Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ (Гумилевскій), архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на дни воскресные.

Слово въ недѣлю 28-ю по Пятидесятницѣ.

И начаша вкупѣ отрицатися вси (Лук. 14, 18).

Въ притчѣ о гостяхъ, званныхъ на вечерю велію, Господь Іисусъ показалъ, въ какомъ расположеніи были іудеи къ царствію Божію, открывшемуся съ явленіемъ на землѣ Сына Божія. Богатые люди, старѣйшины народа, учители закона, которые должны были служить примѣромъ добра для другихъ, отказались вступить въ царство благодати. Царствіе Христово было царство не мірское; а ихъ сердца привязаны были къ землѣ. Въ отвѣтъ на званіе небесное одинъ говорилъ: «я купилъ поле, мнѣ нужно осмотрѣть его»; «а я купилъ пять паръ воловъ, мнѣ некогда», отвѣчалъ другой. Иные увлекались вѣтренностію мірскою и не слушали благовѣстія: «я взялъ за себя жену» говорилъ представитель ихъ. Печальное положеніе! Нельзя сказать, чтобы всѣ эти люди не сознавали своего долга, и не признавали важности новаго званія. Нѣтъ, указавшіе на покупку поля и воловъ говорили: «извини насъ предъ господиномъ; чувствуемъ, что надобно бы идти, — но мѣшаютъ дѣла». Это еще болѣе жалко. Сознаютъ долгъ и не выполняютъ его.

Вечеря Божія готова и для насъ, слушатели. И насъ приглашаютъ къ ней слуги Сына Божія. Господь такъ любитъ бѣдныхъ людей, что не престанетъ приглашать ихъ на вечерю Свою до скончанія міра. Но — не отвѣчаютъ ли и нынѣ одними отговорками на званіе Божіе? Къ сожалѣнію, многіе, признавая святость, благочестія, сознавая долгъ свой предъ Богомъ, пренебрегаютъ благочестіемъ подъ разными предлогами, отрекаются отъ него, каждый по своему. Каковы же отговорки нашего времени отъ званія Божія?

«Мы не прочь отъ христіанскаго благочестія, говорятъ одни: но заботы по хозяйству, по торговлѣ, по службѣ отнимаютъ у насъ все время; намъ некогда заниматься благочестіемъ».

Не трудно замѣтить, что эти отговорки очень похожи на отговорки, слышанныя въ притчѣ. Такъ говорятъ: «я купилъ поле, мнѣ нужно осмотрѣть его; а я купилъ пять паръ воловъ, мнѣ некогда». И однако думаютъ, что съ отговорками нашего времени могутъ попасть въ царствіе небесное?

Занятія торговли, хозяйства, службы сами по себѣ занятія законныя, и слѣд. сами по себѣ они не могутъ мѣшать благочестію. Выполняйте ихъ съ Страхомъ Божіимъ, съ мыслями о судѣ и вѣчности, выполняйте безъ зависти и гнѣва, безъ обмановъ и лжи и — онѣ будутъ благочестивы. Занимайтесь ими столько, сколько дозволяетъ мысль о первомъ и важнѣйшемъ долгѣ вашемъ, — о долгѣ Богу, прекращайте ихъ, когда зовутъ васъ на служеніе Богу и идите служить Богу: тогда занятія званія и дома будутъ святы. «Мы подавлены нуждами», говорите вы. Но кто подавляетъ васъ ими, какъ не вы сами? Кто снялъ съ васъ нужду служить Богу и возложилъ на плечи вамъ нужды служить только по дому или торговлѣ? Развѣ не сказалъ вамъ Самъ Господь: ищите прежде царствія Божія и правды его и сія вся приложатся вамъ? (Матѳ. 6, 33). Вы озабочены покоемъ домашнихъ, успѣхомъ по службѣ, счастіемъ торговли? Но не сказано ли вамъ: если станете искать царствія Божія, спасенія душевнаго: то все прочее приложится вамъ? Это — не обѣщанія человѣческія, такъ обманчивыя; это — обѣщаніе Божіе; а Богъ развѣ не можетъ, или не захочетъ исполнить то, что обѣщалъ? Но вы, не довѣряя Богу, принимаете на себя заботы о всемъ — и что изъ того выходитъ? И отнимаете время у благочестія и ловите вѣтеръ: плоды беззаконныхъ трудовъ вашихъ гибнутъ въ вашихъ глазахъ или проматываются дѣтьми вашими. Нѣтъ, не заботы законныя мѣшаютъ благочестію, а беззаконная заботливость, не знающая мѣры. Кто пріучилъ себя располагать временемъ и трудами согласно съ заповѣдями Божіими, а желаніямъ сердца полагаетъ мѣру евангельскую: у того довольно времени для благочестія. Въ покойномъ упованіи на Того, Кто даетъ пищу и птицамъ небеснымъ (Матѳ. 17, 26-30), онъ не мучитъ себя заботами о земномъ. Пріобрѣтаетъ трудами нужное для жизни: но плоды трудовъ своихъ не только не называетъ малыми, а удѣляетъ изъ нихъ часть нуждающимся. Напротивъ жадность къ благамъ временнымъ всегда недовольна. Даютъ ей нужное? Не знаетъ покоя, чтобы пріобрѣсть больше. Посылается болѣе, чѣмъ нужно? Строитъ зданія, чтобы запереть въ нихъ все въ пищу тлѣнію. Привязавшись къ земному, не думаютъ ни о чемъ, не тревожатся ничѣмъ, не любятъ ничего, кромѣ земли. Жена, торговля, отличія — вотъ все ихъ сокровище; — тутъ же и сердце ихъ. Жалуются на недостатокъ времени? А въ чемъ проводятъ время? Встаютъ, убираются, гуляютъ, ѣдятъ, осмѣиваютъ, злословятъ, передаютъ другъ другу нечистоты.

