Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Архим. Фотій Щиревскій († 1877 г.)
Бесѣда въ день Крещенія Господня.

Пріиде Іисусъ отъ Назарета галилейскаго и крестися отъ Іоанна во Іорданѣ. И абіе восходя отъ воды, видѣ разводящася небеса, и Духа яко голубя, сходяща нань. И гласъ бысть съ небесе: Ты еси Сынъ Мой возлюбленный, о немже благоволихъ (Марк.1, 9-11).

И сіе-то дивное и отрадное событіе въ жизни Господа нашего мы торжественно празднуемъ нынѣ вмѣстѣ съ святою Церковію.

Перенесемся, братія, духомъ къ священнымъ берегамъ Іордана, дабы и намъ быть какбы зрителями здѣсь совершившагося, и очами вѣры и благоговѣйною мыслію насладиться созерцаніемъ событія Іорданскаго — крещенія Господня, и многознаменательныхъ явленій, его окружавшихъ. Ибо, по истинѣ, дивно-многознаменательное и отрадное событіе празднуемъ нынѣ.

Крещеніе Спасителя во Іорданѣ, какъ само въ себѣ, такъ и въ обстоятельствахъ, его сопровождавшихъ, столь многознаменательно и дивно, что заключаетъ, можно сказать, море боговѣдѣнія и богословія, таинъ глубокихъ и чудныхъ. — Въ настоящемъ собесѣдованіи мы коснемся сихъ предметовъ только съ нѣкоторыхъ сторонъ, покажемъ нѣкоторыя черты ихъ.

1. Празднуемъ нынѣ дивно-многознаменательное событіе въ жизни Господа и въ дѣлѣ спасенія нашего. — Послѣ тридцатилѣтняго пребыванія Господа Спасителя въ Назаретѣ, въ дому родителей своихъ — Пресвятой Дѣвы Богоматери и старца, обручника Ея, Іосифа, идѣже бѣ повинуяся имъ, и преуспѣваше премудростію и возрастомъ, и благодатію у Бога и человѣковъ (Лук. 2, 52), Ему надлежало явиться на торжественное служеніе дѣлу спасенія нашего, и — выдти на это поприще служенія своего явно и торжественно, явиться міру Спасителемъ его. И вотъ, по устроенію Божію, предходитъ Грядущему на великое дѣло свое — Предтеча и Креститель Іоаннъ изъ пустыни Іорданской, дабы уготовать путь Грядущему во слѣдъ его. И всѣ пророки уготовляли путь сей, своими предреченіями, возбуждая и питая вѣру въ Спасителя грядущаго; но Іоаннъ — уготовитель пути Господу ближайшій и особенный, особенно посланный Отцемъ небеснымъ. Онъ самъ возвѣщаетъ: азъ гласъ вопіющаю въ пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его; всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холмъ смирится, и будутъ стропотная въ правая, и остріи въ пути гладки (Лук. 3, 4-5), — дебрь унынія да наполнится упованіемъ, гора и холмъ гордыни и превозношенія да упадутъ, неправильныя мысли и чувства да исправятся. Это и совершаетъ Предтеча. Изъ пустыни онъ исходитъ, по повелѣнію Господа, на Іорданъ съ грозною проповѣдію о покаяніи, и требуетъ крещенія въ Іорданѣ отъ приходящихъ изъ Іерусалима, всей Іудеи и страны Іорданскія.

Среди сего сонма народа, идущаго къ Іордану, приходитъ Безгрѣшный и Святый, какбы единъ отъ грѣшныхъ, и Господь Спаситель принимаетъ крещеніе отъ Іоанна. Іоаннъ, зная, по вдохновенію Божію, кто приходитъ къ нему, прося крещенія, возбраняетъ Ему, говоря: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко Мнѣ? Но послѣ словъ Господа: тако подобаетъ исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 14-15), возлагаетъ руку на главу Спасителя для погруженія Его въ струяхъ іорданскихъ. — Возлагаетъ руку на главу Того, подножію коего покланяются съ трепетомъ херувимы и серафимы. Такимъ глубочайшимъ смиреніемъ и послушаніемъ волѣ Отца, коего правду или опредѣленіе нужно было исполнить, Господь начинаетъ дѣло служенія своего, самые первые шаги шествія своего на дѣло совершенія спасенія нашего! Идетъ на Іорданъ, во множествѣ народа, какбы единъ отъ грѣшныхъ, будучи святыхъ святѣйшимъ, принять крещеніе отъ Іоанна, подклонивъ главу свою подъ руку твари своей!

