Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на дни воскресные.

Бесѣда въ недѣлю о Закхеѣ (Лук. 19, 1-10).

Помните ли, слушатели, что говорилъ Спаситель о богатыхъ, когда богатый юноша отказался слѣдовать за Спасителемъ? Удобѣе есть, говорилъ Господь, вельбуду сквозѣ иглинѣ уши проити, неже богату въ царствіе Божіе внити. Но, присовокупилъ Спаситель: не возможная у человѣкъ, возможна суть у Бога (Лук. 18, 25. 27). И вотъ въ оправданіе послѣднихъ словъ Господа представляется намъ примѣръ Закхея. Сей примѣръ показываетъ именно то, что и богатый можетъ быть въ числѣ чадъ Авраамовыхъ. Какъ же это можетъ случиться, послушаемъ евангельское повѣствованіе о Закхеѣ.

И вшедъ (Іисусъ) прохождаше Іерихонъ. И се мужъ, нарицаемый Закхей; и сей бѣ старѣй мытаремъ, и той бѣ богатъ. Закхей былъ не только мытарь, что значило откупщика государственной пошлины, но старѣй мытаремъ — главный откупщикъ сборовъ. Іерихонъ, гдѣ жилъ Закхей, былъ богатый городъ; торговля пальмовымъ лѣсомъ и бальзамомъ дѣлала его славнымъ и цвѣтущимъ. Потому не удивительно, что главный откупщикъ таможенныхъ сборовъ въ торговомъ Іерихонѣ былъ богатый человѣкъ.

И искаше видѣти Іисуса: и не можаше отъ народа, яко возрастомъ малъ бѣ. И предъитекъ возлѣзе на ягодичину, да видитъ, яко хотяше мимо ея проити. Слухъ о чудесахъ и ученіи Іисуса возбудилъ въ Закхеѣ вѣру въ Іисуса; вѣра возбудила желаніе видѣть Іисуса. Закхей ищетъ счастія видѣть Іисуса. Но вотъ препятствія: возрастомъ малъ бѣ. Малый ростъ мѣшаетъ видѣть Іисуса въ толпѣ народа. Что дѣлать? Протѣсняться сквозь толпу, чтобы приблизиться къ Іисусу? Извѣстному богачу, человѣку съ такимъ значеніемъ въ свѣтѣ, толкаться между людьми всякаго рода, — щекотливо. При томъ Закхей, какъ примѣтно, не считалъ удобнымъ, безъ предварительнаго знакомства, вступить въ сношеніе съ Іисусомъ. Что-жъ дѣлать? Хочется видѣть Іисуса, но какъ увидѣть? Искать высокаго мѣста, высокаго дерева? Очень щекотливо. Въ виду многихъ лѣзть на дерево? Въ виду всѣхъ оставаться на деревѣ? Это значитъ выставить изъ себя цѣль, куда посыплются насмѣшки молодежи, колкости остряковъ, говоръ толпы. Очень понимаетъ, очень чувствуетъ это Закхей. И однако рѣшается на все, чтобы только видѣть Господа. Прекрасная рѣшимость! Закхей рѣшается на непріятности, на униженіе, чтобы только исполнить святое желаніе; — для Господа вступаетъ въ борьбу съ свѣтомъ и его мнѣніями: вотъ подвигъ достойный высокой души!