О! зачѣмъ клеветать на вѣру Христову, будто она, предписывая благочестіе людямъ должностнымъ и семейнымъ, требуетъ отъ нихъ невозможнаго? Если были люди семейные и должностные, которые угодили Богу благочестіемъ своимъ: ясно, что не требуютъ ни отъ кого невозможнаго, требуя благочестія. Ты ремесленникъ и имѣешь на своемъ попеченіи семью? Іосифъ былъ плотникомъ; но удостоился быть обручникомъ Пресвятой Дѣвы и сталъ въ ликѣ святыхъ за свою праведную и богобоязненную жизнь. Ты богатъ? Но едва ли богаче Авраама или Іова? Будь же по примѣру ихъ ласковъ къ странникамъ, корми сиротъ и вдовъ, помогай несчастнымъ и — твои богатства отворятъ тебѣ входъ въ небесныя жилища Авраама. Ты судія? Самуилъ былъ судьею цѣлаго народа израильскаго и, когда, слагая съ себя званіе судьи, вызывалъ всѣхъ, чтобы сказали, не обидѣлъ ли онъ кого нибудь: то всѣ благословили за него Господа. — Вотъ примѣръ, какъ можно быть судьею пріятнымъ для Господа и людей!

«Я женился и потому не могу придти», говорилъ третій званный на вечерю, и не сочелъ нужнымъ даже попросить извиненія. Такова молодость вѣтренная!

«Молодость, говорятъ, любитъ повеселиться; зачѣмъ отказывать ей въ томъ? Она успѣетъ помолиться. Мы — люди свѣтскіе, говорятъ другіе подъ стать молодости; насъ свѣтъ осудилъ бы, если бы пошли мы въ храмъ; нельзя идти противъ общаго мнѣнія».

Если молодость — легкомысленна: это не значитъ, что она права. Но если и зрѣлость мужеская идетъ вслѣдъ за молодымъ легкомысліемъ: это — жалко.

Христіане стыдятся быть христіанами? Можно ли ожидать сего? Или понимаютъ ли, чего стыдятся? Обыкновенно стыдятся нечистаго, низкаго, презрѣннаго. Итакъ понимаютъ ли, что стыдясь быть благочестивыми, показываютъ тѣмъ, что признаютъ благочестіе христіанское за низость, за предметъ презрѣнія? Какое страшное нечестіе въ христіанинѣ противъ христіанства! Стыдятся поклонятся Творцу неба и земли? Стыдятся съ ликами ангеловъ славословить Бога, съ херувимами благоговѣйно стоять предъ страшными тайнами Христовыми? Стыдятся быть въ собраніи послѣдователей Христовыхъ и въ общеніи съ небожителями? Стыдятся ограждать себя крестомъ Господа Іисуса, тѣмъ крестомъ, который составляетъ силу и славу христіанъ? Стыдятся поведенія христіанскаго, безъ котораго жизнь на землѣ — мракъ и гніеніе, а по смерти — мука? Что же послѣ того остается для нихъ почетно и достойно уваженія? Уже-ли жизнь распутства языческаго? О! люди, любящіе считать себя образованными! Не хотите ли вы любить и хвалить жизнь безсловесной дикости, когда стыдитесь жизни разумной?

