Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Серафимъ Аретинскій († 1886 г.)
Слово на Новый Годъ.

Есть, братія, дни, часы и минуты, отъ которыхъ зависитъ участь мѣсяцевъ и годовъ, — нерѣдко судьба всей временной и даже вѣчной нашей жизни. Таковы дни и часы, когда мы избираемъ новый родъ жизни, вступаемъ въ новое званіе или состояніе, предпринимаемъ или начинаемъ какое либо важное дѣло. Таковы часы и минуты предсмертные. Благоразумный разбойникъ за кратковременное покаяніе на крестѣ сподобился рая. Явно-грѣшница Таисія принесла Богу единочасное покаяніе съ такою теплотою сердечною, какой многіе, каясь въ продолженіи многихъ лѣтъ, не являютъ предъ Богомъ, — и за то удостоена блаженной вѣчности [1].

Таковъ, между прочимъ, и настоящій день наступившаго новаго года. Проведенный въ подобающемъ благонастроеніи мыслей, чувствъ, желаній и намѣреній и въ приличныхъ ему благихъ дѣлахъ, день сей можетъ нѣкоторымъ образомъ исправить наше прошедшее, — восполнить недостатки и опущенія, загладить грѣхи не только прошедшаго года, но и всей прошедшей жизни, благоустроить и обезопасить наше будущее — весь наступившій годъ, а можетъ быть, и все остальное время нашей жизни и даже всю нескончаемую нашу вѣчность.

Какъ долженъ быть проведенъ нами настоящій день, чтобы онъ могъ имѣть благотворное вліяніе на наше прошедшее и будущее? Какія мысли, чувствованія и занятія ему приличны?

Мы стоимъ нынѣ, братія, на предѣлѣ прошедшаго и наступившаго года, между всею прошедшею и остальною нашею на землѣ: посему благовременно намъ нынѣ, во первыхъ, озрѣться на свое прошедшее, потомъ, простирая взоръ свой въ будущее, сообразно съ тѣмъ, каковы мы были по нравственнному состоянію въ прошедшемъ? Куда стремились и чего искали? Искалиль царствія Божія и правды его (Матѳ. 6, 33)? — или преслѣдовали суетныя блага міра сего, — заботились о пріобрѣтеніи или умноженіи богатства, домогались почестей и славы вѣка сего, жаждали удовольствій временныхъ и чувственныхъ? Въ какихъ занятіяхъ наиболѣе проводили время? Чаще ли занимались богомысліемъ и молитвою, чтеніемъ слова Божія и другихъ душеспасительныхъ книгъ, благочестивыми собесѣдованіями? Или — помышленіями о земномъ, суетными бесѣдами, чтеніемъ книгъ не назидающихъ, а развлекающихъ или даже развращающихъ? Охотнѣе ли мы посѣщали храмъ Божій, или мѣста общественныхъ увеселеній? Усерднѣе ли упражнялись въ дѣлахъ благочестія и человѣколюбія, въ исполненіи своихъ обязанностей? Или трудились только для достиженія цѣлей земныхъ и временныхъ, либо теряли время, истощали душевныя и тѣлесныя силы свои въ праздности, въ пиршествахъ, въ шумныхъ собраніяхъ, въ играхъ и забавахъ? Старались ли украшать себя всякою добродѣтелію, удаляясь отъ всякаго порока, — боролись ли неусыпно съ своими страстями и похотями? Хранили-ль сердце свое отъ соблазновъ и искушеній міра сего? — Или мы были жалкими рабами страстей, растлѣвали душу и тѣло, сквернили сердце и совѣсть свою многими пороками?