Не легокъ для богача такой подвигъ; но если онъ необходимъ для спасенія, надобно избрать его. Доколѣ храмлете на оба колѣна? говорилъ пророкъ Илія Израилю. Если Богъ Израилевъ — Богъ вашъ, зачѣмъ не оставляете беззаконныхъ желаній вашихъ? Зачѣмъ вся душа ваша не служитъ Ему — истинному Владыкѣ и Богу вашему? Ты чувствуешь худое положеніе твое, чувствуешь нужду въ перемѣнѣ жизни; но ложный стыдъ мѣшаетъ тебѣ начать другой образъ жизни, но тщеславіе удерживаетъ тебя на пути, который такъ вѣрно ведетъ къ погибели. Сжалься надъ собою. Представь себѣ тотъ стыдъ, которымъ покроешься, выставленный на судѣ всемірномъ. Представь себѣ ту скорбь нескончаемую, которая терзать тебя будетъ за твою измѣну Господу, за твое безумное обреченіе себя на погибель для міра погибельнаго. Трудно идти противъ обычаевъ, принятыхъ свѣтомъ? Тяжело выставлять себя на позоръ міру? Но если извѣстный оборотъ денежный обѣщаетъ намъ выгоды; если есть надежда получить за трудъ славу: на что не готовы бываютъ для денегъ? Какихъ трудовъ не несутъ для честей? Отчего же нѣтъ такой рѣшимости, нѣтъ такого постоянства въ нашей любви къ собственному, вѣчному спасенію? Зачѣмъ для денегъ больше жертвъ, для честей больше трудовъ, чѣмъ для Господа? Дѣло въ томъ, что и не начинаютъ добра, не приступаютъ къ нему, чтобы обратиться въ смиренной молитвѣ за помощію къ Господу. Если ты увѣренъ въ святости предпріятія, въ нуждѣ его для души: помолись Господу и иди бодро своею дорогою; не унижай души твоей предъ грѣхомъ. Пусть люди не понимаютъ тебя! Знаетъ и покрываетъ тебя Богъ. Потеряешь здѣсь славу? Тамъ возвратятъ. Осмѣютъ здѣсь люди? Утѣшитъ здѣсь и тамъ Господь. Хотя бы довелось тебѣ за добрый подвигъ терпѣть насмѣшки, клеветы; не отступай назадъ; безъ сраженія не бываетъ побѣды, а побѣдителю вѣнецъ, — претерпѣвый до конца той спасется.

Рѣшимость Закхея на непріятность для добра не осталась безъ награды. Закхей считалъ за счастіе только что взглянуть на Господа; а Серцевѣдецъ, видя расположеніе Закхея, утѣшаетъ его неожиданною радостію, — посѣщаетъ самый домъ Закхея. За то и Закхей не остановился на одномъ первомъ подвигѣ. Согрѣтый, воспламененный любовію Господа, онъ тогда, какъ неразуміе ропщетъ на любовь Господа, посѣтившую домъ грѣшнаго мужа, дѣлами показываетъ, что въ сердцѣ его произошла чудная перемѣна, — дѣлами свидѣтельствуетъ благодарность свою къ посѣтившей его любви Господа.

Господи! говоритъ онъ, се полъ-имѣнія моего дамъ нищимъ. Отчего же Закхей, благодарный Господу, обращается съ благодарною любовію къ бѣднымъ? Это оттого, что богатый Закхей могъ дѣлать доброе именно благотвореніемъ ближнему, — оттого, что отъ богатаго прежде всего требуется, чтобы онъ жилъ не для себя только, а для бѣдныхъ. Богатство дано богачу не для него одного; богачъ — повѣренный Божій, человѣкъ, которому поручено сдѣлать распоряженія, достойныя благоразумія, достойныя воли Божіей; на его отчетѣ состоятъ и бѣдные. Такова воля Божія о богачѣ! Съ бѣднаго взыщутъ за недостатокъ терпѣнія, за ропотъ на бѣдность; богатому напомнятъ о Лазарѣ, если онъ оставлялъ того передъ вратами въ ранахъ, безъ куска хлѣба, а самъ роскошно ѣлъ и пилъ. Богъ любы есть (Іоан. 4, 16). Онъ хочетъ чтобы бѣдность подкрѣплялась щедростію богатыхъ, а богатый находилъ утѣшеніе въ благодарной молитвѣ бѣдныхъ. Для отца семейства самое пріятное удовольствіе, когда дѣлаютъ удовольствіе дѣтямъ его. Точно также и для Отца небеснаго. Взалкахся и дасте Ми ясти: возжадахся и напоисте Мя: въ темницѣ бѣхъ и посѣтисте Мене. Господи, когда Тя видѣхомъ алчуща или жаждуща или странна? Понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе, говоритъ Господь (Матѳ. 25, 34-40). Кто холоденъ къ страданіямъ бѣдности, равнодушенъ къ стону нищеты; тотъ напрасно увѣряетъ себя, что онъ любитъ Господа. Если не любимъ мы ближняго, котораго видимъ: какъ можемъ любить Бога, котораго не видимъ? Ближній мой носитъ образъ Отца моего небеснаго: какъ же не помочь ближнему, какъ не раздѣлить съ нимъ того, что есть у меня? Вы, которымъ далъ Богъ средства благотворить ближнимъ! Творите волю Божію о васъ, чтобы было съ чѣмъ явиться въ ту жизнь: питайте алчущаго, одѣвайте нагаго, утѣшайте печальнаго, посѣщайте заключеннаго въ темницѣ. Блаженъ милуяй нища и убога: въ день лютъ избавитъ его Господь (Псал. 40, 2). Иже затыкаетъ ушеса своя, еже не послушати немощнаго: и той призоветъ, и не будетъ послушаяй его (Прит. 21, 13).

