Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Слово на праздникъ Крещенія Господня.
О крещенской благодати, какъ отличительномъ признакѣ православныхъ христіанъ
[1].

Привѣтствую васъ, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, съ великимъ праздникомъ Крещенія Господня. Молитвенно желаю, чтобы Господь не лишилъ всѣхъ насъ благодати Святаго Духа — той благодати, которая нѣкогда сошла на Іисуса Христа во время Его Крещенія отъ Іоанна Предтечи.

Не для Спасителя сошла эта благодать, ибо Онъ, какъ человѣкъ, былъ исполненъ ею въ самой совершенной мѣрѣ еще съ момента Своего зачатія въ утробѣ Пречистой Дѣвы Маріи, которое совершилось Духомъ Святымъ. Благодать сія сошла на Христа для воспринятаго Имъ на Себя нашего человѣческаго естества съ тѣмъ, чтобы послѣ Крещенія Господня, начиная съ Апостоловъ, и всѣ люди крестились и, въ своемъ крещеніи, получали божественную благодать въ цѣляхъ своего спасенія. Вотъ почему Апостолъ Павелъ нынѣ за литургіей, имѣя въ виду крещеніе Господне, а потомъ и наше крещеніе, на апостольскомъ чтеніи говоритъ намъ: Явися бо благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнемъ вѣцѣ, ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11-13).

Ученіе о такомъ спасительномъ дѣйствіи новозавѣтной крещенской благодати было еще въ Ветхомъ Завѣтѣ. Имѣя въ виду такое дѣйствіе сей благодати въ жизни новозавѣтныхъ вѣрующихъ людей, великій пророкъ Іезекіиль такъ говорилъ имъ отъ лица Господня: И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся отъ всѣхъ нечистотъ вашихъ... и очищу васъ. И дамъ вамъ сердце ново, и духъ новъ дамъ вамъ, и отыму сердце каменное отъ плоти вашея, и дамъ вамъ сердце плотяно, и Духъ Мой дамъ въ васъ (Іез. 36, 25-26).

Мы съ вами, возлюбленныя о Христѣ чада, должны знать ученіе о новозавѣтной, возрождающей насъ, благодати, ибо оно является сущностью нашей православной вѣры. Вѣдь ниспосланіе намъ благодати Святаго Духа было цѣлью страданій и смерти Христа, по Его собственнымъ словамъ (Іоан. 16, 7). А по ученію преп. Сѵмеона Новаго Богослова, воспріятіе нами этой благодати было послѣднею цѣлью всего божественнаго домостроительства въ дѣлѣ нашего спасенія [2]. По свидѣтельству сего великаго отца Церкви, кто не живетъ для сей крещенской благодати, какъ цѣли своей жизни, тотъ никогда не наслѣдуетъ Царства Небеснаго.

Но если эта благодать есть цѣль нашей жизни, то, само собой разумѣется, мы должны о ней имѣть познаніе. Вотъ что прежде всего мы должны знать съ вами, возлюбленные, касательно новозавѣтной благодати, которую мы получаемъ во время нашего крещенія въ таинствѣ св. мѵропомазанія. Если она, какъ видимъ мы изъ словъ Ап. Павла и пророка Іезекіиля, дѣлаетъ насъ святыми и обновляетъ наши сердца, то при помощи какой же благодати Святаго Духа дѣлались праведниками люди въ Ветхомъ Завѣтѣ? Иначе сказать: какая существуетъ разница между дѣйствіемъ ветхозавѣтной и новозавѣтной благодати?

На этотъ вопросъ отвѣчаетъ намъ Блаженный Діадохъ, говоря, что до Христа благодать Святаго Духа дѣйствовала со-внѣ на человѣка, а грѣхъ дѣйствовалъ въ самомъ сердцѣ его; послѣ же Христа, наоборотъ: грѣхъ дѣйствуетъ со-внѣ на человѣка, а благодать — въ самомъ сердцѣ его [3].

Отсюда, по ученію св. Іоанна Златоуста и преп. Іоанна Кассіана, ветхозавѣтная праведность могла возвышаться лишь до освобожденія человѣка отъ пороковъ, до воздержанія отъ внѣшнихъ преступныхъ дѣяній, а внутренней чистоты и внутреннихъ высшихъ совершенствъ она не давала [4]. Вотъ почему, по словамъ св. Іоанна Златоуста, такіе великіе ветхозавѣтные праведники, каковыми были Моисей и Самуилъ, не дерзали вступать на путь дѣвственной жизни и были связаны брачными узами.

И лишь новозавѣтная праведность, какъ учатъ преп. Макарій Великій и тотъ же преп. Іоаннъ Кассіанъ, дала возможность достигать человѣку совершенныхъ добродѣтелей по ихъ сердечной чистотѣ и неизмѣнности [5]. Эти новозавѣтныя добродѣтели являются дивными дѣлами Божіими и даже самымъ великимъ чудомъ, превращающимъ человѣка плотского въ духовнаго, и земного въ небеснаго [6].