И крестився Іисусъ, взыде абіе отъ воды: и се отверзошася Ему небеса, и видѣ Духа Божія сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се гласъ съ небесе: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немже благоволихъ (Матѳ. 3, 16-17).

Здѣсь-то совершаются величайшія событія и явленія.

И крестився Іисусъ, взыде абіе отъ воды. Взыде абіе, — скоро, тотчасъ, ибо Онъ, какъ безгрѣшный, не исповѣдывалъ грѣховъ Іоанну, какъ долженъ былъ дѣлать каждый изъ народа, исповѣдывая свои грѣхи подробно, находясь въ Іорданѣ подъ рукою Іоанна, готовою, по исповѣданіи, погрузить крещаемаго, почему выходилъ изъ воды не абіе, не скоро, — Спаситель же, по возложеніи руки Іоанна, тотчасъ былъ погруженъ, и взыде абіе отъ воды.

И се отверзошася Ему небеса. Со времени паденія Адама, самымъ паденіемъ его — преслушаніемъ воли Божіей, затворились для насъ небеса. И вотъ новый Адамъ небесный, своимъ послушаніемъ волѣ Божіей, отверзаетъ прежде заключенныя небеса для всего рода своего.

И видѣ Духа Божія сходяща яко голубя, и грядуща на Него. Духъ Святый сошелъ на Іисуса Христа и пребысть на Немъ (Іоан. 1, 32). Сошелъ на Его человѣческую природу. Для чего сошелъ? Дабы крестившагося Ходатая спасенія нашего помазать на совершеніе сего великаго дѣла домостроительства Божія, — помазать въ пророка, священника или архіерея великаго и царя. Почему, послѣ и говоритъ о Себѣ сей великій Помазанникъ и Посланникъ Бога Отца: Духъ Святый на Мнѣ, егоже ради помаза Мя благовѣстити нищимъ, посла Мя (Лук. 4, 18). Сошествіемъ Духа Святаго на крестившагося Спасителя совершается, можно сказать, надъ Нимъ небесное мѵропомазаніе, и полагается основаніе установленію сего таинства и для всѣхъ насъ, — Духъ Святый сходитъ на Іисуса Христа, — на Его человѣческую природу, — явно, что Онъ, посылаемый на Спасителя — Сына Божія Отцемъ небеснымъ, личное исхожденіе имѣетъ не отъ Сына, а отъ одного Отца, который посылаетъ Духа на Сына — по Его человѣчеству. Исполняется Духомъ Святымъ новый Адамъ — нашъ Глава, дабы отъ полноты Его и мы всѣ пріяли и благодать возблагодать (Іоан. 1, 16), — дабы благодать помазанія Духомъ со Главы текла на все тѣло и даже на ометы одежды Его. Ибо если Моисей — только образъ Христа — получилъ отъ Бога столько благодати, что части ея достаточно было на облагодѣтельствованіе семидесяти человѣкъ; — то не безмѣрно ли болѣе принялъ благодати Тотъ, коего образомъ былъ Моисей въ Ветхомъ Завѣтѣ? И дѣйствительно, Христосъ Спаситель безъ мѣры (Іоан. 3, 34) пріялъ Духа, въ безмѣрномъ обиліи.

Духъ Святый сходитъ видимо, — въ видѣ голубя. Видимо, дабы узрѣли это явленіе всѣ, въ великомъ множествѣ собравшіеся на Іорданъ, и узнали въ крестившемся Іисусѣ — Мессію, Спасителя рода человѣческаго, исходящаго на дѣло служенія своего. Видимое схожденіе Духа Святаго нужно было и для Іоанна, дабы устроить его въ вѣрнаго и вполнѣ убѣжденнаго свидѣтеля отъ Іисусѣ, — чтобы Креститель со всею полнотою вѣры могъ сказать народу: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра. О семъ говоритъ самъ Іоаннъ: и азъ не вѣдѣхъ Его (Іисуса Христа): но пославый мя крестити водою, Той рече мнѣ: надъ негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на немъ, Той есть крестяй Духомъ Святымъ. И азъ видѣхъ, и свидѣтельствовахъ, яко сей есть Сынъ Божій (Іоан. 1, 33-34.)

