Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу.

Бесѣда III. О блудномъ сынѣ,
въ субботу первой недѣли поста.

Многіе изъ насъ въ сіи дни исповѣдали грѣхи свои. Многіе удостоиваются причаститься св. таинъ. Знаете ли, какъ это много значитъ! Знаете ли, какъ надобно радоваться, какъ надобно благодарить благость Божію! Мы видѣли только то, что совершилось на небѣ? О! какая дивная, какая величественная тайна — примиреніе грѣшника съ небомъ! Только сшедшій съ неба Сынъ Божій могъ сказать о томъ, что совершается на небѣ при примиреніи грѣшника съ небомъ. Послушаемъ, какъ Спаситель описываетъ принятіе возвращающагося грѣшника Отцемъ небеснымъ.

Еще же ему далече сущу, узрѣ его отецъ его и милъ ему бысть Когда блудный сынъ былъ еще далеко, увидѣлъ его отецъ его и сжалился надъ нимъ; виновный сынъ еще не явился къ отцу, еще не проситъ прощенія, а отецъ уже увидѣлъ его взоромъ любви и сжалился надъ нимъ.

Такъ принимаетъ и Отецъ небесный кающагося грѣшника. Всевѣдѣніе Его видитъ и любовь Его жалѣетъ еще прежде, чѣмъ грѣшникъ является къ Нему. Зоркое око любви Его видитъ грѣшника еще въ бѣдственномъ его положеніи, еще при первомъ его сознаніи своего бѣдствія, еще при первой мысли его о возвращеніи съ несчастнаго пути грѣха. Любовь Его всевѣдущая еще прежде, чѣмъ взываетъ къ Нему грѣшникъ о помощи, уже спѣшитъ къ грѣшнику съ помощію. Почти всегда только нужды, только бѣдствія заставляютъ грѣшника вcпоминать объ Отцѣ небесномъ, а не любовь, какую онъ долженъ бы имѣть къ Нему: но любовь небесная не удерживаетъ тѣмъ милости своей къ грѣшнику. «Онъ довольно наказанъ, онъ наказалъ себя самъ», говоритъ она и жалѣетъ о несчастномъ грѣшникѣ.

И текъ паде на выю его и лобыза его. Тревожимый стыдомъ и страхомъ виновный сынъ робко шелъ къ отцу. Нѣжный отецъ побѣжалъ къ нему, кинулся на шею и цѣловалъ его.

О! любовь небесная, любовь непостижимая! Мало того, что не слышно ни однаго упрека ея неблагодарному грѣшнику. Какой пріемъ дѣлаетъ она грѣшнику! Она обиимаетъ его. Гнусныя одежды грѣшника не отталкиваютъ ее отъ грѣшника. Запахъ скотской пищи, которымъ проникнулся грѣшникъ, питавшійся ею, не удерживаетъ ея. Предъ сонмомъ чистыхъ духовъ она лобызаетъ смраднаго грѣшника. О! грѣшникъ! и ты еще можешь помнить о чемъ нибудь, кромѣ любви небесной? И ты еще можешь дорожить чѣмъ нибудь, кромѣ любви небесной?

Рече же ему сынъ: отче, согрѣтихъ на небо и предъ тобою и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой. Бываютъ и такія дѣти, которыя тогда, какъ отецъ, не взирая на всю виновность ихъ, принимаетъ ихъ со всею любовію, говорятъ въ себѣ: «дѣла идутъ, какъ нельзя лучше, — о чемъ задумываться? Заживемъ, какъ жили прежде». Да избавитъ Богъ каждаго родителя имѣть такихъ дѣтей.

Грѣшникъ милуемый Отцемъ небеснымъ! Какъ бы ни велика была въ тебѣ любовь Отца небеснаго: не забывай, что ты грѣшникъ. Не забывай взывать къ Нему: Отче! согрѣшихъ на небо и предъ Тобою, нѣсмь достоинъ нарещися сынъ Твой. Подумай — при твоемъ недостоинствѣ, чѣмъ больше оказывается къ тебѣ любви со стороны Отца небеснаго, не яснѣе ли, не тяжелѣе ли становится твое недостоинство? Потому-то велятъ намъ радоваться не иначе, какъ со страхомъ и трепетомъ. Иначе забвеніе о грѣхахъ уже само по себѣ есть грѣхъ и оно же влечетъ за собою новые грѣхи, а тѣмъ заграждаетъ къ намъ доступъ благодати. Точно такъ памятованіе о грѣхахъ, смиряя и умягчая сердце наше, отверзаетъ въ него входъ новымъ и бóльшимъ дарамъ любви небесной.

