Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу.

Слово въ четвертокъ первой недѣли Великаго поста.

Беззаконіе мое познахъ, и грѣха моего не покрыхъ (Псал. 31, 5).

Вотъ примѣръ покаянія — кающійся Давидъ!

Братія! всѣ мы грѣшники предъ Господомъ; грѣхи наши множатся каждый день; каждый день преступаемъ мы волю Божію, исполняемъ прихоти сердца, идемъ вслѣдъ за помыслами страстей. Куда же приведутъ насъ грѣхи наши? Что ждетъ насъ съ беззаконіями нашими? Что готовитъ намъ безпечное нечестіе наше? Или — огонь геенскій намъ не ужасенъ? Вѣчность мукъ невыразимо-лютыхъ не страшна? Впасть въ руки Судіи грозно-правосуднаго — ужели малость для насъ? О, какъ бы это было пагубно! Что-жъ? Или же, выходъ изъ бездны грѣха намъ закрытъ? Прегражденъ путь къ небу? Затворены для насъ двери милосердія Божія? Нѣтъ! Чего же не достаетъ намъ, чтобы спастись намъ отъ грѣховъ? Не достаетъ покаянія, того самаго, что было въ душѣ Давида, когда взывалъ онъ: беззаконіе мое познахъ, и грѣха моего не покрыхъ.

Что нужно прежде всего, чтобы обратиться на путь жизни отъ пути погибели? Прежде всего нужно увидѣть, что мы не тамъ, гдѣ надлежало быть намъ. Если путникъ идетъ не по своей дорогѣ: ему надобно опомниться, сознать, что это не его путь, что путь, по которому онъ долженъ идти, совсѣмъ другой и — только тогда можетъ почувствовать необходимость возвратиться на свою дорогу. Какъ намъ идти путями спасенія, когда не сознаемъ мы доселѣ, гдѣ ходимъ, когда не видимъ, что мы на пути погибели? Какъ желать намъ искренно, пламенно, жизни вѣчной, жизни по волѣ Божіей, когда доселѣ не сознали, что живемъ во мракѣ грѣховъ, въ похотяхъ сердца? Если бы плѣнные сыны Израиля такъ же прилѣпились мыслями и сердцемъ къ Вавилону, какъ дѣти Вавилона: стали бы онѣ плакать о Сіонѣ, лить горькія о немъ слезы, стремиться сердцами къ родному городу? Горе намъ, когда мы остаемся въ горькомъ плѣну Вавилона, работаемъ безъ отдыха страстямъ и міру погибельному, не думаемъ о возвращеніи въ Сіонъ небесный и забыли о вѣчномъ градѣ Божіемъ, какъ будто его нѣтъ для насъ.

Что можетъ быть страннѣе — имѣть глаза и не видѣть грязи на одеждѣ, нечистоты на рукахъ, безпорядка на всемъ тѣлѣ? О, Боже мой! куда дѣвалась свѣтлость очей моихъ? Кто отнялъ зрѣніе у мысли моей! Весь покрытъ нечистотою, — и не вижу нечистоты моей. Все разстроено, все обезображено въ душѣ моей, — и я не вижу разстройства моего. Кто изобразитъ глубину паденія моего? Безсловесному дано видѣть земное, — и оно видитъ землю; а моя душа, которой дано зрѣть красоты неба, не видитъ ни небесныхъ благъ, ни безобразія земной своей жизни. О, Господи! Ты просвѣщалъ очи слѣпцевъ, разгонялъ грѣховный мракъ въ душахъ заблудшихъ; просвѣти очи сердца моего, да узрю свѣтъ заповѣдей Твоихъ, и мое погибельное удаленіе отъ нихъ!

