Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу.

Слово въ недѣлю православія, въ началѣ обряда православія.

Что хотимъ мы дѣлать, братія? Не такое ли что нибудь, чѣмъ, быть можетъ, оскорбятся нѣкоторые? Не такое ли что нибудь, за что, быть можетъ, осудятъ насъ нѣкоторые? Правда, судъ человѣческій не очень важенъ: судъ человѣческій можетъ быть далекъ отъ истины. Тѣмъ не менѣе надобно заботиться, чтобы не оскорблялась совѣсть братій нашими поступками, надобно показать, что не мы ошибаемся, а другіе. Итакъ, нѣсколько минутъ на размышленіе: что хотимъ мы дѣлать? что за судъ, который хотимъ повторить?

Спаситель нашъ Господь Іисусъ, подавая исцѣленіе больному, прежде чѣмъ исцѣлилъ его, сказалъ: отпущаются тебѣ грѣси твои. Фарисеи и книжники, услышавъ слова Его, сказали: сей хулитъ, кто можетъ отпущати грѣхи? Книжники были люди ученые; они поняли, и справедливо поняли, что Христосъ Іисусъ, усвояя себѣ власть прощать грѣхи, усвояетъ себѣ то, что принадлежитъ единому Богу. Сей хулитъ, богохульствуетъ, говорили они, беретъ на себя не принадлежащее ему и принадлежащее единому Богу, иначе — похищаетъ власть у Бога. Въ чемъ была ошибка книжниковъ? Чего не поняли люди ученые? Они не поняли или не хотѣли понять, что Христосъ Іисусъ есть Сынъ Божій, также всемогущій, также вседержащій, какъ и Богъ Отецъ. Дѣла Его показывали, что Онъ болѣе, чѣмъ сынъ человѣческій, что Онъ всевѣдущъ и всемощенъ, какъ Богъ. Но люди были слѣпы отъ дѣйствія страстей и не видѣли того. Отецъ не судитъ никому же, но весь судъ даде сынови, училъ еще Сынъ Божій. Власть судить, власть вязать и разрѣшать принадлежитъ Богу, но она же принадлежитъ и Сыну Божію. Вотъ кому первоначально принадлежитъ судъ надъ совѣстію людей.

Принадлежитъ ли онъ еще кому нибудь? Безъ сомнѣнія можетъ принадлежатъ тому, кому дастъ Сынъ Божій. Дана ли власть Сыномъ Божіимъ кому либо на землѣ? Дана. О томъ говоритъ самъ Сынъ Божій. Аще и церковь преслушаетъ, училъ Онъ, буди тебѣ, яко же язычникъ и мытарь (Матѳ. 18, 27). Что это такое? Спаситель говорилъ, что если ты увидишь согрѣшающаго брата: то скажи ему о грѣхѣ его на единѣ. Если не послушаетъ, возьми другаго брата. Если и послѣ того не исправится: повѣждь церкви. Если же и церкви не послушаетъ: буди тебѣ яко же язычникъ и мытарь, да будетъ онъ для тебя тоже, что язычникъ и мытарь, да будетъ онъ для тебя человѣкомъ, съ которымъ ты болѣе не долженъ имѣть никакого общенія: онъ отвергъ церковь, отверженъ и церковію, и ты, который состоишь въ связи съ церковію, потому самому не долженъ быть въ связи съ тѣмъ, который болѣе не принадлежитъ церкви. — Вотъ точное ученіе Сына Божія! Елика аще свяжете на земли, говоритъ въ тоже время Сынъ Божій, будутъ связаны на небесѣхъ, и елика аще разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на небесѣхъ. — Это еще яснѣе и сильнѣе. То, что вы разрѣшите на земли, будетъ разрѣшено на небѣ. Кто вы? Прежде далъ власть вязать и разрѣшать церкви; теперь говоритъ: вы свяжете, вы разрѣшите. Кто же вы? Можете видѣть, что власть передается не всей церкви, а извѣстнымъ лицамъ. Кто же эти лица? Не одни ли апостолы? Но Спаситель сказалъ, что передаетъ власть церкви; слѣд. уже не однимъ апостоламъ, слѣд. какимъ нибудь лицамъ, которыя имѣли быть въ церкви послѣ апостоловъ, которыя имѣли быть преемниками апостоловъ. Да и почему передаетъ Онъ великую власть свою? Аще согрѣшитъ къ тебѣ братъ твой, говоритъ Онъ. Что это значитъ? То, что власть передается по той причинѣ, что возможны согрѣшающіе. Представьте же себѣ: если во время апостоловъ возможны были грѣшники, требовавшіе власти вязать и разрѣшать: что же сказать о временахъ послѣдующихъ?