Благо тѣмъ изъ насъ, кои, по безпристрастномъ и внимательномъ изслѣдованіи своей прошедшей жизни, обрѣтутъ себя на пути спасенія! Таковымъ остается только, съ помощію благодати Божіей, неуклонно продолжать свое шествіе къ небу и блаженной вѣчности, задняя забывая, въ предняя же простираяся (Флп. 3, 13), преуспѣвать болѣе и болѣе въ всякой добродѣтели, очищать себя отъ всякія скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), чтобы наконецъ явиться вполнѣ чистыми и достойными вѣчнаго — блаженнаго соединенія съ Богомъ, общенія съ Ангелами и Святыми. А тѣмъ, которые доселѣ не внимали или мало внимали спасенію души своей, поработились страстями, осквернились многими пороками, если не хотятъ остаться навсегда въ грѣховномъ-гибельномъ состояніи, очевидно, должно оставить прежній порочный образъ жизни, и съ сего же дня начать свое исправленіе. Могутъ ли небрегшіе доселѣ о своемъ спасеніи быть увѣрены въ многолѣтнемъ продолженіи своей жизни, и что посему они будутъ имѣть еще довольно времени для покаянія? Вспомнимъ притчу Спасителя о безплодной смоковницѣ, въ которой изображена участь людей, живущихъ нераскаянно (Лук. 13, 6-9). Владѣтель виноградника назначилъ было смоковницу къ посѣченію, потому что три лѣта приходилъ искать на ней плода, и не находилъ, и оставилъ ее еще на одно лѣто, только по просьбѣ виноградаря, обѣщавшаго приложить о ней особенное стараніе, чтобы она принесла плодъ. Не три лѣта, а десятилѣтія Господь ожидаетъ отъ многихъ изъ насъ плодовъ, то есть, покаянія и исправленія нашей жизни, — и не обрѣтаетъ; и наступившій новый годъ — не послѣднее ли уже время, даруемое намъ милосердіемъ Господа для исправленія нашей жизни? Итакъ, братія, принесемъ нынѣ Господу чистосердечное раскаяніе въ согрѣшеніяхъ прошедшаго года и всей прошедшей нашей жизни, и рѣшимся, при помощи благодати Божіей, отселѣ ходить въ обновленіи жизни (Рим. 6, 4). Празднолюбивые да прилежатъ отнынѣ честнымъ и полезнымъ трудамъ; — невоздержные да навыкнутъ воздержанію и пощенію; — нецѣломудренные да уцѣломудрятся; — честолюбцы и славолюбцы да стремятся къ почести вышняго званія (Флп. 3, 14) и вѣчной славѣ; — любостяжательные да научатся скрывать себѣ нетлѣнныя и некрадомыя сокровища на небеси (Матѳ. 6, 20); гордые и надменные да возлюбятъ святое смиреніе; — буйные, гнѣвливые и строптивые да ревнуютъ украшаться кротостію; — жестокосердые, злобные и завистливые да умягчаютъ сердце свое истинною любовію къ ближнимъ; — дерзавшіе высокомудрствовать о тайнахъ святой вѣры и установленіяхъ православной Церкви да плѣнятъ разумъ свой въ послушаніе Христу (2 Кор. 10, 5) и Его Церкви.

Тѣмъ, которые въ прошедшемъ лѣтѣ внимали своему спасенію, дѣятельно заботились объ исправленіи своей жизни, ревновали украсить себя добродѣтелями, но были малоуспѣшны въ нравственномъ усовершенствованіи себя, благовременно — при началѣ новаго года, вникнуть въ причины своей малоуспѣшности, и на будущее время стараться устранить ихъ. Самонадѣянность, самомнѣніе и склонность къ осужденію ближнихъ — пороки, лишающіе человѣка благодатной помощи, безъ которой онъ не только не можетъ имѣть успѣха въ добродѣтельной жизни, но и неизбѣжно впадаетъ во многіе грѣхи, будучи оставленъ своему нравственному безсилію; и съ тѣмъ вмѣстѣ подвергаясь сильнымъ искушеніямъ со стороны духовъ злобы, — неудаленіе отъ случаевъ ко грѣху, дѣлающее безполезною заботу объ оставленіи грѣховныхъ навыковъ, — упражненіе преимущественно во внѣшнихъ дѣлахъ благочестія, безъ дѣятельной заботы объ исправленіи себя внутреннемъ и существенномъ, объ очищеніи сердца отъ страстей и порочныхъ наклонностей, о стяжаніи добродѣтелей, — забота только о благовидности внѣшняго поведенія, а не о всецѣломъ исправленіи себя, — непостоянство въ дѣлѣ исправленія своей жизни: вотъ обыкновенныя причины малоуспѣшности въ нравственномъ усовершенствованіи себя!

