Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово на день праздника святителя Николая.
О смиреніи
[1].

Каждый разъ, когда св. Церковь празднуетъ память святителя, то за литургіей въ евангельскомъ чтеніи она предлагаетъ нашему вниманію заповѣди Христа о блаженствахъ. И вотъ на что мнѣ хотѣлось бы нынѣ, въ день памяти святителя Николая Чудотворца, обратить вниманіе ваше, возлюбленные во Христѣ братія и сестры: почему въ началѣ сихъ заповѣдей Господь ублажаетъ нищету духовную, т. е. смиреніе?

Отвѣтъ на этотъ вопросъ содержится въ словахъ тропаря въ честь св. Николая Угодника: «Смиреніемъ стяжалъ еси высокая, нищетою богатая». Изъ этихъ словъ явствуетъ, что вся высота нравственной христіанской жизни и все богатство благодати Св. Духа пріобрѣтаются смиреніемъ. Оно есть основа всего нашего спасенія. Отсюда понятно, почему Господь положилъ въ основу всѣхъ Своихъ заповѣдей блаженства заповѣдь о смиреніи.

Безъ смиренія нельзя плакать о грѣхахъ, ибо какъ гордый будетъ плакать о грѣхахъ своихъ, когда онъ не сознаетъ въ себѣ этихъ грѣховъ, себя всегда оправдывая, а другихъ обвиняя? Безъ смиренія нельзя быть кроткимъ, ибо гордый не прощаетъ обидъ. Безъ смиренія нельзя алкать и жаждать правды Христовой, ибо гордый алчетъ и жаждетъ только того, чтобы всѣ считали за правду его собственные взгляды, хотя бы они были ложными. Безъ смиренія нельзя быть милостивымъ, ибо гордые жестокосерды. Безъ смиренія нельзя имѣть чистаго сердца, ибо гордыня есть вмѣстилище всякаго нечестія и пороковъ. Безъ смиренія нельзя быть и миротворцемъ: гордость не только не содѣйствуетъ миру, но она есть источникъ злобы, вражды и всякой смуты среди людей. Безъ смиренія нельзя взять на себя подвигъ быть гонимымъ за правду Христову, а тѣмъ болѣе нельзя переносить поношеніе, изгнаніе и всякую клевету ради Христа, ибо гордый можетъ быть гонимымъ и терпѣть всѣ несчастья, вплоть до смерти, но только ради своей гордыни.

Такимъ образомъ, безъ смиренія нельзя ступить и шага для совершенія истинно xристіанскаго добраго дѣла, которое, будучи основаннымъ на смиреніи, имъ сопровождается и отличается, какъ самою характерною чертою. Эту истину Господь засвидѣтельствовалъ въ Своей нагорной проповѣди не только тѣмъ, что поставилъ на первомъ мѣстѣ заповѣдь о смиреніи, но и тѣми словами Своими, въ которыхъ заповѣдалъ намъ совершать тайно милостыню, молитву и постъ и такъ творить добрыя дѣла, чтобы лѣвая рука наша не знала, чтó дѣлаетъ правая (Матѳ. 6, 3). Вотъ почему св. угодники Божіи, эти истинные ученики Христовы, старались скрывать свои добрыя дѣла отъ взора другихъ. Нѣкогда св. Пимена Великаго спросили, какая добродѣтель самая высшая. Онъ сказалъ: «та, которая совершается тайно».

Памятуя ученіе Христа о значеніи смиренія для христіанской жизни, зная, что добродѣтельная жизнь святыхъ была проникнута смиреніемъ и имъ отличалась, какъ самымъ существеннымъ своимъ свойствомъ, потщимся и мы, возлюбленные, имѣть смиреніе, безъ котораго никогда мы не сдѣлаемся истинными христіанами.

Конечно, пріобрѣтеніе смиренія есть самый трудный изъ всѣхъ подвиговъ. Нерѣдко даже Самъ Господь, посылая намъ великія испытанія и скорби, не можетъ заставить насъ смириться, что мы знаемъ съ вами, возлюбленныя о Христѣ чада, по опыту своей жизни. Однако, безъ смиренія мы никогда не достигнемъ спасенія. Поэтому потщимся его пріобрѣсти хотя бы сначала въ самомъ простомъ и первоначальномъ его видѣ, т. е. будемъ сознавать свою грѣховность и ничтожество передъ Богомъ. Конечно, невелика заслуга сознавать передъ Богомъ свои грѣхи, когда послѣдніе такъ очевидны и для насъ и для другихъ. Но если мы пріобрѣтемъ это первоначальное смиреніе, то приблизимся и къ высшему его виду, который состоитъ въ томъ, чтобы считать себя хуже другихъ. Это смиреніе весьма цѣнно въ очахъ Божіихъ. Вотъ почему Господь сказалъ: смиряяй себе вознесется (Лук. 18, 14).

Только достигнувъ такой степени смиренія, мы сможемъ пріобрѣсти самый высшій и совершенный его видъ, который заключается въ томъ, чтобы мы всѣ свои добрыя дѣла приписывали не своимъ силамъ, а Богу и вмѣстѣ съ божественнымъ Псалмопѣвцемъ отъ всего сердца говорили: Не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему даждь славу (Псал. 113, 9). Тогда-то мы и будемъ способны въ совершенствѣ исполнять всѣ божественныя заповѣди. Будемъ помнить слова Ап. Павла: вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Флп. 4, 13). Эти слова говорятъ намъ о томъ, что при помощи Божіей мы можемъ совершить и самый трудный подвигъ, т. е. пріобрѣсти истинное, совершенное смиреніе.

Поэтому будемъ просить Господа, чтобы Онъ, молитвами святыхъ и нынѣ празднуемаго Церковыо святителя Николая, помогъ намъ достигнуть сей великой, основной добродѣтели. Когда мы пріобрѣтемъ смиреніе, то на собственномъ опытѣ узнаемъ, почему Господь на первомъ мѣстѣ въ Своихь заповѣдяхъ о блаженствахъ поставилъ заповѣдь о нищетѣ духовной. Тогда мы станемъ истинными послѣдователями Христа, носителями всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей, и въ нашей жизни исполнятся слова Христовы: Тако да просвѣтится, свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 6 Декабря 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 42-44.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0