Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.)
Слово на праздникъ Рождества Христова.
О благахъ, дарованныхъ намъ Рождествомъ Христовымъ
[1].

Привѣтствую васъ, возлюбленные во Христѣ братія и сестры, съ праздникомъ Рождества Христова, который является для насъ послѣ Пасхи самымъ великимъ праздникомъ. Такое значеніе Рождества Христова объясняется тѣми неизреченными благами, которыя оно намъ даровало. Объ этихъ благахъ говоритъ намъ рождественское богослуженіе. Вотъ что мы слышали нынѣ за литургіей изъ посланія Ап. Павла къ Галатамъ: Егда же пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына Своего Единороднаго, раждаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя   и с к у п и т ъ,   да   в с ы н о в л е н і е   воспріимемъ. И понеже есте сынове, посла Богъ   Д у х а   С ы н а   С в о е г о   въ сердца ваша... Тѣмже уже нѣси рабъ, но сынъ; аще ли же сынъ, и   н а с л ѣ д н и к ъ   Б о ж і й  (Гал. 4, 4-7).

Итакъ, первымъ благомъ, которое даровано намъ Рождествомъ Христовымъ, является наше искупленіе. Ап. Павелъ не указываетъ, отъ чего именно искупилъ насъ Господь. Но въ томъ же своемъ посланіи онъ говоритъ: Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятва (Гал. 3, 13). Такимъ образомъ, Господь родился прежде всего для того, чтобы искупить насъ отъ проклятія, наложеннаго на насъ Богомъ послѣ грѣхопаденія первыхъ людей. Это проклятіе, главнымъ образомъ, состояло въ томъ, что Господь за грѣхъ Адама и Евы изгналъ ихъ изъ рая и съ тѣхъ поръ лишилъ насъ блаженнаго единенія съ Собою. Этотъ разрывъ между Богомъ и людьми не ограничивался смертью человѣка. Разъединеніе наше съ Богомъ продолжалось и въ загробной жизни; его не могли избѣжать даже ветхозавѣтные праведники, вплоть до Іоанна Крестителя. Насколько ужасно это разъединеніе, объ этомъ свидѣтельствуетъ предсмертный вопль Іисуса Христа на крестѣ: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ (Матѳ. 27, 46)? Тамъ, на крестѣ, проклятіе человѣчества Богомъ было явлено во всей своей потрясающей силѣ и разразилось на Божественномъ Страдальцѣ. Но тамъ же на крестѣ, кровію Спасителя, проклятіе было уничтожено вмѣстѣ съ его причиною — грѣхомъ Адама. Ибо тотчасъ послѣ смерти Своей Господь сошелъ въ адъ, вывелъ оттуда души праведниковъ и водворилъ ихъ въ небесномъ Царствѣ для вѣчнаго и блаженнаго единенія съ Собою.

Вотъ когда разрушилась между Богомъ и людьми вражда, начавшаяся съ нашего проклятія, и на землѣ водворился тотъ миръ, который воспѣтъ былъ Ангелами еще при рожденіи Спасителя и ради котораго родился Господь.

Вторымъ неизреченнымъ благомъ, для дарованія котораго людямъ родился Господь, по словамъ Ап. Павла, является наше всыновленіе. Это благо также не было дано намъ въ самый моментъ Рождества Христова. Оно было только цѣлью рожденія Христа. Уничтоженіе на крестѣ нашего проклятія кровію и смертію Единороднаго Сына Божія даровало всѣмъ людямъ безъ исключенія право быть сынами Божіими. Но мы воспринимаемъ это сыновство только тогда, когда возрождаемся въ купели св. крещенія для христіанской святой жизни, отрекаясь отъ всего грѣховнаго и плотского.

Тогда же при крещеніи мы получаемъ въ таинствѣ св. мѵропомазанія третье неизреченное благо, о которомъ говоритъ Ап. Павелъ — возращающую и укрѣпляющую насъ въ святой жизни благодать Святаго Духа. Она есть внутренній источникъ истины, силы для борьбы со грѣхомъ и радости. Въ раскрытіи сей благодати посредствомъ исполненія заповѣдей Божіихъ должна заключаться цѣль всей нашей жизни.

