуха, пробуждался и, вспоминая свое отреченіе, обливался горькими слезами. Грѣхъ отреченія давно былъ прощенъ ему Господомъ. Слѣдовательно, Апостолъ Петръ возбуждался къ своему слезному покаянію не страхомъ наказанія, а страхомъ совершенной любви — отъ сознанія измѣны своему горячо любимому Господу.

Такимъ образомъ, св. Церковь, призывая насъ къ страху Божіему, разумѣетъ здѣсь не только страхъ новоначальный — рабскій, но и высшій страхъ — сыновній.

Потщимся прежде всего, возлюбленные, имѣть страхъ Божій въ начальномъ его проявленіи. Онъ не допуститъ насъ уклониться отъ православной вѣры и отъ истинной христіанской жизни. Движимые имъ, мы будемъ достойно вкушать Тѣло и Кровь Христа Спасителя и избѣжимъ страшнаго наказанія отъ Бога и здѣсь, и въ будущей жизни.

Но будемъ прилагать свои заботы и къ тому, чтобы пріобрѣсти страхъ высшій съ его любовію ко Христу. Этотъ сыновній страхъ будетъ болѣе и болѣе преисполнять наше сердце любовію къ Богу, и до такой степени, что мы не только никогда не отпадемъ отъ Христа, въ силу апостольскаго слова: любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 8), но навѣки пребудемъ въ неразрывномъ блаженномъ единеніи съ Нимъ.

Привѣтствую васъ, мои возлюбленныя о Христѣ чада съ принятіемъ Тѣла и Крови Христа и молитвенно желаю, чтобы въ нашихъ сердцахъ возсіялъ страхъ Божій и какъ основа христіанской жизни, и какъ ея вѣнецъ. Тогда великое таинство св. Евхаристіи будетъ для насъ источникомъ во исцѣленіе души и тѣла. Тогда мы будемъ истинными чадами Божіими и св. Причащеніе просвѣтитъ насъ своимъ божественнымъ свѣтомъ, сохранитъ отъ всякаго зла и соединитъ насъ навсегда со Христомъ для вѣчной радости въ Его нескончаемомъ блаженномъ Царствѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Софійскомъ храмѣ св. Николая 12 апрѣля 1940 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 136-137.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0