Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово въ день праздника Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.
О великомъ значеніи Пречистой Дѣвы Маріи въ дѣлѣ нашего спасенія
[1].

«Днесь спасенія нашего главизна... Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ...» Вотъ слова тропаря въ честь праздника Благовѣщенія, на которыя мнѣ хотѣлось бы, мои возлюбленныя о Христѣ братія и сестры, обратить особенное ваше вниманіе. Эти слова показываютъ намъ, что при благовѣщеніи Архангела Гавріила Пречистой Дѣвѣ Маріи началось наше спасеніе черезъ зачатіе, или воплощеніе отъ Нея Сына Божія.

Св. Іоаннъ Златоустъ указываетъ намъ даже самый моментъ, когда сіе совершилось. По его богомудрому толкованію евангельскаго повѣствованія о Благовѣщеніи, зачатіе Бога Слова произошло послѣ словъ Дѣвы Маріи, сказанныхъ Архангелу Гавріилу: се раба Господня; буди Мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38).

Почему же эти слова Пречистой Дѣвы Маріи, спрашиваетъ св. Іоаннъ Златоустъ, имѣли такое великое значеніе въ дѣлѣ нашего спасенія? — Потому, отвѣчаетъ онъ, что въ нихъ Пречистая Дѣва явила величайшую вѣру, основанную на Ея поразительномъ смиреніи. Услышавши отъ Архангела Гавріила, что Она будетъ матерью Сына Божія чрезъ сверхъ-естественное и безподобное въ мірѣ рожденіе, Пречистая Дѣва Марія не возомнила о Себѣ, не впала въ грѣхъ гордости, но смирила Себя до послѣдней степени, сказавши: се раба Господня; буди Мнѣ по глаголу твоему. Объясняя эти слова, великій святитель говоритъ: «Какъ невѣріемъ въ слова Божіи, происшедшимъ изъ гордости первой жены — Евы, мы погибли, такъ вѣрою въ слова Божіи Пречистой Дѣвы Маріи, исшедшею изъ Ея изумительнаго смиренія, мы спаслись».

О великомъ спасительномъ значеніи для насъ Божіей Матери мы должны сказать, что она участвуетъ въ дѣлѣ нашего спасенія не внѣшнимъ образомъ, какъ Ангелы и святые, содѣйствующіе сему дѣлу своими молитвами. Матерь Божія входитъ въ дѣло нашего спасенія самымъ тѣснымъ, внутреннимъ образомъ, ибо Она дала плоть Сыну Божію изъ Своей пречистой утробы.

Сіе великое спасительное значеніе Божіей Матери станетъ для насъ еще болѣе понятнымъ, если мы будемъ помнить, что безъ воплощенія Господь не могъ бы спасти насъ отъ смерти и даровать намъ вѣчную блаженную жизнь. Въ своемъ дивномъ твореніи: « О воплощеніи Бога Слова » св. Аѳанасій Александрійскій спрашиваетъ: развѣ не могъ Господь, какъ всемогущій, спасти насъ отъ смерти однимъ Своимъ словомъ; зачѣмъ для сего необходимо было воплощеніе Сына Божія? Конечно, говоритъ св. Аѳанасій, Господь однимъ Своимъ словомъ: «да не умираетъ человѣкъ» могъ избавить насъ отъ смерти. По тогда Онъ оказался бы невѣрнымъ Своему слову, ибо Имъ вначалѣ было вынесено опредѣленіе человѣку: «смертію да умреши», которое и вошло въ силу послѣ грѣхопаденія Адама и Евы. Затѣмъ, продолжаетъ великій св. отецъ, если бы человѣкъ внѣшнимъ образомъ — въ силу одного только всемогущаго божественнаго слова, удерживался отъ смерти, то природа его въ своей сущности все же оставалась бы смертной. Поэтому необходимо было Богу, во-первыхъ, привить человѣческую бренную природу къ безсмертному Божеству, что и совершилось черезъ воплощеніе Господа, а во-вторыхъ необходимо было Богу уже послѣ Его воплощенія и смерти умертвить въ человѣческой природѣ самую смерть, что и осуществилось черезъ воскресеніе Христа.

Такъ, по свидѣтельству св. Аѳанасія Александрійскаго, явствуетъ вся необходимость воплощенія Сына Божія для нашего спасенія и, слѣдовательно, все великое значеніе въ семъ дѣлѣ Пречистой Дѣвы Маріи.

Этого мало. Господь сказалъ: Аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате вь себѣ. Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животь вѣчный, и Азъ воскрешу его въ послѣдній день (Іоан. 6, 53-54). Такимъ образомъ, по ученію Спасителя, безъ причащенія Его Тѣла и Крови нѣтъ намъ спасенія — мы погибнемъ навѣки. Откуда же, спрашиваетъ Еп. Ѳеофанъ Затворникъ, это Тѣло и эта Кровь Христовы, которыя мы вкушаемъ въ величайшемъ таинствѣ Евхаристіи? — Изъ той же утробы, отвѣчаетъ онъ, Пречистой Дѣвы Маріи.

Такимъ образомъ, какъ при воплощеніи Пресвятая Дѣва дивно участвовала въ дѣлѣ нашего спасенія, давши плоть Сыну Божію, такъ продолжаетъ Она участвовать въ семъ дѣлѣ черезъ таинство св. Причащенія, въ которомъ подаются намъ Тѣло и Кровь Христа, взятыя изъ той же пречистой Ея утробы.

Какой же изъ всего сказаннаго нами слѣдуетъ выводъ?