«Насъ осудятъ за набожность», говорятъ. Кто осудитъ? Если евангеліе Христово тебя одобряетъ: то никто изъ тѣхъ, у кого умъ и сердце на мѣстѣ, не осудитъ тебя; напротивъ радоваться будутъ предъ Господомъ за твою жизнь, достойную человѣка и христіанина. Кто-жъ тебя осудитъ? Если осудятъ поклонники суеты, люди, которыхъ жизнь — оскорбленіе здравому смыслу и безчестіе имени человѣка: ужели ты можешь по совѣсти дорожить судомъ ихъ? Осмотрись, чего не осуждаютъ эти люди? Когда вѣтренность проводитъ ночь за картами и проигрываетъ послѣднее достояніе жены и дѣтей: они не осуждаютъ. Они не осуждаютъ и въ себѣ ни мотовства, ни глупаго тщеславія. И жизнь нетрезвая и жизнь нечистая и жизнь обмановъ и плутовства много, много, если вызоветъ на ихъ уста улыбку; но никакъ не презрѣніе, никакъ не отвращеніе, никакъ не скорбь глубокую, напротивъ они сами дѣлятъ эту жизнь. И ты можешь по совѣсти дорожить судомъ такихъ людей? И ты можешь считать себя христіаниномъ, дорожа судомъ подобныхъ людей? О! вспомни грозный приговоръ Господа: иже аще постыдится Мене и моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ: и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со ангелы святыми (Марк. 8, 38). Нѣтъ сомнѣнія, люди, дышащіе міромъ, сочтутъ въ тебѣ за преступленіе и то, что ты будешь жить не по ихъ правиламъ, не по правиламъ міра грѣшнаго, а по правиламъ Христовымъ. Имъ будетъ очень не по сердцу, что твои поступки не будутъ походить на ихъ поступки; твоя жизнь безъ словъ будетъ обличать ихъ безпорядочную жизнь и будетъ служить укоромъ для совѣсти ихъ. Но ужели любовь людей, кто бы они ни были, должна быть для тебя дороже благоволенія Божія? Ужели ты захочешь пренебрегать волею Божіею, заповѣдями Христовыми, чтобы только не терпѣть непріятностей отъ людей, хотя бы близкихъ къ твоему сердцу? Кого тебѣ надобно слушаться болѣе — людей, или Бога?

«Все же, говоришь ты, лучше жить такъ, какъ живутъ многіе. — Зачѣмъ идти на перекоръ всѣхъ»? Если дорого тебѣ вѣчное спасеніе твое: то, какъ ни больно, а надобно идти на перекоръ міру легкомысленному. Путь, по которому идутъ толпы міролюбцецъ, ведетъ въ адъ; а путь къ царствію небесному — путь узкій и по немъ идутъ не многіе. Это сказалъ намъ самъ Господь, Котораго каждое слово — ей и аминь. Много званныхъ, а мало избранныхъ, говорилъ Онъ и въ заключеніе притчи своей о званныхъ. Надобно слѣдовать примѣру не многихъ, а святыхъ. Когда люди благочестивые не уклонялись отъ общенія съ міромъ грѣшнымъ? Ной отдѣлился отъ нечестивыхъ современниковъ. Авраамъ оставилъ отечественную землю и во всю остальную жизнь былъ странникомъ. Лотъ убѣжалъ изъ Содома. Скажутъ: нынѣ — времена христіанства? Но духъ міра и нынѣ — тотъ же, что былъ при Авраамѣ и Лотѣ; онъ измѣнилъ только кое-что въ одеждѣ своей. Нынѣ нѣтъ поклоненія идоламъ: но — похоть очесъ, похоть плоти и гордость житейская, создавшія и умножавшія идоловъ, завѣдываютъ міромъ по прежнему. О! оставь многихъ. Что тебѣ за дѣло до нихъ? Многіе не спасутъ тебя отъ суда за твою жизнь. Каждый самъ за себя будетъ отвѣчать тамъ. Благодари Господа, если Онъ помогаетъ тебѣ исправлять больную твою душу. Если многіе живутъ худо: адъ просторенъ. Бойся, чтобы не попасть и тебѣ туда.

