Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ (Соболевъ) († 1950 г.)
Слово на праздникъ Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.
О внутреннемъ участіи Дѣвы Маріи въ дѣлѣ нашего спасенія, какъ причинѣ Ея величайшаго молитвеннаго дерзновенія. О смиреніи Пресвятой Дѣвы
[1].

Нигдѣ такъ не ублажается Пресвятая Дѣва Марія, какъ въ богослуженіяхъ праздника Благовѣщенія. Здѣсь Она прославляется, какъ Виновница нашего спасенія. «Днесь спасенія нашего главизна», говорится въ праздничномъ тропарѣ. Но тотъ же тропарь указываетъ намъ и причину, почему Дѣва Марія такъ чествуется Церковію: «Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ». Потому Дѣва Марія прославляется, какъ Виновница нашего спасенія, что Она сподобилась быть Матерью Сына Божіяго и даровала намъ возможность получать благодать Святаго Духа, чтобы дѣлаться намъ сынами Божіими по благодати и наслѣдовать здѣсь, и особенно въ будущемъ вѣкѣ, божественную славу.

Отсюда становится понятнымъ, почему мы вмѣстѣ съ Церковью ни къ кому изъ святыхъ и ангеловъ, а только къ Ней одной, какъ и ко Христу Спасителю, обращаемся съ молитвенными словами: «спаси насъ», ибо, какъ учитъ еп. Ѳеофанъ Затворникъ, только Она одна имѣла особенное, внутреннее участіе въ дѣлѣ нашего спасенія. Для этого спасенія надо было воплотиться на землѣ Богу. Откуда Господь взялъ тѣло Себѣ? Изъ утробы Пречистой Дѣвы Маріи. Затѣмъ, Господь говоритъ намъ: аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53). Значитъ, безъ причащенія св. Христовыхъ Таинъ нѣтъ намъ спасенія. Откуда же это Тѣло и Кровь въ божественной Евхаристіи? Опять изъ благодатныхъ дѣвственныхъ нѣдръ Пречистой Дѣвы Маріи. Такъ дивно участвовала въ спасеніи человѣческаго рода Матерь Божія, давши изъ Себя тѣло Богу для Его воплощенія. Такъ Она продолжаетъ спасать и будетъ спасать насъ до кончины міра черезъ таинство Божественной Евхаристіи. Вотъ почему Матерь Божія имѣетъ такое молитвенное дерзновеніе передъ Сыномъ Своимъ, Господомъ Іисусомъ Христомъ. Если Бога будетъ умолять о насъ вся Церковь земная и небесная со всѣмъ Ангельскимъ воинствомъ, со всѣми святыми, то не получится такой силы молитвеннаго ходатайства, какое принадлежитъ Ей одной, нашей Заступницѣ, Пресвятой Дѣвѣ Маріи.

Поэтому будемъ во всѣхъ нашихъ скорбяхъ и напастяхъ молитвенно прибѣгать къ Божіей Матери съ непреложнымъ упованіемъ, что каждая наша молитва, обращенная къ Ней, будетъ Ею услышана. Тебѣ трудно отстать отъ великаго грѣха, къ которому ты пристрастился? — Молись Матери Божіей и Она поможетъ тебѣ сбросить тяжкія цѣпи царствующаго надъ тобою грѣха. Ты лишился мѣста и остался безъ средствъ къ жизни? — Молись Ей и Она поможетъ тебѣ. Ты находишься въ уныніи, въ смертельной тоскѣ? — Какъ можно чаще произноси молитву: «Богородице Дѣво, радуйся», или: «Не имамы иныя помощи», или просто взывай: «Матерь Божія, прости меня, Матерь Божія, обрадуй меня». И Она, Утѣшительница и всѣхъ скорбящихъ Радость, отретъ твои слезы рукою Своею и обрадуетъ тебя скорою Своею дивною радостію.

Но вотъ, могутъ сказать: какъ горячо мы молились Божіей Матери, но Она не исполнила нашей молитвы. Отвѣтимъ на это словами св. Іоанна Златоуста. «Когда, — говоритъ онъ, — Господь не исполняетъ нашихъ молитвъ, это вѣрный признакъ, что благо, испрашиваемое нами, намъ не на пользу и что Онъ, милосердный, въ отвѣтъ на нашу молитву, хочетъ дать намъ несравненно большее благо, чѣмъ то, которое мы у Него просимъ». Поэтому будемъ, возлюбленные, всегда помнить, что ни одна наша молитва къ Божіей Матери не является безплодной, ибо слишкомъ велика Ея любовь къ намъ и всесильно Ея заступленіе за насъ передъ престоломъ Божіимъ.

