Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу.

Бесѣда II. О блудномъ сынѣ,
въ среду первой недѣли поста.

Въ прежней бесѣдѣ о блудномъ сынѣ разсмотрѣли мы исторію своеволій блуднаго сына. Въ притчѣ Спасителя за исторіею своеволій слѣдуетъ исторія обращенія блуднаго сына (Лук. 15, 17-20). Теперь, когда св. церковь ожидаетъ и нашего искренняго обращенія къ Богу, прилично намъ имѣть во вниманіи, какъ несчастный сынъ возвращался къ отцу своему.

Въ себе же пришедъ, рече: колико наемникомъ отца моего избываютъ хлѣбы, азъ же гладомъ гиблю (ст. 17).

Когда распутства довели распутнаго сына до крайней нищеты: онъ очувствовался, пришелъ въ себя.

О! когда бы каждый грѣшникъ научался скорбями жизни самой близкой къ нему истинѣ, что предназначенному для неба не можетъ быть радостей на землѣ! Сего-то ожидаетъ, сего-то желаетъ отъ насъ Отецъ небесный.

Въ себе же пришедъ. Первое дѣйствіе, которое должно совершиться въ каждомъ обращающемся грѣшникѣ, есть самосознаніе. Грѣшникъ, пока остается грѣшникомъ, живетъ внѣ себя и не знаетъ себя. Многое извѣстно ему, что окружаетъ его, но не извѣстенъ ему онъ самъ. Желанія и мысли грѣшника разсѣяны по предметамъ страстей его; жизнь его — сонъ; мечты бродятъ въ сердцѣ его. Онъ не знаетъ, куда идетъ? Не знаетъ, что совершается въ немъ? Въ какомъ положеніи душа его? Все ли въ ней цѣло? Все ли на мѣстѣ? Нѣтъ ли порчи, нѣтъ ли разстройства въ организмѣ ея? Онъ не думаетъ объ этомъ, потому что смотритъ не на себя. Ничего нѣтъ ближе къ тебѣ, какъ ты самъ, человѣкъ! и ты не знаешь себя. Какая странность! Не думать о себѣ, не заботиться о себѣ — какое жалкое положеніе! Взгляни на себя, грѣшникъ! Посмотри на свое настоящее, подумай о своемъ прошедшемъ, брось взглядъ на будущее, ожидающее тебя. Вспомни, что ты человѣкъ.

Въ себе же пришедъ, рече: колико наемникомъ отца моего избываютъ хлѣбы, азъ же гладомъ гиблю.

О! какъ страшно положеніе, въ какомъ находитъ себя грѣшникъ, коль скоро приходитъ въ себя. «Я умираю съ голоду», говоритъ онъ. Да, чѣмъ питался онъ доселѣ? Пищею безсловесныхъ. Какъ же жить такою пищею? А пищи небесной, которая одна въ состояніи насыщать душу безсмертную, пріобрѣсть не на что и нечѣмъ. Силы разстроены грѣхомъ, навыки къ добру давно потеряны, дары благодати расточены. Разслабъ я, изнемогъ я отъ грѣха, Господи! Нѣтъ ни одной твердой мысли, изъ которой развивались бы желанія добрыя; нѣтъ ни одной доброй рѣшимости, изъ которой образовалось бы какое либо доброе настроеніе.

Горько, очень горько смотрѣть грѣшнику на свое положеніе, когда при томъ вспомнитъ о благости Отца небеснаго, когда вспомнитъ, колико наемникомъ въ дому его избываютъ хлѣбы. Въ дому Отца небеснаго съ избыткомъ достаетъ пищи для всего человѣчества. Онъ и самыхъ послѣднихъ рабовъ, людей самыхъ обыкновенныхъ надѣляетъ благостію своею. Онъ пробавляетъ въ довольствѣ дни жизни человѣческой, которые, безпечность людей давно бы сократить могла. Онъ и для язычниковъ не оставилъ себя неизвѣстнымъ, съ небесе дожди дая и времена плодоносна, исполняя пищею и веселіемъ сердца ихъ (Дѣян. 15, 17); Онъ и имъ открылъ себя въ законѣ неписанномъ, въ законѣ сердца ихъ. А сынъ Его, столько дорогой сердцу Его, а сынъ Его, Которому Онъ явилъ столько любви Своей чрезъ отцовъ и пророковъ, которому Онъ послалъ для спасенія Сына Своего единороднаго, остается въ рубищахъ и борется съ голодною смертію? О! христіанинъ грѣшникъ! какъ горька твоя бѣдность! какъ безразсудно твое самоволіе, отъ котораго зависитъ вся твоя бѣдность!