Братія! терпятъ ли въ обществѣ человѣческомъ непокорныхъ? Нѣтъ. И оно подвергаетъ ихъ наказанію. Какому? Иныхъ даже исключаетъ изъ своего общества, велитъ умирать смертію политическою? По какому праву? Нѣсть власть, аще не отъ Бога. Скажите, съ чего хотятъ, чтобы общество духовное могло терпѣть у себя непокорныхъ? Какъ думать, что такое высокое общество, котораго члены, живя на землѣ, живутъ на небѣ, не было уполномочено властію отсѣкать отъ себя непокорныхъ, или что тоже, предавать анаѳемѣ.

Въ церкви коринѳской одинъ человѣкъ сдѣлалъ грѣхъ тяжкій грѣхъ такой, какого, какъ писалъ апостолъ, не слышно даже у язычниковъ: но коринѳяне не обратили на то судебнаго вниманія. И апостолъ писалъ: во имя Господа нашего, собравшимся намъ и духови вашему, предати таковаго сатанѣ. Изжените злаго отъ васъ самѣхъ (1 Кор. 5, 1-5). Вотъ примѣръ тому, что при апостолахъ была судебная власть, исключавшая тяжкаго и нераскаяннаго грѣшника изъ чистаго общества христіанскаго! Вотъ опытъ того, что не себѣ только апостолъ усвоялъ власть поражать грѣшника наказаніемъ, но говорилъ, что-бы въ коринѳской церкви предали грѣшника сатанѣ.

И такъ церковь произноситъ судъ на нѣкоторыхъ потому, что судъ сей данъ ей сыномъ Божіимъ.

Послѣ того, что сказано о происхожденіи суда церковнаго надъ упорными грѣшниками, кто посмѣетъ отнимать у церкви право анаѳемы? На то могутъ отваживаться только люди, которые влаются и скитаются всякимъ вѣтромъ ученія во лжи человѣчестѣй, въ коварствѣ козней льщенія (Ефес. 6, 14). Церковную терпимость ересей и расколовъ допускали и могутъ допускать только люди, для которыхъ истина и ложь, нечестіе и благочестіе — одно и тоже, люди, которые колеблются на каждомъ шагу, не имѣя ни въ умѣ ни въ сердцѣ твердой вѣры; называются христіанами, а въ душѣ кланяются то Магомету, то Далай-Ламѣ. Иначе тѣ, которые знаютъ и любятъ истину, не могутъ стоять между истиною и заблужденіемъ. Они, не колеблясь, говорятъ: это — истина и не можетъ быть ложью; это истина и ее готовъ я защищать моею кровью; или: это ложь и не можетъ быть истиною; это ложь, и я ни за что не соглашусь преклониться предъ нею.

На кого произноситъ церковь анаѳему?

Она предаетъ анаѳемѣ не признающихъ бытія и промысла Божія. Но такихъ людей осуждали и язычники.

Она поражаетъ гнѣвнымъ судомъ тѣхъ, которые утверждаютъ, что Богъ не есть Духъ, а плоть, или подобный намъ человѣкъ. И такихъ людей осуждали лучшіе изъ язычниковъ; а между христіанами приближались къ нимъ темные суевѣры, полагавшіе образъ Божій въ бородѣ и усахъ человѣка.

Она предаетъ анаѳемѣ тѣхъ, которые не признаютъ единосущіе Сына Божія и Духа Святаго съ Богомъ Отцемъ и отвергаютъ Святую Троицу. Но дѣло рѣшенное, эти догматы — отличительные догматы христіанскаго откровенія.

Она анаѳематствуетъ тѣхъ, которые утверждаютъ, что пришествіе Сына Божія въ міръ, Его страданіе и смерть — не нужны; осуждаетъ тѣхъ, которые говорятъ, что искупленіе Сына Божія не есть единственное средство къ оправданію нашему предъ Богомъ. Но люди, которые не чувствуютъ нужды въ спасеніи людей Богомъ, не имѣютъ въ себѣ даже начальныхъ чувствъ христіанской жизни и хуже язычниковъ, сознававшихъ свою виновность.

Она предаетъ анаѳемѣ тѣхъ, которые не признаютъ безмужнаго зачатія Сына Божія и почитаютъ Христа Іисуса простымъ человѣкомъ. — Но это слѣпые іудейскіе книжники.

Она осуждаетъ тѣхъ, которые утверждаютъ, что пророки и апостолы писали свои писанія не по вдохновенію Духа Божія и Духъ Святый не дѣйствуетъ въ сердцахъ вѣрующихъ; осуждаетъ тѣхъ, которые не принимаютъ св. таинствъ. Но это опять люди, не понимающіе ни себя, ни исторіи человѣчества и довольные языческою правдою.

Наконецъ она осуждаетъ не считающихъ грѣхомъ бунтовать противъ государей. Но это враги человѣческіе и Божіи.

