Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово въ недѣлю 23-ю по Пятидесятницѣ.
О дѣйствіи бѣсовской силы въ нашей жизни
[1].

Святая Церковь нынѣ за литургіей предлагала намъ въ назиданіе евангельское повѣствованіе объ исцѣленіи Господомъ гадаринскаго бѣсноватаго (Лук. 8, 26-37). Всякое евангельское повѣствованіе содержитъ въ себѣ источникъ великаго утѣшенія для насъ немощныхъ, унывающихъ людей, обремененныхъ многими грѣхами и скорбями. Можно сказать даже больше. Каждое слово евангельское есть благая, утѣшительная вѣсть для нашего сердца. И сколько было примѣровъ въ Православной Церкви отъ апостольскаго времени до нашихъ дней, когда люди, подъ вліяніемъ словъ Евангелія, перерождались, а нѣкоторые изъ нихъ дѣлались величайшими свѣтилами міра, какъ это было съ преподобными Антоніемъ Великимъ, Ефремомъ Сиринымъ, преподобномученицей Евдокіей и многими другими угодниками Божіими.

Съ такимъ сознаніемъ спасительнаго значенія для насъ Евангелія, остановимъ свое вниманіе, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, на тѣхъ словахъ изъ нынѣшняго евангельскаго чтенія, гдѣ бѣсы просятъ Іисуса Христа позволить имъ войти въ стадо свиней. Господь позволилъ, все стадо свиней погибло и жители Гадаринской страны потерпѣли большой матеріальный ущербъ.

Какой же мы можемъ отсюда извлечь для себя, возлюбленные, спасительный урокъ? Прежде всего, эти слова Евангелія внушаютъ намъ, чтобы мы не боялись бѣсовской силы, ибо, какъ видимъ, бѣсы безъ позволенія Господа не могутъ коснуться не только людей, но даже и животныхъ. Поэтому не будемъ бояться бѣсовъ, когда они нападаютъ на насъ и причиняютъ намъ или непосредственно, или черезъ злыхъ людей всевозможныя несчастья. Такъ безъ боязни относились къ бѣсамъ и ихъ злокозненнымъ напастямъ святые люди, напримѣръ, преподобные Антоній Великій, Іоаннъ Рыльскій и Серафимъ Саровскій. Имъ бѣсы являлись явно, избивали ихъ почти до смерти, оставляя ихъ въ страшныхъ ранахъ. Но они всегда памятовали слова Христа: сей же родъ (т. е. бѣсовскій) не исходитъ, токмо молитвою и постомъ (Матѳ. 17, 21; ср.: Марк. 9, 29). Поэтому бѣсовскія козни имъ были не страшны и они, черезъ постоянную молитву и воздержаніе, выходили побѣдителями изъ тяжкой борьбы съ бѣсами.

Правда, на насъ такъ явно и свирѣпо не нападаютъ бѣсы. Св. Серафимъ говоритъ, что самый видъ бѣсовъ для насъ могъ бы оказаться смертельнымъ. Зато они вооружаются на насъ, главнымъ образомъ, внутренно, черезъ страсти, а именно; черезъ гордость, тщеславіе, злобу, осужаеніе, зависть, сребролюбіе, невоздержаніе, блудъ, печаль и уныніе. Здѣсь демоны такъ вредятъ намъ, что большинство людей не выдерживаеть ихъ нападеній и погибаетъ навѣки. Слѣдуетъ намъ, подобно святымъ, бороться съ этими бѣсовскими напастями постоянной молитвой и постомъ и памятовать, что бѣсы безъ позволенія Божьяго не посмѣютъ коснуться насъ, что они сильны лишь только нашею слабостью, точнѣе, нашимъ нежеланіемъ бороться съ ними.

Св. отцы учатъ, что демоны больше всего боятся трехъ вещей: Тѣла и Крови Христа, богоявленской воды и крестнаго знаменія. Поэтомѵ будемъ чаще причащаться, но причащаться достойно, т. е. въ истинномъ покаяніи, будемъ чаще пить св. богоявленскую воду и кропить себя ею и, наконецъ, будемъ всегда молиться съ сокрушеніемь сердца и осѣнять себя крестнымъ знаменіемъ. Тогда не мы будемъ бояться бѣсовъ, а бѣсы будутъ бояться насъ, ибо, находясь въ благодатномъ единеніи со Христомъ, мы будемъ имѣть въ себѣ источникъ несокрушимой силы и божественной радости.