Господу угодно было, по Его неизреченной любви, даровать намъ въ Рождествѣ Христовомъ и четвертое благо — Свое божественное наслѣдство, о которомъ говоритъ Ап. Павелъ: Аще ли же сынъ, и наслѣдникъ Божій Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 7). Подъ этимъ наслѣдствомъ надо разумѣть участіе наше въ божественной славѣ Христа въ Его вѣчномъ небесномъ Царствіи, о чемъ Онъ такъ говоритъ въ Своей первосвященнической молитвѣ: Отче, ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу Мою, юже далъ еси Мнѣ (Іоан. 17, 24; ср.: Іоан. 14, 3). Сіе участіе наше въ будущей божественной славѣ, конечно, надо понимать не только, какъ внѣшнее созерцаніе Бога, но и какъ внутреннее блаженное проникновеніе всего нашего существа этою благодатною славою, что отчасти было испытано Апостолами, когда они видѣли преобразившагося Господа на горѣ Ѳаворской. Объ этой славѣ такъ говоритъ Ап. Іоаннъ Богословъ: Возлюбленніи, нынѣ чада Божія есмы, и не у явися, (еще не открылось) что будемъ: вѣмы же, яко, егда явится, подобни Ему будемъ, ибо узримъ Его, якоже есть (1 Іоан. 3, 2). Вотъ какое наслѣдство насъ ожидаетъ въ будущей жизни: мы будемъ такъ прославлены, что сдѣлаемся подобными Богу, т. е. богами по благодати. Причемъ, мы уже не отпадемъ отъ этой божественной славы, какъ отпалъ отъ нея нѣкогда денница, ибо она будетъ вѣчнымъ нашимъ достояніемъ.

Впрочемъ, Господь настолько любитъ насъ, что дѣлаетъ насъ участниками Своей славы еще въ земной нашей жизни, въ таинствѣ св. Причащенія. О, если бы мы всегда достойно, т. е. съ истиннымъ покаяніемъ причащались Тѣла и Крови Христа! Тогда мы опытно узнали бы, чтó значитъ быть наслѣдниками Божіими, такъ какъ испытали бы такое блаженство, какое ощущали всѣ святые послѣ причащенія и которое, по ученію св. Сѵмеона Новаго Богослова, надо разумѣть въ словахъ Священнаго Писанія : ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9).

Вотъ всѣ тѣ неизреченныя блага, ради которыхъ Господь родился на землѣ. Въ нихъ все наше спасеніе, а также истинное счастье и здѣсь, и въ будущей жизни.

Празднуя нынѣ Рождество Христово, какъ источникъ сихъ благъ, св. Церковь призываетъ всѣхъ своихъ чадъ славить родившагося Господа. И пусть никакія скорби не мѣшаютъ намъ изливать радостное праздничное чувство. Всѣ наши скорби должны померкнуть въ сравненіи съ тѣмъ, чтó даровано намъ Рождествомъ Христа.

Поэтому, памятуя, что въ силу этого Рождества мы искуплены отъ проклятія, что мы теперь чада Божіи, имѣющія въ себѣ благодать Святаго Духа, что мы уже сейчасъ обожаемся въ св. Причащеніи, а послѣ своей смерти и всеобщаго воскресенія воспріимемъ въ себя въ полнотѣ всю божественную славу и блаженство, будемъ вмѣстѣ съ Церковью отъ всего своего сердца съ чувствомъ великой благодарности и радости славить родившагося Господа словами дивной церковной пѣсни: «Христосъ раждается, славите. Христосъ съ небесъ, срящите. Христосъ на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселіемъ воспойте, людіе, яко прославися». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Русскомъ Посольскомъ храмѣ св. Николая г. Софіи 25 декабря 1924 г.

Источникъ: Архіепископъ Серафимъ (Соболевъ). Проповѣди. — Софія, 1944. — С. 21-23.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0