Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу.

Слово въ недѣлю Мясопустную.

Святая церковь посвящаетъ настоящую недѣлю воспоминанію послѣдняго суда Божія. Заботливая о нашемъ спасеніи, она желаетъ пробудить въ насъ раскаяніе въ грѣхахъ нашихъ и подкрѣпить слабое усердіе наше къ подвигамъ спасительнымъ. Послѣдуемъ ея голосу. Выслушаемъ слова Божіи о судѣ великомъ, о судѣ страшномъ. Подвигнемъ сердце наше къ сокрушенію. О, какъ великъ сей день — день грѣха и отмщенія Божія!

Пусть не обольщаютъ себя мечтами, пусть не питаютъ въ душѣ грѣха своевольными помышленіями о несбыточности грознаго — будущаго. На пагубу себѣ говоритъ своеволіе: «гдѣ есть обѣтованіе пришествія Его»? Невѣрно слово человѣческое, но вѣрно слово Божіе: придетъ день страшнаго явленія Христова, день откровенія суда Божія, день великій, день послѣдній, послѣ котораго не будетъ дней (Рим. 2, 5; Матѳ. 13, 40. 49). Пусть не спѣшатъ грѣшить, а поспѣшатъ каяться. Жизнь — поле, гдѣ растетъ пшеница, растутъ и плевелы. Не вырываютъ плевеловъ по осторожному снисхожденію. Придетъ время жатвы, тогда не пощадятъ плевеловъ (Матѳ. 13, 39-40). Не медлитъ Господь исполненіемъ обѣщанія: Онъ только терпитъ и ждетъ, не придутъ ли люди въ себя, не одумаются ли, не рѣшатся ли оплакать грѣховъ своихъ горькими слезами раскаянія? Будетъ судъ. Богъ сказалъ о томъ. Небо и земля пройдутъ мимо. Не прейдетъ слово Божіе. Пророки Божіи возвѣщали о судѣ всеобщемъ (Ис. 34, 1-6; 66, 16-21; Іоил. 3, 7-17; Дан. 7, 9-10; Мал. 3, 14-18). Псалмы поютъ о судѣ вселенной: Той судити имать вселеннѣй въ правду (Псал. 9, 9; 93, 23). Апостолы проповѣдывали: всѣмъ явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ (2 Кор. 5, 10). Самъ Сынъ Божій, столько полный любви и милости къ намъ, повторялъ много разъ: пріити имать Сынъ человѣческій во славѣ Отца своего со ангелы своими: и тогда воздастъ комуждо по дѣяніемъ его (Матѳ. 16, 27; 10, 15).

Страшенъ будетъ сей день для всѣхъ, страшенъ особенно для отвергшихъ Христа или неисполнившихъ вѣрности своей Ему. Кто будетъ судіею на томъ судѣ? Господь нашъ Іисусъ Христосъ — Онъ, Который пролилъ за насъ кровь Свою, вытерпѣлъ столько мукъ за грѣхи наши, чтобы мы болѣе не жили для грѣха, — Онъ, которому обязались служить мы отъ купѣли до гроба. О, какъ страшно будетъ предстать предъ Него намъ, столько неблагодарнымъ къ Нему! Каково бы то ни было явленіе Его, оно уже само по себѣ будетъ грозно обличать безчувствіе христіанъ. Тогда явится знаменіе Сына человѣческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колѣна земная (Матѳ. 24, 30). Воззрятъ на-Нь, Его-же прободоша (Іоан. 19, 37; Зах. 12, 10).

