Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Архіеп. Савва Тихомировъ († 1896 г.)
1. Рѣчь, произнесенная въ Московской Святѣйшаго Синода Конторѣ, по нареченіи во епископа Можайскаго, втораго викарія Московской митрополіи, ноября 2 дня 1862 года.

Милостивѣйшіе Архипастыри и Отцы!

Въ настоящія, многознаменательныя для меня, минуты, естественно и невольно приходятъ мнѣ на мысль слова псалмопѣвца: судьбы Господни бездна многа (Псал. 36, 7), и другія: отъ Господа исправляются стопы человѣку (Псал. 36, 33).

По истинѣ, когда обращаю взоръ на протекшіе дни моей жизни и на разнообразные пути ея: не могу не исповѣдать сердцемъ и устами исполненія надо мною дивныхъ судебъ Божіихъ.

Прежде всего, не мимо меня прошло слово того же псалмопѣвца: отецъ мой и мати моя остависта мя, Господь же воспріятъ мя (Псал. 26, 10). Смерть отца предварила мое рожденіе; матерью оставленъ я въ лѣтахъ отрочества: но пріемляй сиру и вдову (Псал. 145, 9), принялъ и меня въ домъ Свой, содѣлалъ единымъ отъ служителей дома Своего, то есть, церкви святой.

Рано Господь судилъ разрѣшить меня отъ семейнныхъ узъ. Въ этомъ посѣщеніи Божіемъ, въ этомъ сильномъ прираженіи скорби къ моему сердцу, нельзя было не уразумѣть особеннаго званія Божія.

И — я, внявъ гласу сего Божественнаго званія, поспѣшилъ оставить міръ и водвориться въ пустынной обители высшаго духовнаго просвѣщенія, подъ благодатнымъ кровомъ преподобнаго Сергія. Оттуда, бывъ поставленъ близь сего великаго храма хранителемъ священныхъ древностей, возлюбилъ было искать въ нихъ слѣдовъ и воспоминаній древней церковной жизни: но, послѣ девятилѣтнихъ здѣсь трудовъ, твоимъ, архипастырь первопрестольнаго града сего, изволеніемъ, переведенъ я на служеніе духовному просвѣщенію сначала въ здѣшнемъ духовномъ вертоградѣ, а затѣмъ въ той обители высшихъ наукъ, гдѣ и самъ получилъ образованіе.

При сихъ постепенныхъ переходахъ отъ одного служенія къ другому, чѣмъ менѣе имѣло мѣста мое собственное желаніе, тѣмъ болѣе и яснѣе усматривалъ я волю Божію.

Наконецъ, когда Всемилостивѣйшимъ соизволеніемъ Благочестивѣйшаго Самодержца, и благословеніемъ Богопоставленнаго священноначалія, я призываюсь нынѣ къ почести вышняго званія (Флп. 3, 14) въ дому Божіемъ, къ епископскому служенію въ Христовой церкви: могу-ли тѣмъ паче не признать и не исповѣдать въ семъ призываніи особенную благопромыслительную о мнѣ волю Божію.

Но, слыша сіе званіе и избраніе Божіе, что реку и что возглаголю? Дерзну ли рещи: готово сердце мое, Боже (Псал. 107, 2)? Но съ одной стороны, помышленіе о высотѣ и трудности епископскаго служенія, съ другой — искреннее сознаніе моихъ духовныхъ немощей и недостатковъ, запечатлѣваютъ уста мои.

Подлинно, когда представлю, чѣмъ долженъ быть предъ Богомъ и человѣками облеченный саномъ епископства; когда помыслю, какая потребна для него чистота сердца, дабы достойно тайнодѣйствовать и неосужденно преподавать другимъ дары благодати; какая потребна духовная мудрость, дабы невѣжествующихъ просвѣщать, заблуждающихъ обращать, противящихся обличать; какая самоотверженная любовь къ пасомымъ, дабы изнемогающаго подъять, болящаго уврачевать, падшаго возставить, погибшаго взыскать, — когда все это представлю: то невольно долженъ воскликнуть съ апостоломъ: къ симъ кто доволенъ (2 Кор. 2, 16)? Мнѣ ли удовлетворить столь великимъ требованіямъ святительскаго служенія? Если такіе великіе свѣтильники вѣры, каковы Григорій Назіанзенъ и Іоаннъ Златоустъ, съ трепетомъ уклонялись отъ епископскаго служенія; если и великій подвижникъ благочестія — Сергій не считалъ себя довлѣющимъ для епископскаго сана, говоря: «выше мѣры моея есть дѣло сіе»: то что долженъ помыслить о себѣ я, недостойный, призываемый нынѣ къ сему многотрудному служенію въ Христовой церкви?

