Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу.

Слово въ недѣлю Православія.

Грозный судъ, который вы вскорѣ услышите, слушатели, относится, между прочимъ, къ «отмещущимъ вся таинства святая, церковію Христовою содержимая». По благодати Божіей, всѣ мы, принадлежащіе къ православной церкви, твердо содержимъ святыя таинства; не смѣемъ и думать, чтобы можно было отметать ихъ. Но близъ насъ довольно такихъ, которые не страшатся отказываться и отъ такой тайны, какова тайна святой евхаристіи; не страшатся даже произносить иногда и страшныя хулы на сію страшную тайну. Не для чего скрывать болѣзни и нѣкоторыхъ изъ насъ, братія. Довольно между нами такихъ, которые, хотя не отмещутъ языкомъ святой тайны, и однакожъ не участвуютъ въ ней по разнымъ предлогамъ. Приблизимся къ смыслу суда церковнаго на отмещущихъ тайны размышленіемъ о томъ, какъ нужно намъ всѣмъ пріобщаться святаго таинства евхаристіи, и какъ неосновательны предлоги, по которымъ многіе не пріобщаются сего таинства.

Кто установилъ таинство святой евхаристіи? Самъ Сынъ Божій, Господь Іисусъ. Пріимите, ядите, говорилъ Онъ ученикамъ, сіе есть тѣло Мое, за вы ломимое. Пійте отъ нея вси, сія есть кровь Моя новаго завѣта. Слышите ли, Господь Самъ повелѣваетъ: Пійте отъ нея вси. Повелѣніе рѣшительное, повелѣніе, относящееся ко всѣмъ безъ исключенія, повелѣніе самаго Господа. Чего больше? послушаемъ другаго свидѣтеля о томъ же. Азъ бо пріяхъ отъ Господа, говоритъ апостолъ, еже и предахъ вамъ, яко Господь Іисусъ въ нощь, въ нюже преданъ бываше, пріемъ хлѣбъ, и благодаривъ преломи, и рече: пріимите, ядите: сіе есть тѣло Мое, еже за вы ломимое; сіе творите въ Мое воспоминаніе. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сія чаша новый завѣтъ есть въ Моей крови. Елижды бо, присовокупляетъ апостолъ, аще есте хлѣбъ сей и чашу сію піете, смерть Господню возвѣщаете, дондеже пріидетъ (1 Кор. 11, 23-25). Что можетъ быть яснѣе словъ сихъ? Апостолъ съ точностію повторяетъ волю Господню: пріимите, ядите. Апостолъ передаетъ волю Господа въ словахъ, совершенно ясныхъ и опредѣленныхъ; для всѣхъ принадлежащихъ къ новому завѣту, говоритъ онъ, установлена сія вечеря: сія чаша новый завѣтъ въ крови Моей; всѣ, которые хотятъ помнить Господа, должны участвовать въ сей вечери: сіе творите въ Мое воспоминаніе. Апостолъ присовокупилъ еще и свои слова о смыслѣ словъ Господнихъ; дотолѣ, говоритъ онъ, имѣетъ совершаться сія вечеря, пока пріидетъ Господь на судъ, т. е. до скончанія вѣка: елижды ясте хлѣбъ сей и чашу сію піете, смерть Господню возвѣщаете, дондеже пріидетъ. Теперь спрашивая: нужно ли исполнить волю Господа? Безъ сомнѣнія, нужно; ибо горе непокаряющимся волѣ Господа. Нужно ли исполнять такую волю Господа, которая простирается на всѣ времена? Еще болѣе нужно; ибо въ этомъ случаѣ горе каждому, кто бы онъ ни былъ, и когда бы онъ ни жилъ, если только презираетъ онъ эту волю. Итакъ, подумайте, нужно ли пріобщаться вечери Господней, когда она установлена самимъ Господомъ, установлена на всѣ времена, установлена для всѣхъ?

И что такое предлагается на вечери Господней? Чаша благословенія, поучаетъ апостолъ, не общеніе ли крове Христовы есть? Хлѣбъ, его же ломимъ, не общеніе ли тѣла Христова есть (1 Кор. 10, 16)? Итакъ, на трапезѣ Господней предлагается подъ видомъ хлѣба самое тѣло Господне, и подъ видомъ вина животворящая кровь Господня. Скажите же, отъ чего удаляются, удаляясь отъ вечери Господней? Чѣмъ пренебрегаютъ, пренебрегая вечерею Господнею. Страшно подумать!