Пришествіе Господа Іисуса на судъ будетъ уже не то, что пришествіе Его на землю для спасенія нашего. Оно будетъ величественное и грозное, такъ что смятенная ужасомъ вселенная приметъ новый видъ. Сынъ Божій явится, окруженный сонмомъ ангеловъ, въ полномъ величіи славы Сына Божія. Узрятъ Сына человѣческаго, грядуща на облацѣхъ небесныхъ съ силою и славою многою (Матѳ. 24, 30), во славѣ Отца своего со ангелы своими (Матѳ. 16, 27). И видѣхъ, говоритъ тайновидѣцъ, престолъ великъ былъ, и Сѣдящаго на немъ; отъ лица Его бѣжали небо и земля, и не нашлось имъ мѣста (Апок. 20, 11). Цари земные и вельможи, наравнѣ съ послѣдними рабами, съ ужасомъ и воплемъ обратятся къ горамъ и камнямъ, и возопіютъ: падите на ны и покрыйте ны отъ лица Сѣдящаго на престолѣ, и отъ гнѣва Агнча: яко пріиде день великій гнѣва Его, и кто можетъ стати (Апок. 6, 16-17). Други мои! Можетъ ли мысль обнять славу Бога, являющагося въ грозной правдѣ своей? Можетъ ли сердце тѣсное вмѣстить весь ужасъ, которымъ дрогнетъ вся вселенная отъ явленія сей славы Безпредѣльнаго? Покайся, омойся слезами, бѣдная душа моя; обратися ко Господу Богу твоему, да правда сокрушенной вѣры поддержитъ тебя бѣдную въ день гнѣва и откровенія суда Божія.

Какой судъ! Какой всеобъемлющій судъ! Отъ земли до ада область его; отъ людей до духовъ отпадшихъ всѣ явятся выслушать послѣднее изреченіе о вѣчной, неперемѣняющейся вѣчности (Іуд. ст. 6; 1 Кор. 6, 3). Живые и мертвые, язычникъ и іудей, вѣрующій и невѣрный, — люди всѣхъ временъ и всѣхъ странъ предстанутъ дать отвѣтъ въ дѣлахъ своихъ (Матѳ. 25, 22; Рим. 2, 6-12; Дѣян. 10, 42; 17, 31). Какъ много здѣсь между нами такихъ, которые согласятся лучше умереть, чѣмъ вынесть обличеніе въ грѣхѣ предъ подобными себѣ! Какой же ужасъ поразитъ этотъ лицемѣрный стыдъ, или точнѣе, это нечестивое самолюбіе, когда предъ цѣлою вселенною откроются дѣла темныя? Смирись, бѣдная душа моя, открой искренно посреднику между тобой и Богомъ грѣхи твои, чтобы не подвергнуться тебѣ позору всемірному.