Воставъ, иду ко отцу моему и реку: отче согрѣшихъ на небо и предъ тобою, такъ размышлялъ въ себѣ блудный сынъ. Онъ видитъ теперь, чего прежде не видалъ, что глубоко оскорбилъ онъ отца своего, когда неблагодарно пренебрегъ заботливою любовію его и пожелалъ жить на своей волѣ. «Согрѣшилъ я»; говоритъ онъ и не извиняетъ себя ни молодостію лѣтъ, ни пылкостію страстей; «согрѣшилъ я», говоритъ онъ, и ничѣмъ не думаетъ оправдываться.

Нужно ли говорить, слушатели, что каждый грѣхъ нашъ есть оскорбленіе Отцу нашему небесному, какъ пренебреженіе правъ величія Его, какъ несмысленное презрѣніе благости Его? Что же сказать о жизни, которая есть цѣпь грѣховъ? Грѣхи ваши восходятъ на небо, говоритъ священное писаніе. Грѣхъ, нарушая святую волю Божію, оскорбляетъ и небожителей, которымъ такъ дорога воля Божія; грѣшникъ нарушаетъ миръ небожителей, нарушая порядокъ установленный для вселенной.

Надобно каяться и каяться такъ, какъ раскаевается блудный сынъ, искренно, отъ всей души. Самолюбіе наше внушаетъ намъ извинять въ себѣ грѣхи наши разными предлогами, и мы, если и каемся, каемся въ половину. Но о Боже мой! ты будешь судить меня не потому, какъ говоритъ мнѣ самолюбіе, мое но какъ говорить будетъ правда Твоя. Къ чему же слушать мнѣ самолюбіе? И какъ несправедливы отзывы его о мнѣ! Самолюбіе извиняетъ въ насъ грѣхи наши то немощами природы, то примѣромъ другихъ, то благостію Божіею. Но немощи наши мѣшаютъ ли намъ быть сильными въ грѣхѣ? Немощи природы помѣшали ли святымъ Божіимъ содѣлаться святыми? «Не стать же жить наперекоръ многимъ? И почему не жить, какъ живутъ многіе»? Такъ говорятъ иные. — Но многіе погибающіе не спасутъ ни насъ, ни себя, отъ погибели. Намъ велѣно смотрѣть не на примѣръ многихъ, а на примѣръ святыхъ. Если бы и пришлось жить наперекоръ многимъ: живи, чтобы не погибнуть. Богъ милостивъ? Но какъ строга и правда Его къ нераскаянному грѣшнику! О! Господи! не уклони сердце мое въ словеса лукавствія непщевати вины о грѣсѣхъ. Не попусти мнѣ по нечестію сердца моего, чтобы придумывалъ я лукавыя оправданія грѣхамъ моимъ. Иначе, къ чему это послужитъ мнѣ? Только къ бóльшему осужденію. Грѣхъ извиняемый свободнѣе будетъ расти въ сердцѣ моемъ; а между тѣмъ страшно допускать грѣхъ до души и еще страшнѣе называть грѣхъ правдою; — послѣднее естъ дѣло сатаны.

И уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ твоихъ. Такъ говорилъ кающійся блудный сынъ.