Рече же отецъ къ рабомъ: изнесите одежду первую, и облецыте его и дадите перстень на руку его и сапоги на нозѣ (ст. 22).

При первой встрѣчѣ съ сыномъ отецъ ни слова не сказалъ сыну, но самымъ пріемомъ сказалъ ему слишкомъ много. Теперь онъ не только благословляетъ, но осыпаетъ его дарами.

Три дара, которыхъ удостоиваетъ Отецъ кающагося сына, по общему и слѣдовательно справедливому объясненію, означаютъ полный отвѣтъ кающемуся грѣшнику, тотъ отвѣтъ, что Отецъ небесный принимаетъ его, какъ милаго сына, съ щедрою любовію нѣжнаго отца.

Что значитъ одежда для полунагаго бѣдняка? То, что срамъ его прикрытъ, наготы его не видно, ему уже болѣе не стыдно людей. Полунагой, бѣдный грѣшникъ, но грѣшникъ кающійся, точно такъ же получаетъ одежду, т. е. оправданіе; срамота грѣховъ его прикрывается милостію Божіею (Псал. 84, 3), нечестіе сердца его предается забвенію (Псал. 31, 5), и онъ безъ стыда можетъ явиться въ сонмѣ ангеловъ. Любовавшемуся собою ангелу лаодикійской церкви Господь говоритъ въ откровеніи: совѣщаю тебѣ купити отъ Мене одѣяніе бѣло, да облечешися и да не явится срамота наготы твоея (Апок. 3, 18). Вотъ объясненіе нечеловѣческое одежды, которую получаетъ кающійся грѣшникъ!

Кающемуся сыну дается перстень на руку. Перстень у древнихъ носили только благородные и не смѣли носить рабы (Іак. 2, 2). Такъ Іосифъ получилъ отъ Фараона перстень, какъ самое высокое отличіе (Быт. 41, 42; 38, 18). Итакъ, если кающемуся грѣшнику дается въ награду за раскаяніе перстень: это значитъ, что онъ получаетъ свободу, духъ всыновленія, что онъ уже не рабъ грѣха, не сынъ грѣшной земли, а сынъ неба, сынъ царства небеснаго, что онъ ужъ не томится страхами казней, какъ невольникъ и невольникъ преступный. И сапоги на ногу его. Быть обуту въ сапоги означаетъ на языкѣ писанія имѣть готовность и силу служить евангелію мира (Ефес. 6, 15). Грѣшникъ самъ по себѣ слабъ, разстроенный грѣхомъ, онъ не умѣетъ свободно ходить по путямъ заповѣдей. Кающемуся грѣшнику дается сила для шествія по заповѣдямъ Божіимъ. Отецъ небесный говоритъ ему: «я озабоченъ и тѣмъ, чтобы ты въ родительскомъ дому ходилъ не какъ рабы, безъ сапогъ, — будь покоенъ, все готово для тебя, ты будешь ходить какъ сынъ неба, твердою, свободною, стопою».

И приведше телецъ упитанный заколите и ядше веселимся, яко сынъ мой сей мертвъ бѣ и оживе, изгибъ бѣ и обрѣтеся, и начаша веселитися (ст. 23).

Сынъ пришелъ къ отцу голодный. Отецъ не только поспѣшилъ утолить голодъ его но устроилъ великолѣпное торжество.

Къ кому это обращается Отецъ небесный, призывая дѣлить радость Его о кающемся грѣшникѣ? Откровеніе говоритъ намъ, что радость бываетъ на небеси, предъ ангелы Божіи, о единомъ грѣшникѣ кающемся (Лук. 15, 7. 10). Тоже безъ сомнѣнія должно разумѣть и о святыхъ Божіихъ, переселившихся съ земли на небо. И такъ видите, какое торжество о грѣшникѣ кающемся! Радуется грѣшникъ, радуются ангелы и святые, радуется Богъ.

Радуются ангелы и святые. Ибо видятъ непостижимую благость Божію, видятъ, что братъ ихъ, который стоялъ на краю погибели, помилованъ и вмѣстѣ съ ними будетъ славить Господа. Радуется Богъ. Ибо Онъ не хочетъ смерти грѣшника и вотъ грѣшникъ спасенъ. Легко отрадно бываетъ и нашему сердцу, когда мы успѣваемъ сдѣлать доброе дѣло для другихъ, помочь бѣдняку, спасти погибавшаго. Но что значитъ наше благорасположеніе къ другимъ въ сравненіи съ любовію Отца небеснаго.

