Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово въ Великій пятокъ.
О любви ко Христу
[1].

Опять св. Церковь созвала насъ, чадъ своихъ, ко гробу нашего Спасителя. Опять она побуждаетъ насъ дивнымъ трогательнымъ богослуженіемъ вспомнить крестную смерть нашего Господа съ ея великими тѣлесными и душевными страданіями. И мы, проникаясь этими воспоминаніями вмѣстѣ съ Церковью, сознаемъ, что сіи страданія и смерть Господь воспріялъ для нашего спасенія. Ради насъ Онъ смертельно тосковалъ въ Геѳсиманскомъ саду и просилъ учениковъ Своихъ побыть съ Нимъ. Ради насъ Онъ претерпѣлъ безбожный судъ у первосвященниковъ Анны и Каіафы, а затѣмъ у Пилата. Ради насъ Онъ, привязанный къ столбу, перенесъ оплеваніе, заушеніе, біеніе и былъ увѣнчанъ терновымъ вѣнцомъ. Ради насъ Онъ былъ невинно осужденъ на смерть. Ради насъ Онъ былъ оставленъ не только всѣми людьми, но и Своими учениками. Чтобы до дна испить всю чашу страданій, Спаситель былъ даже оставленъ Своимъ Божественнымъ Отцомъ, почему и воскликнулъ на крестѣ: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставилъ (Матѳ. 27, 46)?

Всѣ эти величайшія муки и крестную смерть перенесъ Господь для того, чтобы снять съ насъ божественное проклятіе, которому подвергся человѣческій родъ за прародительскій грѣхъ, и вновь даровать намъ благодать Святаго Духа для стяжанія святой и блаженной жизни въ единеніи со Христомъ навѣки въ Его неизреченномъ Царствѣ.

Что же, неужели мы, сознавая всю спасительную для насъ силу страданій и смерти Господа, уйдемъ сейчасъ отъ Его гроба только для того, чтобы какъ можно скорѣе заглушить въ себѣ это сознаніе водоворотомъ житейской суеты?! Если мы, возлюбленные, такъ поступали доселѣ, то да не будетъ этого съ нами впредь. Уйдемъ отсюда не только съ сознаніемъ спасительнаго для насъ значенія страданій и смерти Христа, но и съ любовью къ Нему, конечно, съ любовью истинною, т. е. жертвенною, ибо любовь къ Богу не можетъ быть безъ подвига, безъ самопожертвованія, безъ страданій ради Христа.

О, если бы мы ушли отъ сего гроба, какъ нѣкогда ушелъ отъ Умершаго на Голгоѳѣ св. Іоаннъ Богословъ. Онъ былъ настолько объятъ любовью ко Христу, что ее не могла преодолѣть грозившая ему смертельная опасность. Движимый этою любовью, онъ не могъ оставить Своего Божественнаго Учителя, и за это Господь удостоилъ его великой, безподобной чести, усыновивъ его Пречистой Своей Матери. О, если бы мы ушли отъ сего гроба, какъ ушелъ отъ креста сотникъ. Видя, какъ природа содрогнулась отъ страданій и смерти Христа, онъ исповѣдалъ Его открыто Сыномъ Божіимъ, а впослѣдствіи пострадалъ за Него, какъ священномученикъ Православной Церкви Христовой. О, если бы мы ушли отъ сего гроба, какъ св. жены мѵроносицы ушли отъ умершаго Христа, съ Которымъ ничто на свѣтѣ не могло ихъ разлучить. О, если бы мы ушли отъ гроба сего съ такою любовію ко Христу, какую имѣлъ величайшій Апостолъ Павелъ. Объятый ею, онъ говорилъ: Кто ны разлучитъ отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечь? якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день; вмѣнихомся якоже овцы заколенія... извѣстихся бо, яко ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 8, 35-36. 38-39).

Такой жертвенной любви къ Богу отъ насъ требуетъ и Самъ Спаситель, когда говоритъ: иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возьметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34). Аще кто грядетъ ко Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего и матерь, и жену, и чадъ, и братію, и сестръ, еще же и душу свою, не можетъ Мой быти ученикъ (Лук. 14, 26).

И не потому Господь требуетъ отъ насъ любви къ Себѣ съ полною нашею самоотверженностью, что Онъ въ этомъ имѣетъ нужду. Онъ требуетъ отъ насъ такой любви потому, что мы сами въ ней нуждаемся, если хотимъ себѣ спасенія, ибо безъ самоотверженнной любви къ Богу, какъ духовной божественной силы, мы будемъ безсильны исполнять заповѣди Христа. Вотъ почему на тайной вечери Онъ говорилъ ученикамъ: Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15). Аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ... не любяй Мя словесъ Моихъ не соблюдаетъ (Іоан. 14, 23-24).