Только въ Новомъ Завѣтѣ настала возможность для появленія такихъ величайшихъ праведниковъ, какими были Ап. Павелъ, св. Андрей Христа ради юродивый, св. Варсонофій Великій и преп. Серафимъ Саровскій. Будучи въ тѣлѣ, они возносимы были Богомъ до престола Божіяго — туда, гдѣ непрестанно славословятъ Св. Троицу Серафимы и Херувимы. Живя на землѣ, они наслаждались райскимъ блаженствомъ въ то время, какъ для ветхозавѣтныхъ праведниковъ это блаженство было закрыто, и даже самые великіе изъ нихъ послѣ своей смерти сходили въ адъ. Новозавѣтные праведники представляютъ изъ себя чудное зрѣлище, подобное купинѣ, которая горѣла и не сгорала. Подвергаясь всѣмъ немощамъ и страданіямъ человѣческой плоти, они были въ тѣлѣ, какъ не въ тѣлѣ. Испытывая на себѣ нападенія грѣха, страстей и діавола, они были неуязвимы, и потому новозавѣтные праведники ублажаются Церковію, какъ небесные люди и земные ангелы. Подобно Богу, они всегда озарялись невидимымъ для обычнаго человѣческаго глаза неизрѣченнымъ свѣтомъ, въ особениости послѣ св. Причащенія, которое ихъ обожало и дѣлало ангельски совершенными, чистыми и святыми и не только въ дѣлахъ, но и въ помыслахъ, чувствахъ и желаніяхъ.

Вотъ чѣмъ отличается Новый Завѣтъ отъ Ветхаго, или дѣйствіе ветхозавѣтной благодати отъ новозавѣтной.

Если мы теперь пожелаемъ узнать: какая существуетъ въ отношеніи къ сей новозавѣтной благодати Святаго Духа разница между христіанами православными съ одной стороны и инославными, т. е. католиками и протестантами, съ другой, то опять увидимъ очень большое различіе между тѣми и другими, съ несравненнымъ превосходствомъ первыхъ надъ послѣдними.

Нельзя говорить, что у католиковъ нѣтъ благодати. У нихъ есть благодать, въ силу непрерывной преемственности законной іерархіи, ведущей свое начало отъ самого Ап. Петра. Но эта благодать у католиковъ не дѣйственна. Она, если только можно такъ выразиться, связана католическими ересями и потому не спасаетъ. И къ католикамъ вполнѣ примѣнимы слова Ап. Павла: Аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8).

Что же касается до протестантовъ, то ихъ даже и сравнить нельзя съ православными въ отношеніи къ новозавѣтной благодати, ибо у нихъ нѣтъ сей внутренней перерождающей благодати. Нѣтъ ея потому, что она во всѣхъ дарахъ Божественнаго Духа подается вѣрующимъ въ таинствѣ св. мѵропомазанія. А сего таинства нѣтъ у протестантовъ. Кромѣ того, нѣтъ у нихъ и таинства священства. Слѣдователыю, нѣтъ іерархіи, черезъ которую изливалась бы сія благодать.

Впрочемъ, въ отношеніи къ сей новозавѣтной благодати существуетъ огромная разница и среди самихъ православнихъ христіань, что мы должны съ вами, возлюбленные, болѣе всего знать и о чемъ всегда должны памятовать. Иноки Каллистъ и Игнатій, со словъ богоноснаго св. Марка Подвижника, говорятъ, что въ таинствахъ крещенія и мѵрономазанія мы воспринимаемъ совершенную благодать Святаго Духа съ тѣмъ, чтобы черезъ покаяніе и исполненіе заповѣдей Божіихъ раскрывать, или возгрѣвать въ себѣ эту божественную благодать до дивныхъ проявленій и плодовъ Святаго Духа [7].

Но огромное большинство православныхъ христіанъ не печется объ этомъ и уподобляется въ своемъ отношеніи къ получаемой ими благодати Святаго Духа неразумнымъ дѣвамъ (Матѳ. 25, 1-13), у которыхъ, въ силу ихъ нерадѣнія, погасли свѣтильники, почему онѣ и не вошли въ брачный чертогъ Жениха. Православные христіане въ своемъ подавляющемъ большинствѣ не только не раскрываютъ и не возгрѣваютъ въ себѣ крещенскую благодать, но отгоняютъ ее своими страстями, въ особенности, страстями блуда, злобы и гордости, чѣмъ навлекаютъ на себя страшное наказаніе Божіе. Такъ нѣкогда за плотской развратъ Господь отъялъ Свою благодать отъ людей и уничтожилъ черезъ потопъ весь міръ, кромѣ Ноя съ его семействомъ, сказавши: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Такъ за тотъ же развратъ Господь покаралъ и жителей Содома и Гоморры (Быт. гл. 18-19).