Воистану, страшусь за немощь мою; но Господь источникъ силы: уповаю, что и въ немощи моей совершится Его сила.

Вѣрую и дерзаю надѣяться, что сія Христова сила, немощная врачующая и оскудѣвающая восполняющая, тайнодѣйственно снидетъ на главу мою съ возложеніемъ рукъ вашихъ, христолюбивые архипастыри, — снидетъ, и почіетъ, и воздѣйствуетъ во мнѣ, если только не воспрепятствуетъ сему моя грѣховность.

Къ тебѣ, Первостоятель Московскія митрополіи, наипаче обращаю мое сердце и мое слово! Ты пріемлешь меня другаго къ соучастію въ трудахъ по управленію обширною паствою, не столько, впрочемъ, по собственной нуждѣ, сколько по желанію блага св. церкви, дабы подъ твоимъ мудрымъ руководствомъ, сколько можно, болѣе могло образоваться достойныхъ пастырей словеснаго стада Христова. Благоволи же руководить меня твоею высокою мудростію на новомъ поприщѣ моего служенія, и твоя многолѣтняя опытность да поставитъ меня, малоопытнаго, со временемъ искусна предъ Богомъ, дѣлателя непостыдна, право правяща слово истины (2 Тим. 2, 15).


На эту рѣчь высокопреосвященный митрополитъ отвѣтствовалъ:

«Одну мысль, приписанную мнѣ тобою, боголюбезный братъ, могу признать дѣйствительно моею, — ту мысль, что не для себя желалъ я найти втораго сотрудника моему служенію церковному.

Ничего для себя, все для Бога, и для церкви Его, и для блага чадъ ея, — таково должно быть наше общее правило, хотя никто изъ насъ не можетъ поручиться за исполненіе онаго, если не призритъ милосердо Богъ дѣйствуяй въ насъ и еже хотѣти, и еже дѣяти о благоволеніи (Флп. 2, 13.)

Если же и позволить бы себѣ что-нибудь для себя: то мнѣ, находящемуся у предѣла, которымъ само слово Божіе ограничиваетъ сію временную жизнь, или за которымъ указываетъ не столько жизнь и дѣятельность, сколько трудь и болѣзнь (Псал. 89, 10), — мнѣ и ближе сего предѣла не незнакомому съ трудомъ болѣзненности, — мнѣ, и словомъ изнемогшимъ недостигающему до слуха собирающихся въ церкви, и, можетъ быть, только влекущему, а не подъемлющему и носящему бремя церковныхъ попеченій, — время бы искать совершеннаго отъ нихъ освобожденія, чтобы малые останки силъ и дней обратить единственно къ единому на потребу (Лук. 10, 42), котораго, если не усвоимъ себѣ въ данное намъ краткое время, поздно будетъ искать въ вѣчности.

Но наши отцы учили насъ, что и добрая, по видимому, собственная воля не благонадежна и не безопасна, если не будетъ подчинена вышней всесозидающей и всеохраняющей волѣ, какъ и Господь поучаетъ: обаче не Моя воля, но Твоя, Отче небесный, да будетъ (Лук. 22, 42).

И посему съ одной стороны, не позволяя себѣ собственною мыслію увлекаться съ поприща, съ другой страшась, чтобы отъ моего изнеможенія не страдало дѣло служенія церкви Божіей, долженъ я былъ, хотя и пользуюсь уже доброю братскою помощію, желать усиленія и усугубленія сей помощи. И благословенъ Богъ, преклонившій къ сему благоволеніе священной и державной власти.

Господу Богу и святой православной церкви Его, въ благоговѣйной преданности, въ единодушномъ общеніи, какъ смиренная, добровольная жертва, да будутъ посвящены твои начатки, вмѣстѣ съ моими останками священноначальственной дѣятельности; и на сію жертву, по молитвамъ освященнаго собора, да снидетъ невидимый огнь Духа истины, оживотворяющій мертвенность нашу, просвѣшающій тьму нашу».

Источникъ: Рѣчи, говоренныя въ разное время Саввою, Архіепископомъ Тверскимъ и Кашинскимъ, въ продолженіе тридцатилѣтняго служенія его въ епископскомъ санѣ. — Тверь: Типографія Губернскаго Правленія, 1892. — С. 5-10.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0