Да, нелегко намъ, столь приверженнымъ къ земному, возымѣть любовь ко Христу. Но безъ нея мы не только никогда не сможемъ слѣдовать за Нимъ, быть Его учениками и любить своихъ ближнихъ, но будемъ самыми несчастными и навѣки погибшими людьми. Вотъ почему Господь сказалъ: Азъ есмь лоза, вы же рождіе (вѣтви)... аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ, якоже розга, и изсышетъ; и собираютъ ю, и во огнь влагаютъ, и сгараетъ (Іоан. 15, 5-6). И св. Ап. Павелъ на тѣхъ, кто не имѣетъ любви ко Христу, смотритъ, какъ на погибшихъ, ибо такихъ христіанъ онъ предаетъ анаѳемѣ, говоря: Аще кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ проклятъ (1 Кор. 16, 22).

Да, нелегко возымѣть любовь ко Христу; зато какія великія обѣтованія Господь далъ любящимъ Его. Аще пребудете во Мнѣ, говоритъ Онъ, и глаголы Мои въ васъ пребудутъ, егоже аще хощете, просите, и будетъ вамъ (Іоан. 15, 7). Аще... пребудете въ любви Моей... радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (будетъ совершенна) (Іоан. 15, 10-11). Имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21). Аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ; и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидема, и обитель у него сотворима (Іоан. 14, 23).

Вотъ что обѣщаетъ Господь тому, кто имѣетъ къ Нему любовь. Онъ обѣщаетъ исполнить всѣ его молитвы. Онъ обѣщаетъ пролить въ его душу Свою божественную радость. Онъ обѣщаетъ ему явиться и вселиться въ него вмѣстѣ съ Отцомъ Своимъ и Божественнымъ Духомъ и такимъ образомъ содѣлать его сердце, еще здѣсь на землѣ, обителью всей Святой Троицы.

Поэтому потщимся, возлюбленныя о Христѣ чада, уйти отъ сего гроба съ истинной любовію ко Христу или, по крайней мѣрѣ, съ твердою рѣшимостью возгрѣть въ себѣ сію великую блаженную любовь. Правда, она не сразу раскроется въ нашихъ сердцахъ. Этой любви предшествуетъ великій подвигъ. Она требуетъ отъ насъ кровавой, мучительной борьбы съ нашими страстями, съ міромъ, лежащимъ во злѣ, а въ особенности съ діаволомъ, самымъ первымъ и опаснымъ врагомъ на пути къ пріобрѣтенію сей любви. Но пусть сейчасъ возникнетъ въ душѣ нашей только рѣшимость, во что бы то ни стало пріобрѣсти эту любовь ко Христу. Господь, помогающій всякому доброму дѣлу, поможетъ намъ и въ осуществленіи сей нашей святой рѣшимости. Какъ же Онъ не поможетъ намъ возымѣть эту любовь къ Нему, когда для стяжанія нами этой любви, т. е. для соединенія людей съ Богомъ Христосъ и пострадалъ и умеръ на крестѣ?! Увы, мы очень нерадивы о своемъ спасеніи. Мы часто прилагаемъ всѣ свои усилія для пріобрѣтенія того, что не нужно для нашего спасенія, и совсѣмъ не заботимся пріобрѣтать то, что для насъ спасительно. Поэтому будемъ такъ молиться Іисусу Христу, за насъ страдавшему и умершему: «Господи, Ты сказалъ: безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Зажги же Самъ въ сердцахъ нашихъ огонь любви къ Тебѣ, и пусть сей божественный огонь болѣе и болѣе пламенѣетъ въ насъ и ярко горитъ въ нашей жизни, чтобы мы могли всегда служить Тебѣ и прославлять Тебя своею чистою, христіанскою жизнью, быть Твоими истинными чадами и наслѣдовать блаженство Твоего Небеснаго Царствія. Пусть исполнятся на насъ Твои божественныя слова: аще кто Мнѣ служитъ, Мнѣ да послѣдствуетъ, и идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26). Отче, ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу Мою, юже далъ еси Мнѣ, яко возлюбилъ Мя еси прежде сложенія міра (Іоан. 17, 24)». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи въ 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 35-38.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0