Братія! Худо мы видимъ грѣхи наши. Но будемъ смотрѣть на нихъ, и мы увидимъ болѣе, чѣмъ теперь видимъ; отвратимъ взоръ нашъ отъ суетнаго міра, не будемъ смотрѣть на предметы мятежныхъ страстей нашихъ; соберемъ разсѣянныя мысли наши, остановимъ, удержимъ ихъ на одномъ — на памяти о себѣ и своихъ грѣхахъ. Если мы рѣшились узнать себя, свои грѣхи: то необходимо, чтобы на себѣ самихъ остановили мы все вниманіе наше. Иначе, никогда не узнаемъ мы себя. Какъ узнать, какъ разсмотрѣть себя, когда предъ нашими глазами міръ съ толпою прелестей его, когда мысли наши заняты, наполнены суетами, заботами, впечатлѣніями земными? Ты, который говоришь, что готовишься принесть исповѣдь въ грѣхахъ своихъ предъ Господомъ, а въ тоже время волнуешься заботами житейскими, расчетами по торговлѣ, хлопотами по дому, или помыслами страстей, чтó ты дѣлаешь? Себя ли ты хочешь обманывать, или Бога? Первое безразсудно, послѣднее страшно. Опомнись! Вотъ въ цѣломъ году Церковь назначаетъ тебѣ нѣсколько дней, чтобы ты собрался съ собою, посвятилъ часы молитвы на обзоръ дѣлъ твоихъ; а ты и это не многое занимаешь. Богъ знаетъ, чѣмъ. Міръ съ его суетами и обольщеніями разстроилъ тебя, разсѣялъ, осквернилъ душу твою: ужели не довольно того, чтобы бросить его, хотя на нѣсколько часовъ? О, пагубное ослѣпленіе! Беззаконіе мое азъ знаю, и грѣхъ мой предо мною есть выну (Псал. 50, 5). Такъ познавалъ себя кающійся Давидъ. Выну — постоянно, не уклоняясь ни къ чему другому, смотрѣлъ онъ на грѣхъ свой, — и тогда-то узналъ его, какъ должно было узнать. И бѣглое ли вниманіе нужно, когда дѣло идетъ о спасеніи, или погибели души? О! нѣтъ, не спѣши отклонять взора отъ грѣха твоего, всмотрись въ него прилежно. Созналъ ли въ себѣ грѣхъ осужденія? Разсмотри: что такое ты сдѣлалъ? Взвѣсь тяжесть грѣха твоего. Ты увидишь, что восхитилъ ты себѣ право Судіи всѣхъ Бога; будучи грѣшникомъ, принялъ на себя лице безгрѣшнаго, безумно блуждалъ мыслію за дѣлами другаго и оставилъ себя самаго во власти грѣховъ; гордость, или суетность заставила тебя судить другаго, и твой судъ оскорбилъ его, твой судъ навелъ его на грѣхъ недовольства тобою, а, можетъ быть, и гнѣва. Вотъ какъ много грѣховъ въ одномъ грѣхѣ осужденія брата! Достаточно-ли бѣглаго вниманія, чтобы разсмотрѣть и обсудить несчастную плодотворность, одного грѣха?

Ты сказалъ мыслію или словомъ: грѣшникъ я, — и тѣмъ доволенъ и тѣмъ кончилъ исповѣдь. Нѣтъ, исповѣдь еще не кончена, даже и не начата. Подумай. Ты не доволенъ былъ бы судьею, если бы онъ не съ полнымъ вниманіемъ вошелъ въ дѣло преступника; ты сказалъ бы: судъ строгой правды требуетъ, чтобы судья силою законовъ побудилъ преступника изложить всѣ обстоятельства преступленія, открыть мѣсто, время, побужденія, соучастниковъ преступленія; ты сказалъ бы: это необходимо, — обстоятельства даютъ бóльшій или меньшій вѣсъ преступленію, — и ты былъ правъ въ отношеніи къ другому. Какъ же ты не хочешь быть справедливымъ въ отношеніи къ себѣ самому? Нѣтъ, не будь легкомысленъ; ты стоишь предъ судомъ Божіимъ. Покаешься? — Будешь живъ. Кайся же. Ты сказалъ: грѣшникъ я. Но въ чемъ? Сколько разъ? Въ какомъ расположеніи? Что заставило тебя сдѣлать грѣхъ и грѣхи? Осмотри дѣла твои, перечти одно за другимъ преступленія твои, дай отчетъ передъ судомъ Господа, повѣрь жизнь по всѣмъ заповѣдямъ. Тутъ не мѣсто небрежности. Ты не былъ лѣнивъ на грѣхи. Не лѣнись же каяться; понуждай себя къ дознанію грѣховъ твоихъ, припоминай, каковъ былъ ты на молитвѣ, каковъ въ домѣ? Каковъ къ оскорблявшимъ тебя, каковъ къ любящимъ тебя? Каковъ по обязанностямъ званія, каковъ по своей охотѣ? Каковъ былъ въ счастіи, каковъ въ несчастіи? Какъ смотрѣлъ на свое горе, какъ на чужое? Каковъ былъ по влеченію давней слабости, каковъ по новымъ привычкамъ? Воздерживалъ ли тѣло? Воздерживалъ ли языкъ? Воздерживалъ ли душу отъ гнѣва, отъ страстей? Пройди въ памяти всѣ непрямыя пути, по которымъ блуждалъ ты, пересмотри различныя мѣста которыя были свидѣтелями паденій, размысли о всѣхъ обязанностяхъ совѣсти, которыя пренебрегалъ ты. Вспомни, сколько разъ давалъ ты обѣщанія исправить и перемѣнить жизнь твою и сколько разъ нарушалъ ихъ? Сколько благодатныхъ званій къ покаянію въ обстоятельствахъ жизни твоей оставилъ ты безъ вниманія? — Трудно невозможно дать отчетъ во всѣхъ дѣлахъ своихъ? Такъ. Но это не значитъ, что надобно довольствоваться общимъ, глухимъ, безпечнымъ отзывомъ о себѣ. Что это за познаніе себя? Испытаемъ, дознаемъ въ себѣ грѣхи всѣ, какіе можемъ дознать: вотъ что требуется отъ насъ!