Въ видѣ голубинѣ сходитъ Духъ Святый, въ видѣ пернатаго чистаго и кроткаго, дабы, съ возможнымъ соотвѣтствіемъ, изобразить свойства благодати Духа, и чрезъ сіе явленіе, подобно какъ голубица возвѣстила Ною, послѣ потопа, о прекращеніи бѣдственнаго наводненія, обновленіи и оживленіи міра, принесши масличную вѣтвь, — возвѣстить, что и теперь начинается новая жизнь послѣ потопа грѣховнаго, настаетъ лѣто Господне пріятно послѣ примиренія съ Богомъ.

И се гласъ бысть съ небесе: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немже благоволихъ. — Дивный и многознаменательный гласъ! Сей пренебесный, божественный гласъ есть одно изъ главныхъ основаній нашей вѣры, надежды и любви. Это гласъ Бога Отца о своемъ Сынѣ — Спасителѣ нашемъ, гласъ для всего человѣческаго рода Адамова, для всѣхъ мѣстъ и временъ. Отецъ небесный, пославъ намъ Спасителя, самъ извѣствуетъ насъ о Немъ, кто Онъ — Спаситель нашъ. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный. Сынъ единородный Отцу — Богъ славы, Сынъ возлюбленный, въ которомъ все Его благоволеніе Отчее сосредоточено. Можно ли, послѣ сего, не вѣрить возможности дѣла спасенія нашего чрезъ такого Спасителя? Можно ли не надѣяться на Него? Можно ли не любить Его, Бога славы, снизшедшаго въ такое униженіе ради насъ? Можно ли не любить Отца небеснаго, такъ возлюбившаго насъ, что и Сына своего единороднаго не пощадилъ для насъ? Сей пренебесный гласъ совершенно увѣряетъ насъ, что настаетъ на землѣ миръ, и въ человѣцѣхъ благоволеніе, о чемъ предвозвѣстили Ангелы, при рожденіи Спасителя; ибо если во благоволеніи состоитъ наша Глава, то и мы, члены тѣла Ея, если только будемъ держаться Главы. Сей пренебесный гласъ показуетъ вмѣстѣ и свойства царства благодати, наступающаго отселѣ, царства особенной милости Божіей и благоволенія.

Столь дивныя и многознаменательныя событія совершились на Іорданѣ! Сынъ Божій крещается и является міру; Богъ Отецъ своимъ пренебеснымъ гласомъ возвѣщаетъ о Спасителѣ крестившемся, что Онъ есть Его Сынъ возлюбленный, въ коемъ почіетъ все Его благоволеніе Отчее; Богъ Духъ Святый видимо нисходитъ на Христа Іисуса, свидѣтельствуя о божествѣ Его и утверждая горній гласъ Отца, свидѣтельствуя, какъ поетъ Церковь, словесе утвержденіе. Такое вѣрное и твердое основаніе имѣетъ вѣра наша въ Господа Спасителя, — кромѣ Іоаннова указанія, свидѣтельство двухъ великихъ свидѣтелей — Отца и Духа Святаго. И вѣрно и прилично святая Церковь именуетъ сей день воспоминанія событія іорданскаго днемъ Крещенія и Богоявленія, ибо здѣсь Спаситель явился міру, и явился яко Богъ, засвидѣтельствованный свыше, — явился днесь вселеннѣй. Не погрѣшимъ, если назовемъ сей день и днемъ Пресвятыя Троицы, ибо здѣсь явился Богъ Сынъ, Богъ Духъ Святый въ видѣ глубинѣ, и Богъ Отецъ въ гласѣ свыше.