Спасительно, наконецъ, намъ памятовать, что такое заступленіе Божія Матерь пріобрѣла отъ Бога не только, въ силу внутренняго участія въ дѣлѣ нашего спасенія, но и въ силу Своего дивнаго смиренія. Объ этомъ смиреніи свидѣтельствуютъ слѣдующія слова одной изъ благовѣщенскихъ стихиръ: «да не прельстиши Мене лестію, не познахъ бо сласти, браку есмь непричастна. Како убо Отроча рожду?» [2] Эти слова являются перифразомъ словъ Дѣвы Маріи изъ Евангелія: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю (Лук. 1, 34), которыя сказала Она Архангелу Гавріилу въ отвѣтъ на его благовѣстіе. Эти слова весьма для насъ назидательны, ибо свидѣтельствуютъ, что Дѣва Марія получила такую великую славу отъ Бога не безъ Своихъ заслугъ. Они прежде всего указываютъ намъ на полную противоположность между первою матерью всѣхъ живущихъ — Евой и второю матерью всѣхъ духовно живущихъ — Пресвятою Дѣвою Маріей. Первая прельстилась діавольскими словами лжи: будете яко бози (Быт. 3, 5), а Вторая боялась прельститься даже словами божественной истины, т. е. благовѣстіемъ о грядущей необычайной Ея славѣ, быть Матерью имѣющаго воплотиться отъ Нея Бога (Лук. 1, 31-34). Поэтому отъ первой Евы, вслѣдствіе ея тщеславія, началась гибель человѣческаго рода, а вторая Ева — Дѣва Марія, благодаря Своему смиренію сдѣлалась основою спасенія человѣчества.

Какой же спасительный урокъ преподаетъ намъ здѣсь св. Церковь? — Мы должны подражать Пречистой Дѣвѣ Маріи въ Ея смиреніи. Черезъ это смиреніе Пресвятая Дѣва содѣлалась Матерью Бога и получила великую божественную славу, какъ объ этомъ Она Сама свидѣтельствовала въ Своемъ гимнѣ передъ праведной Елизаветой въ словахъ: яко призрѣ на смиреніе рабы Своея; се бо отнынѣ ублажатъ Мя вси роди (Лук. 1, 48).

Этому смиренію Божіей Матери всегда подражали святые въ своей духовной жизни и въ благодатной своей славѣ, и чѣмъ болѣе въ нихъ блистала благодать, тѣмъ болѣе они смирялись. Такъ, Ап. Павелъ называлъ себя рабомъ своихъ духовныхъ дѣтей (2 Кор. 4, 5). Св. Серафимъ Саровскій, который двѣнадцать разъ удостоился дивныхъ явленій ему Пречистой Божіей Матери и былъ вознесенъ, подобно Ап. Павлу, до третьяго неба, иначе не называлъ себя, какъ убогимъ и грѣшнымъ Серафимомъ, кланялся мірянамъ до земли и даже цѣловалъ у нихъ руки.

Будемъ и мы, возлюбленные, вмѣстѣ съ угодниками Божіими подражать смиренію Божіей Матери. Поэтому, когда люди будутъ хвалить насъ, вспомнимъ слова пророка Исаіи: Блажащіе васъ льстятъ вы, и стези ногъ вашихъ возмущаютъ (Ис. 3, 12). Не будемъ подобны безплодному древу, пустыя вѣтви коего всегда устремляются вверхъ и которое, по словамъ Христа, срубаютъ и бросаютъ въ огонь. Но будемъ подобны древу, вѣтви котораго, отъ множества на нихъ плодовъ, склоняются къ землѣ.

Такому смиренію да научитъ насъ Сама Пречистая Божія Матерь и да укрѣпитъ насъ, чгобы не впасть намъ въ пагубную прелесть черезъ самомнѣніе и тщеславіе, чтобы быть намъ всегда въ православной вѣрѣ и благодати Святаго Духа. Тогда мы станемъ истинными чадами Божіими и будемъ всегда находиться въ единеніи со Христомъ, вкушать радость этого единенія еще здѣсь на землѣ и особенно въ будущемъ вѣкѣ, въ небесномъ Царствіи Христовомъ, ради молитвъ нашей Заступницы Пречистой Дѣвы Маріи. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 25 марта 1931 г.
[2] 2-я стихира на Господи воззвахъ.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 79-82.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0