Половину имѣнія назначаю я бѣднымъ, говорилъ Закхей Господу, а половину удерживаю у себя, но и ту не для себя; ее удерживаю я съ тѣмъ, чтобы платить обиженнымъ мною: аще кого чѣмъ обидѣхъ, возвращу четверицею.

Если Закхей и другую половину оставилъ не для себя: почему не раздаетъ онъ ее бѣднымъ, какъ роздалъ первую? Это потому, что чужимъ нельзя располагать по своему произволу, — чужое надобно отдать, кому принадлежитъ оно. Чти Господа отъ праведныхъ твоихъ трудовъ, и начатки давай Ему отъ твоихъ плодовъ правды, говоритъ премудрый царь (Прит. 3, 9). Закхей нажилъ богатство такъ честно, какъ наживаютъ его многіе. Одна половина безъ спора предъ совѣстію признана собственностію честности его и изъ другой половины только четвертая доля полагается неправедно нажитою. И однако было и у Закхея несправедливо нажитое. Да и легко ли избѣгаютъ грѣха, наживая богатство? Не самою ли большею частію пріобрѣтаютъ его цѣною неправды? Не чаще ли платятъ за него обидою ближнему то тайною, то явною? Если же такъ: то что значила бы милостыня изъ такого богатства? Не тоже ли, что милостыня хищника? Нѣтъ, пусть хищникъ-богачъ отдастъ отнятое тому, у кого отнято: правда требуетъ, чтобы заглаждена была неправда удовлетвореніемъ правдѣ. Иное дѣло, когда нѣтъ возможности загладить неправду. Тогда обратись къ помощи милосердія.

Аще кого чѣмъ обидѣхъ возвращу четверицею. Законъ Моисеевъ говорилъ, что если кто уличенъ будетъ въ кражѣ: онъ платитъ за овцу четыре овцы; если же самъ онъ объявитъ о кражѣ: то съ него брать вдвое (Исх. 22, 1). Закхея никто не уличалъ въ хищеніи. И однако онъ налагаетъ на себа ту пеню, которая взыскивалась закономъ съ уличеннаго хищника. Такова кающаяся любовь! Она не только платитъ правдѣ, но платитъ такою платою, которой и не требовала правда; она исполняетъ не только букву закона, но и то, о чемъ не говоритъ буква. Она хочетъ страдать, чтобы принесть Господу плоды, достойные чистаго покаянія; подвергаетъ себя наказанію, чтобы какъ можно болѣе смирить себя, какъ можно глубже почувствовать свою виновность и неправду.

Итакъ второй подвигъ кающагося богача долженъ состоять въ подвигѣ благодарной любви. Надобно, чтобы раскаяніе оправдалю себя дѣлами. Прежняя жестокость къ нищему брату должна быть замѣнена щедростію. Богатство досталось не безъ грѣха? Необходимо наказать себя за неправду открытымъ сознаніемъ въ неправдѣ. Правда требуетъ, чтобы все чужое возвращено было по принадлежности, а любовь ожидаетъ, чтобы вознагражденіе было не только полное, но и умноженное до избытка. Жаль разстаться съ земнымъ? Но, если не разстанется, не увидитъ богачъ вѣчныхъ благъ, мало того — поплатится вѣчною мукою за неправды. Чтобы надѣяться на евангельскія награды, надобно творить евангельскія добродѣтели. И язычникъ любилъ любящаго его, платилъ долгъ по требованію правды. Христіанину надобно дѣлать болѣе, надобно вознаграждать обиженнаго вдвое.

Богъ благодати и милости да вразумитъ всѣхъ насъ во спасеніе, и подастъ силу творить дѣла спасительныя. Аминь.

1847 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 394-398.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0