Такимъ образомь церковь поражаетъ анаѳемою такихъ людей, которые осуждены откровеніемъ Божіимъ. Послушайте, что пишетъ возлюбленный ученикъ Христовъ Іоаннъ? Всякъ духъ, говоритъ онъ, иже не исповѣдуетъ Іисуса Христа во плоти пришедша, сей отъ Бога нѣсть и есть антихристовъ (1 Іоан. 4, 3). Послушайте, что проповѣдуетъ ап. Павелъ? Онъ учитъ: аще кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ проклятъ (1 Кор. 16, 2). Аще мы, или ангелъ съ небеси: благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ; анаѳема да будетъ (Гал. 1, 3).

Что скажутъ еще противъ суда церкви? Страшно, говорятъ, подумать, какой грозный судъ произноситъ церковь, — церковь, которой гласъ, казалось, долженъ быть гласомъ одной любви? Да, братія, страшно; страшно потому, что судъ церкви есть судъ Божій, судъ Сына Божія. О! кто дастъ намъ трепетъ Іереміи, трепетавшаго за Іерусалимъ, поражаемый гнѣвомъ Божіимъ? Кто дастъ потоки слезъ, которыя проливалъ пророкъ Божій, оплакивая участь Израиля нечестиваго? Но что говорю я о трепетѣ и слезахъ Іереміи? Такой ли трепетъ, такія ли слезы, такая ли скорбь необходимы намъ, когда слышимъ судъ Божій, осуждающій грѣшника на вѣчныя муки? О! братія! страшно впасти въ руцѣ Бога живаго. А судъ церкви, повторяемъ, есть судъ Божій.

Но зачѣмъ онъ — не судъ любви? Затѣмъ, братія, что нераскаянный грѣшникъ не понимаетъ, не принимаетъ суда любви, тогда какъ церковь одного и желаетъ для всѣхъ — спасенія вѣчнаго. Самолюбивы, величавы, горди, хульницы, нагли, напыщени, сластолюбцы, имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіеся (2 Тим. 3, 2-5) не внимаютъ никакимъ внушеніямъ любви и, по гордости своей, ставятъ себя выше церкви, отдѣляются сами отъ нее.

Пусть такъ, говорятъ, пусть Арій, пусть Македоній поражены анаѳемою: къ чему же повторяется она теперь? Да, еслибы мы были столько внимательны къ себѣ, чтобы не было между нами Аріевъ и Македоніевъ: церковь не повторяла бы грознаго суда своего. Не несчастные мы! Сколько между нами является Аріевъ и Македоніевъ, даже болѣе дерзкихъ въ богохульствахъ, чѣмъ были и тѣ и нагло проповѣдуютъ ложь! Сколько людей, которые отлучались, какъ отлучился гордый Новатъ, отъ общенія съ церковію и употребляютъ мѣры увлекать вмѣстѣ съ собою многихъ другихъ! Не разумѣя яже глаголютъ, не понимая, чего хотятъ, о чемъ говорятъ, что видятъ въ обветшавшей граматѣ, они упорно уклоняются отъ тѣхъ, которые хотѣли бы и могли бы сказать полезное душѣ, уклоняются сами и отклоняютъ другихъ. Что остается св. церкви въ такомъ положеніи? Не сама ли любовь обязываетъ ее поражать суемудріе страхомъ и безславіемъ анаѳемы? Гордость суемудрія находитъ себѣ пищу въ томъ, что думаетъ жить ненаказанно по своему. Пусть же слышитъ она, что есть судъ на гордое суемудріе, судъ, произносимый на землѣ и повторяемый на небѣ. Врачъ не отъ жестокости, а по мудрой любви, отнимаетъ заразившійся членъ тѣла: онъ желаетъ тѣмъ спасти прочіе члены тѣла отъ заразы. Тоже самое дѣлаетъ и св. церковь. Страхомъ суда на непокорныхъ предостерегаетъ она неосторожныхъ отъ общенія съ людьми непокорными; предавая позору заблужденіе, она спасаетъ умы простые отъ общенія съ заблужденіями. Такъ заповѣдалъ поступать апостолъ Божій: еретика человѣка, если онъ по первомъ и второмъ наказаніи, вразумленіи не исправится, отрицайся, удаляйся (Тит. 3, 10). Молю вы, братіе, блюдитеся отъ творящихъ распри и раздоры и уклонитеся, удаляйтеся, отъ нихъ (Рим. 16, 17).

Нѣтъ, не судъ, чуждый сердцу матери, выражаетъ собою судъ церкви. Вы увидите, вы услышите, какъ она со всѣми чадами преклонитъ колѣна предъ Господомъ за спасеніе заблуждающихъ. Вы увидите, вы услышите, какъ будетъ она умолять Господа Іисуса заслугами Его, дабы онъ далъ духъ раскаянія тѣмъ, которые подвергаютъ себя анаѳемѣ. О! когда бы сами заблудшіе тронулись слезами матери, которыя проливаетъ она за нихъ предъ Господомъ и предъ всѣми святыми Его! Прославляя поборниковъ православія, чего желаетъ церковь, какъ не торжества для истины, какъ не славы для того имени, которое одно достойно славы?

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, нынѣ и во вѣки. Аминь.

1850 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 514-519.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0