Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово на праздникъ Крещенія Господня.
Раскрытіе въ насъ крещенской благодати, какъ цѣль христанской жизни
[1].

Явился еси днесь вселеннѣй и свѣтъ Твой, Господи, знаменася на насъ.

Вотъ слова праздничнаго кондака, которыя выражаютъ всю сущность и значеніе великаго праздника Крещенія Господня. Поэтому спасительно намъ знать, мои возлюбленныя о Христѣ чада, что надо разумѣть подъ знаменованіемъ насъ божественнымъ свѣтомъ?

На этотъ вопросъ мы находимъ отвѣтъ въ посланіяхъ Ап. Павла, гдѣ онъ говоритъ: Извѣстяуяй же насъ съ вами во Христа и помазавый насъ, Богъ, Иже и запечатлѣ насъ, и даде обрученіе (залогъ) Духа въ сердца наша (2 Кор. 1, 21-22). Не оскорбляйте Духа Святаго Божія, Имже знаменастеся въ день избавленія (Ефес. 4, 30; ср. 1, 13). Изъ этихъ апостольскихъ словъ видно, что подъ знаменованіемъ насъ божественнымъ свѣтомъ надо разумѣть запечатлѣніе, или помазаніе насъ благодатію Святаго Духа, которое мы воспринимаемъ во время таинствъ крещенія и мѵропомазанія. Эта благодать и есть божественный свѣтъ, которымъ Господь при крещеніи отгоняетъ отъ насъ духовъ тьмы, просвѣщаетъ и дѣлаетъ насъ сынами Божіими. Вотъ почему этотъ свѣтъ благодати нерѣдко созерцается надъ крестившимися, какъ объ этомъ повѣствуется въ жизнеописаніи угодниковъ Божіихъ.

Такимъ образомъ, св. Церковь напоминаетъ намъ въ сей великій праздникъ о знаменованіи насъ божественнымъ свѣтомъ крещенской благодати. Она напоминаетъ намъ объ этомъ потому, что сія благодать есть самое главное наше сокровище и въ раскрытіи, или стяжаніи сей благодати исполненіемъ божественныхъ заповѣдей до степени ея дивныхъ проявленій въ насъ заключается вся цѣль нашей христіанской жизни. Конечно, этимъ напоминаніемъ св. Церковь хочетъ заставить насъ всѣмъ сердцемъ стремиться къ осуществленію сей цѣли.

Увы, какъ много среди насъ людей, которые лишь по имени являются православными христіанами. Они совсѣмъ не живутъ жизнью Церкви, не посѣщаютъ храма Божіяго, не исповѣдуются, не причащаются и не только не стремятся къ стяжанію благодати Святаго Духа, какъ цѣли своей жизни, но не имѣютъ никакого представленія о сей благодати, объ этомъ божественномъ знаменованіи, которое является отличительнымъ признакомъ православныхъ христіанъ. По свидѣтельству св. Сѵмеона Новаго Богослова, такое невѣдѣніе непростительно. Мы всегда можемъ узнать, въ чемъ заключается цѣль нашей христіанской жизни изъ ученія Церкви, основаннаго на Священномъ Писаніи и святоотеческихъ твореніяхъ. За такое отверженіе благодати Господь, по ученію св. Василія Великаго и того же св. Сѵмеона Новаго Богослова, на страшномъ судѣ Своемъ отниметъ отъ насъ сію крещенскую благодать, въ которой мы какъ въ брачной одеждѣ, только и можемъ войти въ небесный чертогъ Царства Христова [2].

Немало среди насъ найдется и такихъ православныхъ христіанъ, которые посѣщаютъ храмъ Божій, исповѣдуются и причащаются св. Христовыхъ Таинъ. Они всегда слышатъ ученіе Церкви о благодати и могли бы знать, что крещенская благодать есть средство къ достиженію нами Царства Божіяго и есть самое это Царство, стремиться къ которому Господь призываетъ насъ прежде всего. Нерѣдко эти люди отличаются даже внѣшнимъ благочестіемъ. Однако, главная цѣль ихъ жизни заключается не въ единеніи со Христомъ и не въ устремленіи къ Его Царству, а въ благахъ земныхъ. Поэтому къ нимъ относятся слова Христа: приближаются Мнѣ людіе сіи усты своими, и устнами чтутъ Мя; сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене (Матѳ. 15, 8). Ихъ имѣлъ въ виду Господь и въ притчѣ о званныхъ на великую вечерю, когда сказалъ: глаголю бо вамъ, яко ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моей вечери (Лук. 14, 16-24). А эта вечеря есть ничто иное, какъ блаженное единеніе со Христомъ и здѣсь, и въ будущей жизни черезъ благодать Святаго Духа.