2. Дивное событіе сіе — крещеніе Господа во Іорданѣ, столь великими явленіями ознаменованное, есть вмѣстѣ событіе отраднѣйшее для насъ, братія. Все, что совершилось на Іорданѣ — и пренебесныя явленія, ко крещенію Спасителя относящіяся, и самое крещеніе Его — все это для насъ, ради нашего спасенія. Для чего Христосъ Господь пріемлетъ крещеніе отъ руки Іоанна? Безгрѣшный и святыхъ святѣйшій, Онъ не имѣлъ нужды въ крещеніи и очищеніи Себя въ струяхъ іорданскихъ; но Онъ пріемлетъ крещеніе, дабы падшаго Адама и весь родъ его очистить въ Іорданѣ, — входитъ во Іорданъ, дабы освятить водное естество и установить для нашего очищенія святое таинство крещенія, — устрояетъ нашу купѣль, омывающую скверны грѣховныя. Здѣсь положено основаніе тому повелѣнію, которое далъ Господь Спаситель апостоламъ своимъ: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Здѣсь — на Іорданѣ торжественно открывается новозавѣтное благодатное царство Божіе, устрояется и указуется дверь въ него — таинство крещенія, которое даетъ намъ доступъ къ другимъ таинствамъ царства благодати, сообщающимъ вѣрующему божественные дары благодати, и само уже подаетъ намъ великія блага. Много, неизреченно много, пріемлемъ мы благъ и щедротъ при самомъ вшествіи въ царство Божіе, въ самомъ первомъ таинствѣ — въ крещеніи.

И что именно совершается съ нами и въ насъ въ семъ святомъ таинствѣ?

Приступая къ купѣли крещенія, дабы чрезъ сію благодатную, таинственную дверь изъ области тмы, въ которой находятся всѣ нехристіане, войти въ чудный свѣтъ царства Сына любве (1 Петр. 2, 9; Кол. 1, 13), — царства Христова, мы или сами, или, по младенчеству своему, устами воспріемниковъ первѣе отрицаемся сатаны, въ области коего — сего князя міра, во злѣ лежащаго, находятся всѣ невѣрующіе во Христа, и съ которымъ устами прародителей, устами Евы — праматери нашей, чрезъ бесѣду ея со зміемъ — орудіемъ его, внушенію коего послѣдовала она и нарушила заповѣдь Божію, — мы вошли какбы въ завѣтъ, расторгнувъ завѣтъ Божій съ нами.

Отрекшись сатаны и отвергшись его, дунувъ и плюнувъ на него устами воспріемниковъ, мы, чрезъ вѣру во Христа Спасителя, вступаемъ въ новый завѣтъ съ Нимъ, Господомъ нашимъ, въ завѣтъ съ Троицею пресвятою, обязуясь вѣровать въ тріединаго Господа и исполнять волю Его: съ симъ вмѣстѣ сочетаваемся Христу Спасителю нашему и Главѣ, и уневѣщиваемся Ему, яко Жениху душъ нашихъ. На Голгоѳѣ Онъ сочетался со всею Церковію, юже стяжалъ своею кровію, когда висѣлъ на крестѣ въ вѣнцѣ терновомъ. Въ крещеніи нашемъ Онъ сочетавается съ каждымъ крещаемымъ, а крещаемые съ Нимъ, сочетаваясь Ему и прививаясь къ Нему, какъ дикая вѣтвь къ живоносной лозѣ, чрезъ вѣру и любовь къ Нему.

Но главное чудо благодати, или рядъ чудесъ, совершается тогда, какъ вѣрующій погружается въ купѣль крещенія.