Начнемъ, братія, отнынѣ трудиться въ исправленіи своей жизни, въ духѣ смиренномудрія, соблюдая себя отъ осужденія ближнихъ, — удаляясь отъ всѣхъ случаевъ ко грѣху, — заботясь преимущественно объ искорененіи изъ сердца нашего страстей и о насажденіи и вкорененіи въ немъ любви къ Богу и ближнимъ, — изъ которой произрастаютъ всѣ святыя чувствованія и добродѣтели, съ Царе-пророкомъ моля Господа, да самъ Онъ сердце чисто созиждетъ въ насъ, и духъ правъ обновитъ въ утробѣ нашей (Псал. 50, 12), не оставляя впрочемъ и внѣшнихъ дѣлъ благочестія, — не довольствуясь оставленіемъ только явныхъ и грубыхъ пороковъ, но стараясь о всецѣломъ исправленіи себя, — не ограничиваясь одними повременными порывами къ совершенству, но неослабно работая надъ воздѣланіемъ душевной нивы нашей: — и тогда дѣло нравственнаго усовершенствованія нашего, при помощи благодати Божіей, будетъ идти гораздо успѣшнѣе.

Всѣ мы, братія, въ прошедшемъ году и въ прошедшее время нашей жизни, пользовались весьма многими, или — лучше сказать — несчестными благодѣяніями Божіими. Не говоря о всеобщихъ благодѣніяхъ Божіихъ, кои непрерывно изливаются на насъ въ лучахъ солнца, освѣщающаго и согрѣвающаго насъ и природу, насъ окружающую, — въ струяхъ воздуха, коимъ дышемъ, — въ благотворной для насъ влагѣ морей, рѣкъ и источниковъ, — въ произведеніяхъ земли, потребныхъ для поддержанія нашей жизни, — кто изъ насъ не видѣлъ на себѣ и какихъ-либо особенныхъ милостей Божіихъ? Одни изъ насъ наслаждались цвѣтущимъ здравіемъ; другіе изобиловали богатствомъ; иные благоуспѣшны были въ благихъ предпріятіяхъ и трудахъ своихъ; многіе были счастливы въ семейной жизни своей; ревностно и благонамѣренно занимавшіеся науками, при озареніи отъ Отца свѣтовъ, просвѣтили свой умъ многими полезными знаніями; подвизавшіеся въ благочестіи достигли большаго или меньшаго совершенства духовнаго. Приносили-ль мы, каждый изъ насъ въ свое время, благодареніе Господу за всякое благо, полученное нами отъ Него, или многіе изъ насъ невнимательно и неблагодарно пользовались благодѣяніями Его, — въ томъ и другомъ случаѣ благовременно нынѣ всѣмъ намъ возблагодарить Господа за всѣ въ совокупности благодѣянія, до сего часа Имъ изліянныя на насъ, къ чему и располагаетъ насъ нынѣ своимъ примѣромъ святая Церковь. И первѣе всего возблагодаримъ Его — премилосердаго за то, что Онъ доселѣ не погубилъ насъ съ беззаконіями нашими, но даруетъ намъ еще время на покаяніе. Благосостояніе наше и успѣхъ благихъ намѣреній и предпріятій нашихъ въ новомъ лѣтѣ будутъ зависѣть, братія, преимущественно отъ благословенія Божія. Посему будемъ нынѣ съ Церковію усердно умолять Господа, да благословитъ вѣнецъ наступающаго лѣта своею благостію, да даруетъ намъ времена мирныя, благораствореніе воздуха, да избавитъ Церковь святую свою и всѣхъ насъ отъ всякой скорби, гнѣва и нужды и отъ всѣхъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, и да ограждаетъ насъ всегда здравіемъ, долгоденствіемъ, миромъ и ополченіемъ Ангеловъ своихъ, и да исполняетъ всегда всѣ благія желанія [1] и намѣренія наши. И моля Его, потщимся привлечь на себя Его благословеніе дѣлами Ему благоугодными — пожертвованіями на созиданіе и украшеніе храмовъ Его, благотвореніями неимущимъ, нуждающимся и бѣдствующимъ ближнимъ нашимъ и другими дѣлами милосердія. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Смотри сказаніе о ней въ Чет.-мин. подъ 10-мъ числомъ мая.
[2] Смотри молебное пѣніе на новый годъ.

Источникъ: Серафимъ, архіепископъ Воронежскій и Задонскій. Слово на Новый Годъ. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1876. — Томъ I. — С. 94-99.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0