Какія дѣйствія совершаетъ евхаристія въ причащающихся ея? Чего лишаются отступающіе отъ нея? Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, говоритъ Господь, во мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 6, 56). Вотъ первое дѣйствіе великой тайны! О, таинство чудное и славное! Пріобщающійся тайны евхаристіи соединяется съ самимъ Господомъ. О, дивная, непостижимая благость Божія! Братія! Укажите мнѣ, какого блага — болѣе высшаго могъ бы желать человѣкъ послѣ сего неизмѣримаго блага? Бреніе соединяется съ Создателемъ! Грѣшный соединяется съ Всесвятымъ! Бѣдный, немощный, полумертвый — соединяется съ Животворящимъ и Всемощнымъ! Чего желать еще человѣку? И чего нельзя надѣяться ему отъ такой милости?

И подлинно, послушайте слова Господа: сія есть кровь Моя, говорилъ Онъ, за вы и за многая изливаемая во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 26, 28), т. е., въ сей чашѣ кровь Моя, та кровь, которая изливается во оставленіе грѣховъ; пійте же ее, — она прощаетъ грѣхи грѣшникамъ, она освящаетъ грѣшниковъ. Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, имать животъ вѣчный (Іоан. 6, 54), говоритъ Господь. Итакъ, вотъ и еще дѣйствіе тайны! Она даруетъ жизнь вѣчную. Ты страждешь по душѣ и тѣлу? она — врачевство оживляющее. Ты изнемогаешь въ борьбѣ со страстію? Приступи къ святой евхаристіи, — она даетъ новыя силы. Кто исчислитъ всѣ дѣйствія чудной тайны, когда она есть тайна жизни? Ощутительный плодъ вкушенія ея является вѣрующимъ то свѣтомъ въ умѣ, то радостію въ сердцѣ, то покоемъ сладкимъ въ душѣ, то живѣйшимъ ощушеніемъ любви къ Господу, то ревностію къ подвигамъ духовнымъ.

Если же святая евхаристія есть хлѣбъ жизни, дарующій и прощеніе грѣховъ, и силы духовныя: то съ чѣмъ остается человѣкъ, лишая себя сего животворнаго хлѣба? Съ грѣхами и страстями. Какое опасное положеніе!

Но не гаданіе ли это человѣческое? Нѣтъ, братія; дѣло спасенія нашего основано не на гаданіяхъ, а на вѣрномъ словѣ Господа. Аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53). Кто говоритъ слова сіи? Самъ Сынъ Божій, Самъ Господь нашъ, Коего каждое слово ей и аминь — вѣрно, непреложно такъ, какъ ничто болѣе на свѣтѣ. Что же значатъ слова сіи? Онѣ очень ясны: кто не хочетъ причащаться тѣла и крови Господней, какъ іудей, не можетъ быть тотъ живымъ. Христіанинъ родился въ водѣ крещенія; вода крещенія, напоенная силою Духа Святаго, образовала въ немъ новаго человѣка, это духовный младенецъ. Представьте же себѣ: если бы вы младенцу не давали пищи и питія, остался ли бы онъ живъ? Нѣтъ! Сила благодати, пріемлемая въ крещеніи, конечно, сильнѣе, чѣмъ сила жизни, сообщаемая младенцу при рожденіи; она однажды дана и не истребляется. Но вы знаете, чтó значитъ земная жизнь для христіанина? Знаете, сколько искушеній, сколько болѣзней, сколько опасностей испытываетъ душа, и по отрожденіи въ водѣ крещенія! До какого изнеможенія могутъ доводить ее грѣхи и страсти! Гдѣ же подкрѣпленіе для нея слабой, гдѣ пища для нея голодной гдѣ утѣшеніе для нея, поражаемой скорбями? И до чего можетъ дойти она, изнуряемая грѣхами и страстями? Случалось ли вамъ видѣть бѣднаго младенца, борющагося съ смертію, терзаемаго муками разлученія тѣла съ жизнію? Вы видите — онъ еще не мертвъ; но какая это ужасная жизнь! Вы закрываете глаза, чтобы не видѣть страшной борьбы жизни съ смертію. Увѣрьтесь же, что это точный образъ той души, которую много лѣтъ, или и всегда, оставляютъ безъ пищи небесной. Она именуется живою, она еще не умерла: но страшно положеніе ея! Смерть духовная терзаетъ ее. Жизнь духовная въ ней неразвита, остается въ младенчествѣ; а страсти и грѣхи изсушили, истерзали, довели ее до совершеннаго разстройства. Истинно слово Господа: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, не піете крове Его, живота не имате въ себѣ.