«Жена, говорятъ, молодая; какъ отказать ей и себѣ въ удовольствіяхъ»?

Ахъ! любовь супруговъ — дѣло святое: но выше всего — любовь къ Господу. Безсмертная душа создана не для жены, а для Господа. Не жена, а Господь — все для насъ — и Творецъ и Промыслитель и Спаситель и Судія. Прежде всего и больше всего должны мы любить Господа. Кто всѣмъ сердцемъ любитъ что либо кромѣ Бога: тотъ тяжко грѣшитъ, тотъ отвѣчать будетъ за то страданіями вѣчности. Иному быть нельзя.

Нынѣ считаютъ за правило распалять плотскую любовь романами; легкія книги — пріятныя книги, говорятъ.

Пагубное легкомысліе! Не понимаютъ, что плотская любовь — открытый врагъ любви къ Господу: не понимаютъ, что эта любовь, такъ дѣятельно питаемая и разжигаемая — врагъ и здоровья души нашей и связи супружеской и общественнаго блага; не понимаютъ, что пріятное для нихъ питье — ядъ.

Молодость говоритъ: «придетъ старость, — успѣю помолиться. — Молодость любитъ веселиться. Зачѣмъ ей въ томъ отказывать»?

О! юность! — юность! понимаешь ли ты, чего ты хочетъ? Ты хочешь принесть Богу только изможденную лѣтами и страстями старость? Ты хочешь душу чистую, живую, непорочную отдать грѣху, а душею измаранною въ грязи жизни, охладѣвшею, обезсиленною думаешь жертвовать Богу? Тѣло непорочное и съ силами юными, по твоему, — должно принадлежать грѣху, а дряхлое и болѣзненное, совсѣмъ не способное къ трудамъ — часть Божія? Умно ли ты разсуждаешь?

Кто тебѣ сказалъ, что законъ Божій писанъ только для стариковъ? Кто тебѣ сказалъ, что жить духомъ, а не плотію, человѣчески, а не скотски, — прилично только старости? Чего ты желаешь? Ты хочешь отдаться на волю страстямъ? Что съ тобою будетъ? И тѣлесный организмъ твой разстроится и душею ты ни къ чему не будешь способенъ. Что вносятъ въ семьи и общество юноши своевольные, увлекаемые страстями? Неповиновеніе, дерзости, оскорбленія, неисправность во всемъ, нетерпимое разстройство всякаго порядка? Что они для церкви? Дѣти почти погибшія, для которыхъ потеряны труды ея безъ пользы; о нихъ плачетъ она, плачутъ ангелы. Напротивъ отечество увидитъ въ тебѣ слугу полезнаго, семья — отраду и честь, ты самъ — покой и довольство, небо — милый ему духъ чистый, когда съ юности ты будешь воспитывать въ себѣ благочестіе.

И какъ легко учиться благочестію въ твоемъ возрастѣ! Воля твоя — гибка; долго ли дать ей направленіе ко всему благородному и высокому? Сердце твое — нѣжно, какъ воскъ; на немъ безъ усилія напечатлѣются наставленія страха Божія. Душа — живая, неиспорченная правилами свѣта; — какъ она воспріимчива для прекрасныхъ правилъ и истинъ св. вѣры!

«Успѣю, будетъ еще время», говоришь ты. О! нѣтъ, не будетъ того прекраснаго времени, которое теперь въ твоемъ распоряженіи. Тяжело подъ старость учиться благочестію. Грѣшныя расположенія не проходятъ, а растутъ съ годами; худыя привычки застарѣваютъ въ душѣ; страсти, воспитанныя въ юности, срастаются съ сердцемъ. Грѣхъ — горный потокъ, который чѣмъ далѣе бѣжитъ, тѣмъ болѣе увеличивается. Благо юношѣ, аще возметъ яремъ въ юности его. Да и кто тебя увѣрилъ, что доживешь ты до старости, чтобы каяться въ грѣхахъ молодости? Слово Божіе учитъ насъ, да опытъ тоже говоритъ: страхъ Господень прилагаетъ дни, лѣта же нечестивыхъ умалятся (Прем. 10, 27).

Господь благодатію да утвердитъ въ сердцахъ нашихъ искреннюю рѣшимость жить свято, до гроба. Аминь.

1857 г. Харьковъ.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 372-378.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0