Есть, наконецъ, среди насъ и такіе православные христіане, которые не только имѣютъ познаніе о цѣли нашей жизни, но для достиженія ея живутъ въ подвигахъ и даже возлагаютъ на себя самый великій изъ нихъ — дѣвство. Но перѣдко и такіе подвижники погибаютъ для вѣчнаго блаженства. Это бываетъ тогда, когда они, подобно неразумнымъ дѣвамъ, оказываются безъ елея, т. е. безъ любви, безъ которой не раскроется и не возгорится въ насъ благодать Святаго Духа. Слѣдовало бы имъ помнить слова Ап. Павла: аще языки человѣческими глаголю и ангельскими, любве же не имамъ, быхъ яко мѣдь звенящи... И аще... вѣмъ тайны вся и весь разумъ, и аще имамъ всю вѣру, яко и горы преставляти, любве же не имамъ, ничтоже есмь. И аще раздамъ вся имѣнія моя, и аще предамъ тѣло мое во еже сжещи е, любве же не имамъ, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 1-3).

Такъ мало среди насъ можно найти людей, которые идутъ правильнымъ путемъ къ раскрытію въ себѣ крещенской благодати, — къ осуществленію цѣли христіанской жизни и достиженію вѣчнаго спасенія. Вотъ почему Господь сказалъ: узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14).

Въ такомъ случаѣ, какъ же, возлюбленные, спастись намъ, грѣшнымъ и немощнымъ людямъ, какъ раскрыть въ себѣ крещенскую благодать Святаго Духа? — По ученію Священнаго Писанія и св. отцовъ Церкви, сія благодать раскрывается исполненіемъ божественныхъ заповѣдей и, въ особенности, смиреніемъ. Послѣднее лежитъ въ основѣ всѣхъ заповѣдей. Оно есть самое главное средство къ раскрытію, или стяжанію благодати Святаго Духа. Пользуясь этимъ средствомъ, мы можемъ спастись и безъ особыхъ подвиговъ.

Будемъ всегда помнить случай изъ жизни преп. Антонія Великаго. Однажды въ его умѣ возникъ помыслъ: есть ли еще на землѣ подобный ему подвижникъ? И вотъ, Духъ Святый привелъ его въ Александрію, въ бѣдную хижину одного башмачника. На вопросы Великаго Антонія разсказать ему о своихъ подвигахъ, башмачникъ отвѣтилъ: «Я не знаю, чтобы когда-нибудь дѣлалъ какое либо добро; почему, вставши утромъ прежде, чѣмъ сяду за работу, говорю: всѣ въ этомъ городѣ отъ мала до велика войдутъ въ Царствіе небесное за свои добрыя дѣла; одинъ я за грѣхи мои осужденъ буду на вѣчныя муки. Это же самое отъ всего своего сердца повторяю я и вечеромъ передъ сномъ». Услышавъ это, св. Антоній созналъ, что, точно, не достигъ еще такой глубины смиренія.

Вотъ какое великое значеніе имѣетъ для насъ смиреніе. Да поможетъ намъ Господь всегда къ нему стремиться. Будемъ только стараться не по фарисейски, лицемѣрно, а искренно и отъ всего сердца смиряться передъ Богомъ, сознавая свою грѣховность и ничтожество передъ Нимъ. Въ особенности же будемъ смиряться передъ своими ближними, всячески искореняя изъ сердца осужденіе ихъ. Для этого не будемъ выискивать одни только недостатки у нашихъ ближнихъ, но будемъ стараться обращать вниманіе на ихъ достоинства. Такимъ смиреніемъ мы раскроемъ въ себѣ крещенскую благодать Святаго Духа и къ намъ будутъ примѣнены слова Божественнаго Писанія: Господь... смиреннымъ... даетъ благодать (Іак. 4, 6), и: смиренныя духомъ спасетъ (Псал. 33, 19). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св Николая г. Софіи 6 января 1931 г.
[2] Твор. св. Василія Великаго. т. I, «О Святомъ Духѣ», гл. 16, стр. 160; преп. Сѵмеона Новаго Богослова. Слова, вып. II, стр. 394. М. 1890.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 72-75.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0