Если же радуются святые и ангелы, радуется Богъ о кающемся грѣшникѣ: какъ же не радоваться самому грѣшнику? Онъ радуется. Ибо принятъ такъ, какъ нельзя было ожидать. Позоръ снятъ, свобода дана, силы укрѣплены. Мало того, — о немъ въ торжествѣ небо. Какъ велика радость о грѣшникѣ кающемся! Она такъ велика, что и описать ее нельзя. Это такая радость, о которой можно говорить только сравнительно, гадать приблизительно, но которой изобразить нельзя, такъ какъ для небесныхъ вещей нѣтъ словъ на языкѣ земномъ. Самъ Спаситель объясняетъ торжество неба о грѣшникѣ кающемся только сравненіями. Какъ имѣющій сто овецъ, говоритъ Онъ, и потерявшій одну изъ нихъ, оставляетъ девяносто девять и идетъ искать пропавшую, а найдя беретъ ее на плеча и созываетъ друзей и сосѣдовъ, порадуйтесь, говоритъ, со мною, я нашелъ пропавшую овцу: такъ и на небѣ радуются о кающемся грѣшникѣ (Лук. 15, 4-7). Какъ бѣдная женщина, имѣвшая десять драхмъ и потерявшая одну, зажигаетъ свѣчу, мететъ комнаты и ищетъ заботливо потерянную драхму, а когда находитъ, созываетъ подругъ и сосѣдокъ, идите, говоритъ, повеселитесь со мною подруги, я нашла потерянную мою драхму: такъ бываетъ радость у ангеловъ Божіихъ о единомъ грѣшникѣ кающемся (Лук. 15, 8-10).

Изъ притчи о сынѣ погибшемъ и найденномъ видимъ, что отецъ созываетъ весь домъ свой къ веселію: веселимся, говоритъ онъ. И потомъ сказано: и начаша веселитеся, начали пѣть и ликовать. Небо огласилось пѣснями радости, хвалы, благодарности о кающемся грѣшникѣ. Чудное торжество! Чудная радость! Душа кающаяся, облеченная плотію, можетъ отчасти ощущать эту радость, такъ какъ предметъ ея она сама: но знаетъ ее только небо.

Ап. Іоаннъ въ откровеніи своемъ видѣлъ торжество брака Агнчаго съ Церковію. Торжество началось, какъ показываетъ онъ, голосомъ, изшедшимъ отъ престола: пойте Богу нашему вси раби Его и боящіеся Его, и мали и велици. За тѣмъ слышенъ гласъ народа многа, яко гласъ водъ многихъ, и яко гласъ громовъ крѣпкихъ глаголющихъ: аллилуія, яко воцарися Господь Богъ Вседержитель. Радуемся и веселимся и дадимъ славу Ему, яко пріиде бракъ Агнчій и жена Его уготовала есть себе (Апок. 19, 5-17).

Таково торжество Агнчаго брака съ Церковію! Подобное же торжество бываетъ о союзѣ грѣшника съ Богомъ! Ибо благость Божія такова, что милости, изливающіяся на цѣлую Церковь, повторяются для каждой души, обращающейся къ Богу.

О! какъ не воскликнуть съ провидцемъ Божіимъ: блажени, ихже оставишася беззаконія, и ихже прикрышася грѣхи. Блаженъ мужъ, емуже не вмѣнитъ Господъ грѣха. Рѣхъ: исповѣмъ на мя беззаконіе мое Господеви и Ты оставилъ еси нечестіе сердца моего. За то помолится къ Тебѣ всякъ преподобный (Псал. 31, 2. 4).

Если же кто изъ каявшихся грѣшниковъ скажетъ: я каялся, но не ощущалъ подобной радости: такому слѣдуетъ сказать: виноватъ въ томъ ты самъ, другъ мой! У твоей исповѣди не доставало многаго, отъ того и радости у тебя не было. Послушай, чтó говоритъ намъ неложное слово Божіе. Приближитеся къ Богу и приближится къ вамъ. Смиритеся предъ Господемъ и вознесетъ вы (Іак. 4, 8. 10). На небѣ радуются по мѣрѣ того, какъ каются на землѣ.

Слава и благодареніе неизмѣримой любви Твоей, Отецъ нашъ небесный! Аминь.

1852 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 510-514.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0