Чрезъ троекратное погруженіе, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и во образъ тридневной смерти и воскресенія Христа Господа, крещаемый спогребается Христу и совостаетъ съ Нимъ. Для чего сіе таинственное спогребеніе наше Христу и совоскресеніе съ Нимъ? Первое — дабы усвоены были намъ плоды Его смерти и воскресенія. Христосъ ради насъ умеръ и воскресъ. Аще единъ умре, то вси умроша (2 Кор. 5, 14). Чрезъ тайнообразное умертвіе и спогребеніе Христу погружаемаго въ купѣль, сила сихъ словъ прилагается и къ каждому крещаемому. И каждый крещаемый безболѣзненно умираетъ, — умираетъ для правды Божіей, воздающей за грѣхи каждому грѣшнику, — умираетъ, какбы скрывается въ купѣли — и для обладателя надъ областію грѣха — духа злобы, подобно какъ Израиль сокрылся въ Чермномъ морѣ отъ фараона. Съ тѣмъ вмѣстѣ, это умертвіе и спогребеніе есть какбы видимая заповѣдь, что крещаемый долженъ быть мертвъ грѣху и ходить въ обновленіи жизни. Здѣсь, въ купѣли крещенія, крещаемый и дѣйствительно умираетъ и воскресаетъ духовно: умираетъ его грѣхъ и воскресаетъ его духовная жизнь, — ибо съ крещаемаго снимается вина прежнихъ его грѣховъ — первороднаго и дѣйствительныхъ, если онъ пріемлетъ крещеніе не младенцемъ, — и омывается вся скверна грѣховная, такъ что онъ исходитъ изъ купѣли правымъ, невиннымъ и чистымъ. Исходитъ чистымъ и вмѣстѣ свѣтлымъ духовно, такъ что Апостолы называютъ крещаемыхъ свѣтомъ: бѣсте иногда тма, нынѣ же свѣтъ о Господѣ (Ефес. 5, 8). Потому, крещеніе справедливо называется просвѣщеніемъ.

И не только оправдывается и очищается крещаемый въ купѣли крещенія, а и возражается, раждается вновь духовно, можно сказать, перераждается, ибо получаетъ пакибытіе, и дѣлается новою тварію. Аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Кор. 5, 17). И какъ дивно и высоко это рожденіе! Человѣческое естество остается тоже, по существу своему; но много измѣняется и возвышается оно, какъ увѣряютъ слова Писанія: нова тварь; иже не отъ похоти плотскія, ни отъ похоти мужескія, но отъ Бога родишася; рожденное отъ Духа, духъ есть (Іоан. 1, 13; 3, 6). Въ купѣль крещенія входитъ человѣкъ, сущій по образу Адама, который былъ въ душу живу, и притомъ по образу омраченному; изъ купѣли исходитъ рожденный по образу новаго Адама небеснаго, который есть въ духъ животворящъ (1 Кор. 15, 45). А яковъ небесный, тацы и небесніи (1 Кор. 15, 48).

Въ купѣли крещенія рожденный въ духъ животворящъ, крещаемый дѣлается членомъ Христовымъ, членомъ тѣла Его, и облекается во Христа, по слову Церкви: елицы, во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Облекаясь же во Христа, онъ не только становится невиннымъ, но и одѣвается правдою Христовою, — въ ризу крестныхъ заслугъ Христовыхъ, въ эту драгоцѣнпую одежду, сотканную, такъ сказать, на крестѣ Господнемъ, убѣленную въ крови Агнца непорочна — Христа. Какая одежда! Какое облаченіе! Все это изшедшаго изъ купѣли дѣлаетъ христіаниномъ, Христовымъ, и не по имени только, а по самому существу. Въ началѣ христіанства, хотя и недолгое время, увѣровавшіе во Христа и пріявшіе крещеніе и не носили имени христіанина, а назывались: вѣрными, учениками, духовными, святыми (которыя имена, столь назидательныя, послѣ, къ сожалѣнію, вовсе вышли изъ общаго употребленія, такъ что теперь иной членъ Христовъ даже чуждается именъ сихъ). Христіанами начали называться при апостолѣ Павлѣ, сначала — увѣровавшіе во Христа жители Антіохіи (Дѣян. 11, 26). Имя, показывающее близость и, такъ сказать, родственность нашу ко Христу Спасителю, имя драгоцѣннѣйшее, за которое тысячи мучениковъ пролили свою кровь.

Какъ христіанинъ, какъ членъ Христовъ, облекшійся во Христа, изшедшій изъ купѣли становится не сыномъ гнѣва, какъ былъ прежде по естеству, а Сыномъ Божіимъ, по благодати, коему, какъ и всѣмъ крещаемымъ, по вѣрѣ во Христа и силѣ таинства крещенія дается область — благодатное право — чадомъ Божіимъ быти (Іоан. 1, 12), и, по единенію со Христомъ, какъ членовъ съ Главою своею, быть подъ осѣненіемъ и имѣть причастіе, въ нѣкоей мѣрѣ, того сладчайшаго божественнаго гласа Отца небеснаго: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немже благоволихъ, и взывать съ сыновнимъ дерзновеніемъ: Отче нашъ!