Есть, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, и другое спасительное для насъ назиданіе въ данныхъ евангельскихъ словахъ. Если безъ воли Божіей демоны не могли войти въ свиней и погубить ихъ, то ясно, что когда они причиняютъ несчастія людямъ, то на это бываетъ соизволеніе Божіе. Господь, въ благихъ цѣляхъ Своего божественнаго промысла, попускаетъ, чтобы въ нашей жизни происходили отъ бѣсовъ или непосредственно, или черезъ злыхъ людей всевозможныя искушенія и напасти. Богъ попустилъ испытать эти напасти даже Своему Единородному Сыну во время Его искушенія въ пустынѣ отъ діавола, а также, когда книжники и фарисеи вооружались на Него діавольскою злобою, хотѣли побить камнями и, наконецъ, распяли Его. Но всѣ эти напасти завершились воскресеніемъ Христа — полнымъ пораженіемъ діавола.

Съ такою же благою цѣлью Господь попускалъ и попускастъ нападенія діавола и въ жизни Своихъ истинныхъ учениковъ: Апостоловъ, мучениковъ и всѣхъ святыхъ. Чѣмъ болѣе они терпѣли отъ діавола зла, тѣмъ болѣе получали отъ Бога благодати и увѣнчевались неувядаемою славою.

Попускаетъ Господь діаволу нападать и на насъ грѣшныхъ людей черезъ всевозможныя скорби и несчастія, но опять же съ благою цѣлью — очистить насъ отъ грѣховъ, ниспослать намъ еще на землѣ Свою неизреченную милость и удостоить за гробомъ Своего Небеснаго Царства. Поэтому не будемъ почитать себя оставленными Богомъ, когда Онъ посылаетъ намъ скорби. Напротивъ, будемъ считать себя несчастными, когда Господь оставляетъ насъ безъ наказанія, памятуя слова Божіи: егоже бо любитъ Господь, наказуетъ (Прит. 3, 12).

Впрочемъ, такое отношеніе къ нашимъ личнымъ несчастіямъ у насъ появится только тогда, когда мы будемъ подражать святымъ въ перенесеніи ими всевозможныхъ бѣдствій, которыхъ такъ много было въ ихъ жизни. Обычно виновниками всѣхъ нашихъ бѣдъ мы считаемъ людей. Благодаря такому отношенію къ своимъ скорбямъ, мы наживаемъ себѣ враговъ, скорби наши еще болѣе усиличиваются и жизнь наша прекращается въ безпрерывную муку. Не такъ поступали угодники Божіи. Не людей обвиняли они въ своихъ скорбяхъ, а бѣсовъ. А лучше сказать, они и бѣсовъ не обвиняли во всѣхъ напастяхъ отъ нихъ, а только лишь самихъ себя, и считали, что все прискорбное посылается имъ отъ Бога за ихъ собственные грѣхи. Поэтому они всегда молились, всегда сокрушались и плакали. За это самоосужденіе, за это смиреніе Господь утѣшалъ ихъ Своею дивною благодатію и прославлялъ Своею славою.

Такъ будемъ поступать и мы во всѣхъ нашихъ бѣдствіяхъ, полагая, что причиною ихъ являются наши собственные грѣхи. Тогда и мы получимъ отъ Бога благодать и великое заступленіе.

Итакъ, вотъ какіе назидательные уроки содержатся въ разсмотрѣнныхъ нами евангельскихъ словахъ. Памятуя эти слова, не будемъ, возлюбленныя о Христѣ чада мои, бояться бѣсовской силы, которая тщится отторгнуть насъ скорбями отъ Бога и погубить навѣки. Будемъ только всегда пребывать въ молитвѣ, постѣ и покаяніи и пользоваться всѣми благодатными средствами, которыя предлагаетъ намъ св. Церковь къ нашему спасенію. Будемъ всегда помнить, что всѣ несчастія случаются съ нами по волѣ Божіей для нашего блага. Не будемъ никогда за нихъ обвинять своихъ ближнихъ, а будемъ винить и осуждать только самихъ себя, и тогда надъ нами исполнятся слова Христа: смиряяйся вознесется (Матѳ. 23, 12; Лук. 14, 11). Господь вознесетъ насъ за наше смиреніе до радостнаго общенія съ Собою, освободитъ насъ отъ власти бѣсовской еще въ земной нашей жизни, а также при воздушныхъ мытарствахъ послѣ смерти и сдѣлаетъ насъ участниками Своего Царства со всѣмъ его неизреченнымъ блаженствомъ. Сего да сподобитъ Господь достигнуть каждаго изъ насъ молитвами Богородицы, нынѣ празднуемаго св. великомученика Димитрія Солунскаго и всѣхъ святыхъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 26 октября 1931 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 83-86.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0