Что злоба совершенно несовмѣстима съ благодатію Святаго Духа, объ этомъ въ Божественномъ Писаніи говорится такъ: Яко въ злохудожную душу не внидетъ премудрость (Прем. 1, 4). А гордость настолько противна Богу, что ради нея, какъ учитъ св. Іоаннъ Лѣствичникъ, мы не только лишаемся благодати, но самого Бога дѣлаемъ своимъ врагомъ, почему въ Священномъ Писаніи сказано: Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Іак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5; Прит. 3, 34).

Поэтому будемъ, возлюбленные о Христѣ братья и сестры, удаляться отъ всѣхъ страстей и въ особенности отъ блуда, злобы и гордости, чтобы не лишиться намъ благодати Святаго Духа, а вмѣстѣ съ нею не потерять своего вѣчнаго спасенія.

Да, Господь не съ тѣмъ даетъ намъ въ таинствахъ крещенія и мѵропомазанія благодать, чтобы затѣмъ отнять ее отъ насъ хотя бы и за грѣхи наши. Нераскаянна бо (непреложны) дарованія и званіе Божіе, говоритъ Ап. Павелъ (Рим. 11, 29). Даже при самыхъ великихъ, смертныхъ грѣхахъ эта благодать, хотя и удаляется отъ насъ, но не перестаетъ быть нашею собственностью. Поэтому достаточно намъ покаяться, чтобы она опять вошла въ наши сердца. Даже послѣ смерти сія божественная благодать продолжаетъ быть нашею. И лишь на страшномъ судѣ Христовомъ, если мы недостойно сей благодати провождали свою жизнь на землѣ, она отнимется отъ насъ навѣки. Только послѣ этого мы, какъ не имѣющіе благодати Святаго Духа, или, какъ говоритъ св. Сѵмеонъ Новый Богословъ, сей брачной одежды [8], будемъ осуждены на вѣчныя муки.

Эта мысль объ окончательномъ отдѣленіи отъ насъ за наше нерадѣніе крещенской благодати Святаго Духа, по толкованію св. Василія Великаго, выражается въ слѣдующихъ словахъ нашего Спасителя: Пріидетъ господинъ раба того (разумѣется, безпечнаго) въ день, въ онь же не чаетъ, и въ часъ, въ онь же не вѣсть: и растешетъ его (т. е. навсегда отдѣлитъ отъ него, какъ объясняетъ св. Василій Великій, благодать Святаго Духа), и часть его съ невѣрными положитъ (Лук. 12, 46) [9].

Чтобы не случилось съ нами сего, будемъ, возлюбленные, всегда помнить слова Ап. Павла: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божіей (Евр. 12, 15). Поэтому будемъ хранить полученную нами при крещеніи благодать Святаго Духа и раскрывать ее посредствомъ безкомпромиссной борьбы со своими страстями и ревностнаго исполненія божественныхъ заповѣдей. Будемъ провождать жизнь въ цѣломудріи, христіанской любви и смиреніи.

Тогда благодать Божія попалитъ въ насъ всѣ наши страсти; сдѣлаетъ насъ обителью Святаго Духа и всей Святой Троицы. Тогда Господь будетъ исполнять всѣ наши молитвы о дарованіи намъ благъ земныхъ и небесныхъ. Онъ осуществитъ тогда надъ нами Свои непреложныя слова: Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся [10] приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Благодать Господа нашего Іисуса Христа и любы Бога и Отца, и общеніе Святаго Духа со всѣми вами (2 Кор. 13, 13). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 6 января 1934 г.
[2] Слова св. Сѵмеона Новаго Богослова, вып. I, стр. 291. М., 1882.
[3] Добротолюбіе, т. III, стр. 53. М., 1881.
[4] Твор. св. Іоанна Златоуста, Бесѣда 14-я, стр. 92; сравн. Бесѣда 25-я, стр. 162-165, т. IX; Бесѣда на посланіе къ Рим. 7, 14; стр. 48; Твор. св. Іоанна Кассіана. Собесѣдованіе 13-е, стр. 404.
[5] Твор. преп. Макарія Великаго. Бесѣда 26-я, стр. 202-203. Св.-Троиц. Лавра 1904. Твор. преп. Іоанна Кассіана, стр. 404.
[6] Твор. преп. Іоанна Кассіана, стр. 397, 398.
[7] Добротолюбіе, т. V, стр. 335-337. М. 1889.
[8] Слова св. Сѵмеона Новаго Богослова. Вып. II, стр. 394.
[9] Твор. св. Василія Великаго. Т. I. «О Святомъ Духѣ», гл. 16, стр. 610. СПб. 1911.
[10] Т. е. всѣ временныя блага.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 109-114.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0