Чѣмъ же люди оправдываютъ уклоненіе свое отъ таинства евхаристіи? «Мы вѣримъ, говорятъ одни, что святая евхаристія — дѣло великое: но гдѣ она нынѣ»? Это означаетъ, что нынѣ, какъ говорятъ эти люди, нѣтъ у насъ церкви, нѣтъ и тайны. Несчастные — они враждуютъ и на церковь Христову, и на страшную тайну. Ослѣпленные не видятъ, какая страшная участь ждетъ ихъ — мятежниковъ. Ихъ ожидаетъ та же участь, какая постигла мятежныхъ ангеловъ, низверженныхъ за мятежъ съ неба въ геенну, — та же самая, какая ждетъ всѣхъ враговъ креста Христова (Флп. 3, 18-19). Нѣтъ церкви? Кто это говоритъ? Не возмутитель ли противъ самаго Господа? Въ иномъ видѣ, хотя и хотѣлъ бы, не могу представить его. Ибо Господь сказалъ намъ: церкви Его не одолѣютъ и врата адова (Матѳ. 16, 18); она стои́тъ твердо, такъ какъ непобѣдимъ глава ея Господь; она есть столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15). Говорятъ: мы вѣримъ въ тайну. Но, гдѣ же та тайна, въ которую вѣруютъ? Тайна Христова должна быть на землѣ; она должна совершаться здѣсь, дондеже пріидетъ, т. е. до скончанія вѣка: это словá, это воля Господа. Кто же можетъ отмѣнить волю Господа? Кто можетъ уничтожить опредѣленіе Вышняго? Не одно ли своеволіе, не одна ли вражда богоотступная? Тиру и Сидону отраднѣе будетъ въ день судный (Матѳ. 11, 22), нежели людямъ, которые знаютъ волю Господа, и нагло попираютъ ее. Къ кому воззовутъ они о помощи въ день суда? Ко Христу? Но они отвергли Его, открекшись отъ тѣла и крови Его; не знаю васъ, скажетъ Онъ имъ, какъ вы не знали Меня. Къ церкви святыхъ? Но надъ нею ругались они, изгоняли ее изъ міра, бѣгали отъ нея, какъ отъ грѣха. Къ крови ли Ходатая, очищающей грѣхи и оживляющей мертвыхъ насъ? Они ею не запечатлѣны, никогда не питались ею. Несчастные! Никто и ничто не защититъ ихъ, но все возстанетъ противъ нихъ — и Господь и церковь Его, и кровь Его и слово Его! Твердятъ слѣпцы: «старцы говорятъ, что можно спастись безъ причастія». Старцы говорятъ? Аще мы, или ангелъ благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ: анаѳема да будетъ. Слышите ли? Если бы и ангелъ благовѣстилъ противное ученію апостола, а его ученіе о евхаристіи вы слышали: анаѳема! Говорятъ: мы идемъ по слѣдамъ подвижниковъ, пребывавшихъ въ пустыняхъ безъ причастія. Въ чемъ же подражаютъ они подвижникамъ? Тѣ жили какъ ангелы, а они? Тѣ жили въ пустыняхъ по обѣту, а они? Тѣ за блаженство считали для себя, когда могли пріобщаться, а они? Ужели отвергать святую евхаристію по упорству въ заблужденіи, какъ они отвергаютъ, и не принимать святой евхаристіи по глубокому смиренію и вслѣдствіе обѣта, означаетъ — одно и то же? Послѣ того, не станутъ ли утверждать, что хула на святыню тоже, что хвала святынѣ?