Содрогается сердце, трепещетъ внутренность, когда представимъ, что тамъ обнаружены будутъ всѣ тайныя и явныя дѣла наши. А это будетъ, несомнѣнно будетъ. Предметомъ суда будутъ всѣ дѣла наши, добрыя и худыя, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10), и каждому воздастся по дѣламъ его (Рим. 2, 6). Злость, обманъ, ненависть, гнѣвъ, хищеніе, пьянство, нечистоты плотскія, гордость, тщеславіе — все будетъ предано позору. Сколько льется изъ устъ нашихъ словъ праздности! Ихъ принимаютъ даже за милыя шутки. Тамъ не такъ будутъ смотрѣть. Тамъ, за каждое слово праздное, придется давать отвѣтъ (Матѳ. 12, 36). Всѣ тайныя мысли, всѣ тайныя намѣренія, всѣ движенія сердечныя, всѣ желанія, бережно хранимыя отъ глазъ другаго, всѣ будутъ открыты, какъ бы они ни были черны, какъ бы ни были грязны, всѣ подвергнутся обличенію и суду. Пріидетъ Господь, Иже во свѣтѣ приведетъ тайная тмы и объявитъ совѣты сердечныя (1 Кор. 4, 5). Какъ не плакать, какъ не рыдать намъ о такой ужасной, угрожающей намъ будущности? Сколько лицемѣрія скрывается здѣсь въ нашихъ дѣлахъ! Сколько притворства, сколько лукавства въ замыслахъ! Гнусныя дѣла прикрываютъ самою красивою наружностію, и за цѣну нечестія сердечнаго покупаютъ одобреніе людей. О! тамъ снимутъ съ дѣлъ и намѣреній нашихъ эту маску нечестія, и ихъ гнусность откроется въ точномъ, безобразномъ ихъ видѣ. Тамъ откроется, что эти моды времени, эти наряды изысканные — не только суета, но и грязные слѣды грязныхъ похотей сердца. Отецъ неразумный! мать легкомысленная! сынъ вѣка забывчиваго! товарищъ разсѣянный! Сколько вы сѣете соблазновъ на пагубу сердецъ! сколько уроковъ нечестія даете вы душамъ незрѣлымъ и неосмотрительнымъ. О! остановитесь. Жена суетная! понимаешь ли, видишь ли ты, что твои уборы, твоя роскошная одежда, твоя красота придуманная — сѣть человѣкоубійцы діавола, если не по твоему намѣренію, то по твоему легкомыслію. Какъ ты будешь отвѣчать тамъ за погибель душъ соблазнившихся, отъ твоего ли намѣренія, или отъ твоего легкомыслія? Иже аще соблазнитъ единаго малыхъ сихъ, лучше ему, если бы повѣшенъ былъ на шею его жерновъ, и онъ потонулъ въ морѣ (Матѳ. 18, 6). Настанетъ время, — ангелы Божіи соберутъ вся соблазны и творящихъ беззаконіе, и ввергнутъ ихъ въ пещь огненну (Матѳ. 13, 41-42). Сокрушайся, душа моя, пока есть время небезплоднаго сокрушенія, сокрушайся о всѣхъ дарахъ, которые приняла ты отъ благодати Божіей и растеряла! Грозный отвѣтъ отдашь ты за таланты, ввѣренные тебѣ. О! горе мнѣ грѣшному, пріявшему такъ много и отъ промыслительной руки Божіей, и отъ благодати Христа моего Іисуса. Что принесу, что возвращу Тебѣ, Владыко мой щедрый! Лѣность моя и нерадѣніе держатъ меня на покойномъ ложѣ грѣховномъ, въ праздности и суетѣ. Горе мнѣ, осквернившему чистую одежду крещенія! Сколько разъ, Владыко мой, возбуждалъ Ты меня къ покаянію и болѣзнями тѣлесными, и скорбными встрѣчами жизни! Едва просыпался я отъ сна моего, какъ опять засыпалъ Спасителю мой! прежде суда Твоего страшнаго, обрати сердце мое къ Тебѣ — Богу моему, не отрини мене уклоняющагося отъ Тебя, не остави мене, оставляющаго Тебя, Боже Спасителю мой!

Не думаете ли, други мои, что тамъ затруднятся испытаніемъ всѣхъ дѣлъ и всѣхъ народовъ земли? Тайновидѣцъ говоритъ намъ: И видѣхъ мертвецы малыя и великія, разныхъ состояній, стояща предъ Богомъ, и книги разгнушася, и ина книга отверзеся, яже есть животная: и судъ пріяша мертвецы отъ написанныхъ въ книгахъ по дѣломъ ихъ (Апок. 20, 12). Что это за книги разгнутыя, по которымъ судятся мертвецы? Что за книга иная, называемая книгою жизни? Это — знаки всевѣдѣнія Божія, не имѣющаго нужды въ книгахъ, для котораго извѣстны всѣ наши дѣла. Всегда праведный и всевѣдущій — Онъ строго отличаетъ дѣла праведниковъ отъ дѣлъ грѣшниковъ. Всегда благій — Онъ не оставляетъ безъ вниманія ни одного подвига повиновенія Его волѣ, не сокрыта отъ Него ни одна слеза раскаянія, извѣстна Ему чаша студеной воды, поданная во имя Его; Онъ уже назначилъ награду жизни любящимъ Его. Но, увы! Какъ не много праведныхъ, какъ много неправедныхъ значится въ Его праведномъ всевѣдѣніи. Первыхъ одна часть, одна книга; послѣднихъ много частей, много книгъ. По сему-то всевѣдѣнію, праведному и благому, Онъ будетъ изрекать послѣднее рѣшеніе о вѣчной участи людей и племенъ. И совѣсть каждаго покажетъ тамъ каждому дѣла его. Если она здѣсь у насъ темна, если здѣсь многое забываетъ, многаго не досматриваетъ, омрачаемая страстями и суетами: тамъ просвѣтится. Свѣтъ правды Божіей разсѣетъ мракъ ея. Пріидетъ Господь, Иже во свѣтѣ приведетъ тайная тмы, и объявитъ совѣты сердечныя (1 Кор. 4, 5). Озаренная симъ свѣтомъ совѣсть покажетъ намъ всѣ ряды прошедшаго, ряды мыслей, движеній, желаній и дѣлъ. Не забудьте еще: тогда какъ настаетъ великая жатва для поля дѣлъ міра, — жателями будутъ ангелы, которые отдѣлятъ плевелы отъ пшеницы, нечестивыхъ отъ благочестивыхъ.

