Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово на праздникъ Срѣтенія Господня.
О призваніи всѣхъ людей ко спасенію. Спасительное значеніе исполненія нами законовъ Православной Церкви
[1].

Всякій разъ за вечернимъ богослуженіемъ мы слышимъ богодухновенную предсмертную пѣснь праведнаго Сѵмеона Богопріимца: Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко… Эта дивная пѣснь взята нашею Церковью изъ евангельскаго повѣствованія о срѣтеніи Господнемъ, которое мы, мои возлюбленные о Христѣ братія и сестры, слышали нынѣ за литургіей. Въ особенности замѣчательны здѣсь дальнѣйшія слова: яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое, еже еси уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей (Лук. 2, 30-31). Въ этихъ словахъ возвѣщается великая истина о призваніи Богомъ всѣхъ людей ко спасенію. Намъ полезно вспомнить эту истину, ибо нерѣдко нѣкоторые изъ насъ смущаются помыслами: почему такъ мало спасающихся и такъ много погибающихъ для вѣчной блаженной жизни. А эти помыслы влекутъ насъ къ великому грѣху ропота противъ Бога, будто Господь можетъ быть виновникомъ нашей погибели. Настоящія евангельскія слова изобличаютъ этотъ грѣхъ, ибо Господь всѣхъ людей зоветъ ко спасенію, что явствуетъ и изъ другихъ словъ Божественнаго Писанія.

Напутствуя учениковъ послѣ Своего воскресенія на евангельскую проповѣдь, Господь говорилъ имъ: шедше убо научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Вотъ почему Ап. Павелъ въ первомъ посланіи къ Тимоѳею говоритъ: Господь всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4; ср.: 4, 10).

Впрочемъ, Господь не только желаетъ спасенія всѣмъ людямъ и даже тяжкимъ грѣшникамъ, но и влечетъ ихъ ко спасенію дѣйствіями Своего всеблагого Промысла. Эти дѣйствія спасительнаго о насъ божественнаго промышленія выражаются прежде всего въ томъ, что Господь часто не караетъ тяжкіе грѣхи отступленія отъ Него и даже кощунства противъ Него, въ ожиданіи покаянія грѣшниковъ. Господь, говоритъ Ап. Петръ, долготерпитъ на насъ, не хотя, да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9). Этимъ объясняется, почему иногда такъ долго живутъ самые великіе грѣшники.

Мало того, Господь даже непосредственно вразумляетъ тяжкихъ грѣшниковъ, склоняя ихъ къ покаянію, или же дѣлаетъ это черезъ истинныхъ рабовъ Своихъ. Изъ Евангелія видно, какъ Господь отвлекалъ Іуду отъ величайшаго преступленія. Онъ умылъ ноги ему. Онъ обличалъ его предательство и на тайной вечерѣ даже сказалъ въ присутствіи самого Іуды ученикамъ, что лучше бы такому человѣку и не родиться (Матѳ. 26, 24).

Вразумлялъ Господь и великаго богоотступника Льва Толстого. Послѣдній въ своей печатной исповѣди говоритъ о своемъ дивномъ сновидѣніи, въ которомъ Господь ясно показалъ ему, хотя Толстой этого и не понялъ, что невѣріе сведетъ его въ преисподнюю и что только устремленіе къ небу и вѣра въ Бога даруютъ ему спасеніе. Вразумлялъ его Господь и черезъ истинныхъ рабовъ Своихъ и, въ частности, черезъ оптинскаго старца іеросхимонаха о. Амвросія и о. Іоанна Кронштадтскаго. Послѣдній самъ просилъ разрѣшенія у Толстого пріѣхать къ нему. Толстой обѣщалъ принять о. Іоанна, но такъ и не принялъ. Передъ смертью Толстого всеблагій промыслъ Божій увлекъ его въ Оптину пустынь къ ученику о. Амвросія, старцу іеросхимонаху о. Іосифу. Подойдя къ келліи старца, Толстой остановился. Три раза онъ поднималъ руку, чтобы отворить дверь, но такъ и не рѣшился войти къ о. Іосифу. Толстой такъ сильно отдался уже сатанѣ, что діавольская сила не допустила его къ старцу, и онъ погибъ навѣки.

Можно привести много и другихъ примѣровъ, изъ коихъ видно, какъ Господь дивно вразумляетъ тяжкихъ грѣшниковъ и влечетъ ихъ ко спасенію.

Такимъ образомъ, нельзя винить Господа въ томъ, что такъ много людей погибаетъ для вѣчнаго спасенія. Господь всѣхъ зоветъ въ Свое Царство. Но не всѣ люди слушаютъ этотъ божественный призывъ и подчиняются спасительной волѣ Божіей. Большинство изъ насъ продолжаетъ слушать только самихъ себя и слѣдовать указаніямъ только своей самолюбивой и грѣховной воли на свою вѣчную погибель. Поэтому, слыша слова св. Сѵмеона Богопріимца о призваніи Богомъ всѣхъ людей ко спасенію, не будемъ, возлюбленные, невнимательными къ сему божественному призыву.

Что же мы должны дѣлать? На этотъ вопросъ отвѣчаетъ намъ то же самое нынѣшнее литургійное евангельское чтеніе, въ которомъ говорится, что Господь съ самыхъ младенческихъ лѣтъ Своей земной жизни исполнялъ законъ Моисеевъ, т. е. законъ ветхозавѣтной Церкви. Онъ не имѣлъ въ семъ никакой нужды, какъ Божественный Праведникъ, но поступалъ такъ для того, чтобы заставить насъ грѣшниковъ исполнять законъ Своей новозавѣтной Церкви для нашего собственнаго блага. Въ этомъ законѣ, или установленіихъ нашей Церкви, выражены всѣ заповѣди Божіи. А какое великое спасительное значеніе онѣ имѣютъ для насъ, объ этомъ такъ говоритъ божественный Псалмопѣвецъ: во вѣкъ не забуду оправданій Твоихъ, яко въ нихъ оживилъ мя еси. Сего ради возлюбихъ заповѣди Твоя паче злата и топазія. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устомъ моимъ (Псал. 118, 93. 127. 103). Какое значеніе имѣютъ для насъ заповѣди Божіи, объ этомъ говоритъ намъ и св. Евангеліе. Кто исполняетъ заповѣди, тотъ, по ученію Христа Спасителя, похожъ на человѣка, который построилъ домъ свой на камнѣ. Сего дома не уничтожатъ никакія бури и дожди (Матѳ. 7, 24-25). Кто исполняетъ заповѣди Христа, тотъ имѣетъ радость Самого Бога (Іоан. 16, 10-11).

Поэтому будемъ, возлюбленные, слѣдуя примѣру Христа Спасителя, свято блюсти всѣ божественныя заповѣди, или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатію Божіею отъ всѣхъ козней діавола и еще до смерти увидѣть, подобно Сѵмеону Богопріимцу, свое спасеніе и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за всѣ Его дивныя дѣла въ нашей жизни, для вѣчнаго и радостнаго единенія со Христомъ въ будущемъ нескончаемомъ вѣкѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи, 2 февраля 1932 года.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 86-89.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0