Беззаконіе мое познахъ, и грѣха моего не покрыхъ. По сему образцу Давидова покаянія, испытаніе грѣховъ нашихъ должно быть искреннѣе. Не скрывай себя отъ себя и Бога. Скроешь здѣсь? Откроютъ тамъ, и къ безотрадной скорби. Скроешь отъ себя? Не скроешь отъ Бога, и къ болѣе тяжкому осужденію. Мы всѣ твердо признаемъ святость обязанностей христіанскихъ: но коль скоро прилагаемъ ихъ къ самимъ себѣ, тотчасъ начинаемъ ослаблять ихъ строгость; коль скоро начинаемъ судить себя за неисполненіе ихъ, тотчасъ уменьшаемъ виновность свою разными предлогами, разными извиненіями. Охотно признаемъ всеобщность правилъ, но себя самихъ помѣщаемъ въ исключеніе. Самолюбіе дѣйствуетъ въ этомъ случаѣ и усердно и искусно; оно такъ успѣваетъ прикрывать самыя тяжкія измѣны долгу, что онѣ кажутся малыми недостатками. Но какой это страшный богопротивный трудъ! Что дѣлаетъ въ такомъ случаѣ самолюбіе? Оправдывая насъ преступниковъ, оно возстаетъ противъ суда Божія объявляющаго насъ преступниками. Сокращая предѣлы власти заповѣдей Божіихъ надъ нами, оно нагло оскорбляетъ власть законодателя — Бога. И преступно и безразсудно и пагубно желаніе наше уменьшать вины свои. Грѣхъ ищетъ защиты себѣ въ душѣ твоей. Вотъ что значитъ твоя неискренность въ сознаніи грѣховъ своихъ! Грѣхъ ищетъ твоей погибели. Если теперь, когда ты собрался изгнать его изъ души покаяніемъ, ты самъ прикроешь его въ душѣ: послѣ онъ болѣе будетъ имѣть силы надъ тобою, болѣе и сильнѣе будетъ растлѣвать душу твою. Молись Господу: не уклони сердце мое въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ (Псал. 140, 4). Страшись придумывать извиненія грѣхамъ. Не уклоняй взора напримѣръ многихъ, идущихъ широкимъ путемъ: въ аду будетъ мѣсто и многимъ. И многіе погибающіе не защитятъ тебя отъ погибели. Они дадутъ отвѣтъ за себя точно такъ, какъ съ тебя потребуется особый отчетъ. Къ чему обращаться къ примѣру многихъ грѣшниковъ? Тебѣ повелѣно слѣдовать примѣру святыхъ, а не грѣшниковъ. Къ чему обращаться теперь къ многимъ? Дѣло идетъ не о многихъ, а о тебѣ, о твоихъ грѣхахъ; судъ надъ твоими дѣлами, въ нихъ требуется отчетъ. Не ссылайся и на слабость. Съ слабостями были и святые. Какъ и всѣмъ вѣрующимъ, тебѣ дана была благодать, сильная въ немощахъ: что же ты дѣлалъ? У тебя доставало силъ проводить дни и ночи за дѣлами житейскими, или и того хуже, за дѣлами пагубными, а не доставало силъ для поста. У тебя доставало терпѣнія терзаться злобою и гнѣвомъ, а не достало духа перенесть непріятное слово отъ другаго, или легкую потерю собственности. Не прикрывай виновности худой жизни твоей благостію Божіею. Богъ милостивъ? Но благость Его не указываетъ ли на твою неблагодарность къ ней? Онъ милостивъ, не взыщетъ? Напротивъ — моли Его, чтобы Онъ взыскалъ здѣсь и простилъ тамъ, наказалъ здѣсь нечестіе сердца твоего, дабы не погибнуть тебѣ тамъ. Не взыщетъ, долготерпѣливъ! Но горе намъ, если пребудемъ нераскаянными грѣшниками, не воспользуемся долготерпѣніемъ Его; тогда останется только для насъ судъ правды грозной. Какъ бы ни было тяжко расплачиваться за грѣхъ, по долгу искренняго покаянія: расплатись. Тяжелѣе будетъ казнь нераскаянному грѣшнику. По степени и свойству болѣзней душевныхъ, употреби врачество, какъ бы горько оно ни было. Если чувствуешь холодность въ душѣ твоей, поражай ее ударами обличенія строгаго; покажи ей рѣку огненную, червь неусыпающій, смрадъ вѣчный чтобы пробудить ее отъ безпечности, заставить разорвать связь съ грѣхами, дорогими для нея.

Итакъ повторяю, для вѣчнаго спасенія нашего необходимо сознаніе грѣховъ; необходимо покаяніе полное и искреннѣе. Богъ благій и милостивый да даруетъ намъ милость совершать покаяніе угодное Ему. Аминь.

1846 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 487-492.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0