Пробудимся — спящіе въ грѣхахъ, возстанемъ отъ сна самоугожденія, да освѣтитъ насъ Христосъ, прежде того страшнаго озаренія правдою (Ефес. 5, 14).

Какъ строгъ, до какой точности справедливъ будетъ судъ послѣдній! Если Господу все извѣстно, если Онъ столько же справедливъ, сколько и мощенъ: то какъ грозенъ будетъ судъ Его! Въ пламенѣющемъ огнѣ совершитъ Онъ отмщеніе надъ незнающими Его и непокоряющимися благовѣствованію Господа нашего Іисуса Христа (2 Сол. 1, 8). Не будутъ смотрѣть тамъ на лица: Судія будетъ святый и праведный (Рим. 2, 11). Никто и ничто не защититъ насъ на этомъ судѣ, — ни друзья, ни сродники, ни тѣ, которымъ льстили мы въ надеждѣ на силу ихъ: каждый изъ нихъ за себя будетъ отвѣчать (Ефес. 6, 9). Повелитель народовъ будетъ стоять тамъ, какъ и послѣдній подданный, въ трепетномъ ожиданіи приговора. Тамъ каждый будетъ значить столько, сколько значатъ его добродѣтели. Мы привыкли покоить безпечность свою надеждою на благость Божію. Тамъ срѣтимъ одну правду, — она отличитъ въ насъ святую надежду отъ надежды безпечной и хульной. Откроетъ намъ и мѣру силъ нашихъ, и мѣру немощей нашихъ; приметъ въ разсчетъ мѣру способовъ, и нищету нашу. Горе и бѣда всякой души, дѣлающей зло, но прежде іудею, потомъ еллину (Рим. 2, 9), — прежде христіанину, потомъ незнающему Христа. Много взыскано будетъ съ меня несчастнаго, которому дано больше, чѣмъ другому (Лук. 12, 47-48).

Други мои! смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объяденіемъ и пьянствомъ и заботами житейскими; бдите во всякое время и молитесь, да сподобитесь избѣжать всѣхъ сихъ будущихъ, и предстать предъ Сына человѣческаго (Лук. 21, 34-36). Не дано намъ знать, когда настанетъ страшный день: но то открыто, что онъ несомнѣнно настанетъ, — и мы всѣ предстанемъ судищу Христову. Запасемся же елеемъ добрыхъ дѣлъ, чтобы свѣтильники наши не погасли тогда, какъ негдѣ будетъ взять елея (Матѳ. 25, 7).

Припадаю къ Тебѣ, Господи мой Іисусе Христе, Сыне Бога живаго! Не воздай намъ по дѣламъ нашимъ, и да не прогнѣваютъ Тебя дѣла наши. Помилуй насъ по милости Твоей; даруй узрѣть Тебя въ мирѣ и веселіи, хотя бы въ числѣ самыхъ послѣднихъ рабовъ Твоихъ, къ славѣ Твоей и единосущнаго Тебѣ Отца и Святаго Духа. Аминь.

1845 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 478-483.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0