Если такъ велико значеніе Пречистой Божіей Матери въ дѣлѣ нашего спасенія, то какъ же велико Ея молитвенное дерзновеніе передъ Ея Сыномъ, Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ?! Оно несравненно превосходитъ молитвенное дерзновеніе всѣхъ Ангеловъ и святыхъ, взятыхъ вмѣстѣ.

Поэтому будемъ съ непостыднымъ упованіемъ умолять Пречистую Дѣву Марію, какъ самую великую и несравненную нашу Заступницу, объ избавленіи насъ отъ всякихъ бѣдъ и напастей.

Исторія христіанской Церкви свидѣтельствуетъ, какъ Матерь Божія, въ силу Своего величайшаго дерзновенія передъ Богомъ, спасала христіанъ отъ всякихъ бѣдъ. Она была виновницей обращенія на путь спасительной жизни такихъ великихъ грѣшниковъ, каковыми были преп. Марія Египетская и блаженный Ѳеофилъ. Пречистая Дѣва Марія, ради молитвъ предъ Ея Владимірскимъ чудотворнымъ образомъ, спасла Россію отъ грознаго нашествія татарскаго хана Тамерлана въ 1395 г. Она дивно спасла русскихъ православныхъ людей при царѣ Василіи Шуйскомъ во время осады шведами Тихвинской Обители, за святыя молитвы предъ Ея Тихвинскою чудотворною иконою. Она явила заступленіе русскому народу ради молитвъ предъ Ея чудотворнымъ Смоленскимъ образомъ во время нашествія Наполеона А въ 1877 году Она оказала намъ дивную помощь въ войнѣ съ турками, когда послѣдніе были устрашены видѣніемъ на яву въ воздухѣ Божіей Матери, окруженной безчисленнымъ небеснымъ воинствомъ Ангельскихъ силъ.

Замѣчательно, что самымъ послѣдннмъ дѣломъ заступленія Божіей Матери будетъ Ея ходатайство за грѣшниковъ предъ Господомъ на страшномъ Его судѣ. Это открыто было Богомъ преподобному Григорію, ученику великаго угодника Божіяго Василія Новаго. Въ видѣніи онъ созерцалъ будущій страшный судъ Христа и видѣлъ преподобный, какъ Матерь Божія заградила шествіе въ адъ многихъ грѣшниковъ, уже осужденныхъ праведнымъ судомъ Ея Сына. Она стала умолять Христа избавить ихъ отъ вѣчныхъ мукъ ради любви, которую имѣли они къ ближнимъ во время земной жизни, несмотря на то, что передъ смертью не успѣли покаяться въ нѣкоторыхъ грѣхахъ своихъ. И Господь въ послѣдній разъ исполнилъ молитву Своей Пречистой Матери.

Если мы въ лицѣ Божіей Матери имѣемъ такую всесильную Заступницу, Которая можетъ отмѣнить правосудное опредѣленіе Господа касательно грѣшниковъ и избавлять ихъ отъ великихъ бѣдъ, то почему же Она не избавляетъ насъ отъ настоящихъ великихъ нашихъ бѣдствій? Развѣ мы не молимся Ей? — Да, мы молимся. Но, къ сожалѣнію, плохо каемся или совсѣмъ не каемся. Правда, мы сознаемъ свои грѣхи и даже сокрушаемся о нихъ, но это еще не есть истинное покаяніе. Истинное покаяніе состоитъ въ рѣшительной перемѣнѣ грѣховной жизни на жизнь святую. Истинное покаяніе будетъ у насъ только тогда, когда мы будемъ подобны блудному сыну, который не ограничился только сокрушеннымъ сознаніемъ своихъ грѣховъ, но всталъ, оставилъ свою преступную, гибельную жизнь, пошелъ для новой жизни къ отцу своему и получилъ отъ него великую милость и любовь.

Такъ надо каяться и намъ. Будемъ помнить, что грѣхи наши — это первая и самая главная причина всѣхъ нашихъ несчастій. Недаромъ Господь, прежде чѣмъ исцѣлить разслабленнаго, сказалъ ему: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5). Эти грѣхи, въ особенности гордость съ ея исчадіями — невѣріемъ и богоотступничествомъ, навлекаютъ на насъ гнѣвъ правосуднаго Господа. И только покаяніе, съ нашей рѣшимостію не возвращаться болѣе къ прежнимъ грѣхамъ, есть главная причина для проявленія въ нашей жизни неизреченнаго божественнаго милосердія.

Самъ Господь, ради молитвъ Его Пречистой Матери, да наставитъ насъ на путь рѣшительнаго истиннаго покаянія во всѣхъ грѣхахъ нашихъ.

Если такъ мы будемъ каяться, то Матерь Божія никогда не отвратится отъ насъ и исполнитъ всѣ наши молитвы. Зная всю великую спасительную для насъ силу покаянія, св. Церковь требуетъ, чтобы наши молитвы къ Божіей Матери исходили изъ глубины нашего смиреннаго и сокрушеннаго сердца. Поэтому будемъ, возлюбленные, всегда въ покаяніи умолять Пречистую Дѣву Марію о своемъ спасеніи, прибѣгая къ Матери Божіей съ такими словами церковной молитвы: «Къ Богородицѣ прилежно нынѣ притецемъ грѣшніи и смиренніи, и припадемъ въ покаяніи зовуще изъ глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаемъ отъ множества прегрѣшеній, не отврати Твоя рабы тщи: Тя бо и Едину надежду имамы». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено вь Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 25 марта 1925 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 31-35.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0