Аще же сынъ Божій, по благодати, то и наслѣдникъ, наслѣдникъ Богу, сонаслѣдникъ Христу (Гал. 4, 7). Потому, пріявшій крещеніе дѣлается участникомъ всѣхъ благъ благодатнаго царства и всѣхъ обѣтованій, ожидающихъ его въ царствѣ славы. Даже блага земныя ему принадлежатъ по праву благодатнаго наслѣдія отъ Бога. Къ вѣрующему Апостолъ говоритъ, что не только будущая, но и настоящая — вся ваша суть, — вы же Христовы, Христосъ же Божій (1 Кор. 3, 22). Только преблагій и премудрый Отецъ небесный часто не подаетъ имъ сихъ благъ низшихъ, земныхъ, — и мудрыя чада Его не усиливаются искать сихъ благъ, чтобы изъ-за нихъ не потерять лучшихъ, небесныхъ.

Усвоившись Христу и ставъ членомъ Его, христіанинъ дѣлается и членомъ Церкви Христовой, вводится въ сей домъ Божій, — вставляется, такъ сказать, въ него, какъ живой камень духовный, въ это зданіе божественное, въ которое — въ этотъ храмъ духовный — вѣрующіе зиждутся Духомъ, яко каменіе живо (1 Петр. 2, 5).

Вмѣстѣ съ симъ, какъ членъ царства благодати и будущій гражданинъ небеснаго царства славы, вѣрующій и пріявшій крещеніе вписывается перстомъ Божіимъ въ книги животныя (Апок. 3, 5), въ книги жизни.

По всѣмъ симъ высокимъ качествамъ и дарамъ, сообщеннымъ крещаемому, по высокому его значенію и назначенію, къ нему, какъ царскому священію (1 Петр. 2, 9), приставляется Ангелъ хранитель, который, такъ сказать, воспріемлетъ его въ свое попеченіе, отъ купѣли до гроба, и даже сопровождаетъ за гробомъ, до частнаго рѣшенія судьбы своего Богомъ даннаго питомца.

Вотъ нѣкоторыя главныя черты нашего возрожденія и обновленія въ крещеніи. Изъ сего общаго очертанія свойствъ и качествъ новой твари, которая зиждется въ купѣли крещенія, не мало уже, братія, видно, какъ много получаемъ мы благъ въ таинствѣ крещенія. Великое чудо совершается въ этой таинственной купѣли: изъ ней исходитъ новый родъ, новый міръ — христіанъ, благочестивыхъ чадъ Божіихъ. Велика вещь — человѣкъ, но несравненно болѣе — христіанинъ. Такъ, погружаясь въ купѣль, мы, можно сказать, погружаемся въ море милости и щедротъ Божіихъ. И такъ много получаемъ мы при самомъ входѣ, въ самой двери царства благодати — въ таинствѣ крещенія, которое даетъ намъ доступъ къ другимъ таинствамъ, различныя благодати въ Церкви Христовой.

Возблагодаримъ же, братія христіане, Господа, столько благодѣющаго намъ, — всею мыслію нашею, всѣмъ сердцемъ и всѣмъ существомъ нашимъ; будемъ помнить и цѣнить дарованное намъ, и беречь это; будемъ смиренно разумѣвать честь, которой сподоблены мы, и, при помощи Божіей, стараться ходить или вести себя достойно столь высокаго званія христіанина. Симъ-то, наипаче, мы возблагодаримъ и прославимъ Господа благодѣтеля... Да будетъ слава и благодареніе: Богу Отцу, пославшему Сына своего Спасителя нашего, и свидѣтельствовавшему о Немъ гласомъ своимъ; Богу Сыну, крестившемуся въ Іорданѣ, ради нашего спасенія; Богу Духу Святому, свидѣтельствующему словесе Отчаго утвержденіе, — Троицѣ единосущной и нераздѣльной! Аминь.

Источникъ: Архимандритъ Фотій. Бесѣда въ день Крещенія Господня. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1870. — Томъ I. — С. 108-118.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0