Покаяніе, если оно таково, каковымъ быть должно, непремѣнно должно быть смиренное. Грѣшникъ искренно кающійся, сознается и чувствуетъ, что онъ грѣхами потерялъ права на милости отца къ сыну, потому что жилъ не какъ сынъ. Потому онъ считаетъ за милость, если дозволятъ ему быть въ домѣ отца въ числѣ слугъ. Испытавъ горечь грѣха, узнавъ низость беззаконной жизни, онъ готовъ занять самое послѣднее мѣсто, лишь бы это было мѣсто въ дому Божіемъ; признаетъ за величайшее счастіе находиться при вратахъ сего дома, лишь бы не жить въ чертогахъ нечестія, какъ бы блистательны они ни были. Ахъ! Братія! Когда вы приступите къ покаянію: не опасайтесь того; что вы слишкомъ унижать себя будете въ мнѣніи. Это опасеніе было бы дѣломъ опять самолюбія нашего, которому страшно видѣть себя въ настоящемъ своемъ видѣ, въ видѣ грязномъ. Что такое грѣхъ? Хуже, чѣмъ ничтожество! Гдѣ грѣшнику мѣсто? Ему нѣтъ мѣста въ царствѣ Божіемъ; ему мѣсто — въ аду. Поймите же, что какъ бы низко ни думалъ о себы грѣшникъ, какую бы незавидную долю ни назначалъ онъ себѣ, ниже того не будетъ онъ, какъ униженъ онъ грѣхами.

Возставъ иду къ отцу моему. Очувствовавшійся блудный сынъ не довольствуется тѣмъ, что искренно сознаетъ низость положенія своего и его виновность, но рѣшается возвратиться къ оскорбленному имъ отцу.

Перемѣна, какая должна совершиться въ кающемся грѣшникѣ, не должна ограничиться однимъ обозрѣніемъ бѣдственнаго положенія его; она должна совершиться и въ волѣ его. Онъ долженъ рѣшиться, твердо рѣшиться на то, чтобы разстаться съ путями, которыми доселѣ шелъ онъ. Онъ долженъ рѣшиться избѣгать всѣхъ случаевъ, которые могли бы пробуждать въ немъ ту или другую страсть его. Онъ долженъ опредѣлить себя на то, чтобы употреблять всѣ мѣры къ погашенію въ себѣ худыхъ привычекъ. Тяжки, болѣзненны эти мѣры, но онъ долженъ избрать ихъ. Иначе грѣхъ, оставшійся въ колеблющейся волѣ, опять возобладаетъ имъ; привычки къ любимымъ слабостямъ опять возьмутъ верхъ надъ временными желаніями добрыми. Ахъ! какъ не мало встрѣчается людей, которыхъ путь усѣянъ добрыми намѣреніями, но добрыя намѣренія остались неисполненными и путь ихъ склонился къ аду. — Истинное покаяніе не есть перемѣна одного образа мыслей, оно есть перемѣна всей души. Вся душа жила для грѣха. Вся душа должна и обратиться отъ грѣха къ Отцу небесному. Стыдъ предъ нищетою своею, отвращеніе предъ гнусностію дѣлъ своихъ, трепетъ предъ правосудіемъ Божіимъ должны наполнять кающуюся душу и направлять волю ея къ новой жизни, къ новымъ дѣламъ, къ подвигамъ для Господа. Кающійся грѣшникъ долженъ свидѣтельствовать перемѣну мыслей и желаній перемѣною самыхъ дѣлъ. Потому рѣшимость его на добро должна быть твердая, непреклонная ни предъ какими внушеніями ложной дружбы, ни предъ какими совѣтами лукаваго вѣка или испорченной природы.

Гдѣ взять твердую рѣшимость на добро?

Много твердости и у человѣка, который для мірскихъ выгодъ рѣшается на всѣ труды и опасности. Еще больше ея у Господа, не отказывающаго никому ни въ чемъ, когда смиренно просятъ Его.

Братія! путь, по которому душа грѣшная должна возвратиться къ Отцу небесному, открытъ самимъ небомъ. Съ сердцами благодарными вступимъ на путь сей, въ славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

1852 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 506-510.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0