Братія! Свято чувство смиренія, оно необходимо для каждаго; оно — печать истиннаго христіанина. Имѣйте смиренномудріе всегда, тѣмъ болѣе тогда, какъ приступаете къ страшной тайнѣ. Вы приступаете къ Господу страшному въ величіи, грозному въ правдѣ. Пусть будетъ и то, что чувство смиренія, чувство недостоинства своего, на нѣсколько времени, удержитъ васъ, вмѣстѣ съ мытаремъ, вдали отъ святилища Божія; не дозволитъ вамъ дерзновенно приступить къ святой тайнѣ. Но помните, что истинное смиреніе не дозволитъ себѣ замѣнять тайну Господню своимъ вымысломъ, — оно удерживается на время отъ тайны только для того, чтобы лучшимъ образомъ исполнить волю Божію о тайнѣ. Бываетъ, что и сатана преобразуется въ ангела святаго (2 Кор. 11, 14). Бываетъ, что подъ покровомъ смиренія скрывается только лукавство грѣха. Надобно повѣрять себя; надобно повѣрять дѣла свои, дѣла ли онѣ истиннаго смиренія? Смиреніе оказываетъ себя покорнымъ власти, себя признаетъ ниже всѣхъ, плачетъ о грѣхахъ, подвизается въ постѣ и молитвѣ, страшится суда Божія. Да избавитъ Богъ каждаго отъ смиренія лицемѣровъ! Но, не для ангеловъ учреждена тайная трапеза, а для людей, для людей немощныхъ, слабыхъ склонныхъ къ грѣху до самаго гроба. Будь твердо увѣренъ, что если бы ты былъ и такъ чистъ, какъ чисты ангелы святые, — и тогда ты не долженъ считать себя достойнымъ причастникомъ тайны. Ты омытъ водою крещенія, ты очистилъ себя слезною исповѣдію: вотъ твое приготовленіе къ тайнѣ! Ты не престаешь чувствовать себя грѣшникомъ? Приступи къ трапезѣ, учрежденной во оставленіе грѣховъ; она попалитъ терніе грѣховъ твоихъ. Ты хододенъ и мраченъ, сухость тяготитъ духъ твой? Но, если ты таковъ и тогда, какъ касаешься источника жизни: что-жъ будетъ съ тобою, когда ты будешь лишать себя общенія съ жизнію вѣчною? Нѣтъ, по тому-то самому, что чувствуешь нищету души твоей, спѣши обогатиться богатствомъ Христовымъ.

Другой говоритъ: совѣсть обличаетъ меня въ тяжкихъ грѣхахъ, удерживаетъ грознымъ судомъ отъ трапезы Господней. Если такъ: слóва нѣтъ, — удержись на время отъ трапезы; омой грѣхи покаяніемъ, очистись слезами сокрушенія. Ядый бо и піяй недостойнѣ судъ себѣ ястъ и піетъ (1 Кор. 11, 29). Но, удержись отъ страшной тайны для того только, чтобы приготовить душу къ тайнѣ покаяніемъ, а не за тѣмъ, чтобы мыслію о недостоинствѣ прикрывать безпечность о душѣ своей; — не за тѣмъ, чтобы творить волю страстей въ забвеніи о вѣчности. Примѣры спасенія для тебя показаны. Спѣши вслѣдъ за плачущею блудницею къ пречистымъ стопамъ Господа; спѣши собрать слезъ, сколько можешь, — страха, сколько найдешь въ душѣ, и лобызай ноги Господа; прикоснись къ очистительному огню плоти и крови Его. Тяжки грѣхи твои? Но скажи: Господи! не требуютъ здоровые врачей, а больные; боленъ я, гноятся струпы грѣховъ моихъ, отъ ногъ до головы нѣтъ во мнѣ цѣлаго мѣста; исцѣли, очисти меня. Врачу душъ и тѣлесъ! угль тѣла Твоего да очиститъ скверны мои, животворящая кровь да оживитъ меня, умерщвленнаго грѣхомъ.

Но вотъ и еще отговорки отъ священной тайны: «я занятъ заботами по дому, по долгу, говоритъ иной; когда причащаться»?

Никто не станетъ осуждать усердія къ обязанностямъ службы. Но развѣ не поставляется у насъ въ обязанность каждому служащему приступать къ святой евхаристіи? Много занятій по службѣ? Божія Богови, и кесарева кесареви (Матѳ. 22, 21). Много трудовъ по службѣ? Но, если труды бóльше для честей, чѣмъ для службы, умѣрь трудолюбіе, а пища небесная, къ которой зоветъ тебя церковь, подкрѣпитъ силы твои для вѣрнаго служенія отечеству земному. Припомни и то, сколько убито времени, сколько истрачено силъ для страстей и пустоты: остановись же хотя на недѣлю для отдыха душѣ.

Ты занятъ заботами житейскими? чтó ты говоришь? Ждетъ тебя Господь, а ты ссылаешься на заботы о землѣ. Одумайся. Развѣ вѣчная жизнь не стóитъ твоей заботы? Развѣ вѣчныя нужды меньше для тебя, чѣмъ нужды земныя? Развѣ голодъ, отъ котораго можетъ погибнуть душа твоя, не страшенъ тебѣ? Иначе — съ чѣмъ ты явишься туда?

Братія! Прославимъ неизреченное милосердіе Сына Божія къ намъ грѣшнымъ; устрашимся быть презрителями неизглаголаннаго дара Его. Аминь.

1843 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 519-525.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0