Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на дни воскресные.

Бесѣда въ недѣлю 27-ю.
(Лук. 13, 10-17).

Въ нынѣ чтенномъ евангеліи представляется намъ исцѣленіе одной несчастной женщины. Исцѣленіе замѣчательное по болѣзни и по дѣйствію исцѣленія и особенно по послѣдствіямъ исцѣленія.

Бѣ же уча во единомъ отъ сонмищъ въ субботу. И се жена бѣ имущи духъ недуженъ лѣтъ осмнадесять, и бѣ слука и не могущи восклонитися отнюдь (ст. 10-11).

Какое жалкое состояніе бѣдной больной! Она была слука — скорчена и никакъ не могла подняться, чтобы стоять прямо. Потому не могла ни прямо ходить, ни свободно лежать; не могла видѣть въ лице никого изъ проходящихъ, пригнутая къ землѣ. Сколько насмѣшекъ легкомыслія должна была она переносить за свое положеніе! Сколько другихъ непріятностей! И цѣлыя 18 лѣтъ оставалась она въ такомъ положеніи. Конечно не было безъ того, чтобы не пыталась она помочь себѣ средствами врачебными. Но положеніе ея не измѣнялось. Болѣзнь ея была особеннаго рода, которой не облегчаютъ человѣческія лѣкарства. Она была «одержима недугомъ отъ духа», говоритъ евангелистъ. Ея «связалъ сатана», свидѣтельствуетъ Господь (ст. 17). За что же это такъ? Не въ наказаніе ли за грѣхи? Но Спаситель, исцѣляя ее, не сказалъ: «отпущаются тебѣ грѣхи» какъ говорилъ Онъ при исцѣленіи страдавшихъ отъ грѣховъ; Онъ сказалъ только: ты свободна отъ недуга твоего. Онъ даже называетъ ее дщерію Авраама и конечно не по одному плотскому происхожденію отъ Авраама, а по качествамъ души ея. Самые тѣ, которые не мирно смотрѣли на ея исцѣленіе, не сказали ничего не выгоднаго о ея жизни; а эти праведники не преминули бы выставить на показъ всѣмъ пятна ея жизни, если бы онѣ были. — Не оставьте безъ вниманія и того, слушатели, что Спаситель нашелъ ее въ синагогѣ слушающею субботнее богослуженіе. Значитъ, при всемъ страдальческомъ состояніи, она усердно посвящала день субботній молитвѣ и слушанію слова Божія. Такъ, нѣтъ сомнѣнія, что эта больная тѣломъ не была больна какою либо душевною страстію, и слѣд. болѣзнь ея не была казнію за грѣхи. И однако она была связана сатаною цѣлыя 18 лѣтъ! Какъ объяснить положеніе ея? Положеніе ея — положеще Іова. За грѣхи ли Іова Господь дозволилъ сатанѣ поразить Іова и страшною болѣзнію и рядомъ разныхъ бѣдъ? Нѣтъ, и сатана не смѣлъ указать въ Іовѣ какіе либо тяжкіе грѣхи. Онъ только говорилъ, будто Іовъ благочестивъ оттого, что счастливъ; пусть, говорилъ онъ, позволено будетъ испытать его несчастіями, — тогда увидятъ, будетъ ли онъ благословлять Бога? И Господь дозволилъ испытать раба своего къ его славѣ. Таково же было положеніе жены, страдавшей отъ духа. Тяжкая болѣзнь послана ей только для испытанія любви ея къ Богу, для того, чтобы скорбями усовершилась душа ея, возрасла и укрѣпилась въ добродѣтеляхъ. И она терпѣливо несла испытаніе цѣлыя 18 лѣтъ. Блаженная дщерь Авраамова! Слушатели мои! намъ нерѣдко случается видѣть больныхъ разнаго рода, какъ и другихъ несчастныхъ. — Остережемся произносить укорительный судъ надъ ихъ жизнію. Быть можетъ непріятный на видъ страдалецъ, мимо котораго мы проходимъ съ презрѣніемъ, есть избранный любимецъ неба и тайно за насъ молится. — Ни въ какомъ случаѣ не ошибемся мы въ отношеніи къ несчастнымъ только тогда, когда съ смиреніемъ въ сердцѣ и съ участіемъ любви искренней будемъ смотрѣть на несчастныхъ.

Видѣвъ же ю (больную), Іисусъ пригласи и рече ей: жено, отпущена еси отъ недуга твоего. И возложи на ню руцѣ: абіе простреся (ст. 12-13).

Сколько любви въ Спасителѣ нашемъ! Едва увидѣлъ Онъ страждущую, какъ первый взглядъ Его на нее былъ взглядъ любви сострадателъной; Онъ сказалъ, чтобы больная подошла къ небесному врачу. «Бѣдная жена! говоритъ Онъ ей, ты освобождаешься отъ недуга твоего». Какая величественная простота въ дѣйствіи Всемощнаго! Это слова Слова Творческаго. «И возложилъ на нее руки. И она тотчасъ выпрямилась». Для чего, думаете, нужно было возложеніе рукъ на больную? Что оно значило? Слово Сына Божія само по себѣ — слово могущественное. Но для того, чтобы мирно перешло дѣйствіе Его на больную, надобно было принять это дѣйствіе тихою вѣрой болящей; а дѣйствіе слова для кроткой души было грозно и принятіе его затруднялось трепетомъ души. Потому-то Господь присоединяетъ къ дѣйствію силы дѣйствіе любви Своей — возлагаетъ руки на больную. Тогда-то, а не вслѣдъ за словомъ Всемощнаго, выпрямилась страждущая. Любовь вѣчная и начинаетъ и оканчиваетъ свое дѣло любовію.

И славляше Бога. Отвѣщавъ же старѣйшина собору, негодуя, зане въ субботу исцѣли ю Іисусъ, глаголаше народу: шестъ дній есть, въ няже достоитъ дѣлати: въ тыя убо приходяще цѣлитеся, а не въ день субботній (ст. 13-14).

Вотъ одно и тоже дѣло Спасителя — исцѣленіе больной одною душею принимается съ благоговѣйною признательностію, а начальникомъ синагоги — съ негодованіемъ. — Странныя сердца человѣческія!

И славляше Бога исцѣленная жена. И какъ было не славить Бога? Дѣло, совершившееся надъ нею, было дѣло Божіе. Та, которая 18 лѣтъ страдала болѣзнію неизлѣчимою, исцѣлена однимъ словомъ: не дѣло ли это Всесильнаго? Не посѣщеніе ли благости небесной? Кто-бы не упрекнулъ исцѣленную, если бы осталась она не признательною къ неожиданному благодѣянію Божію? Исцѣленная была благодарна, она славила Господа вслухъ всѣхъ. Она славила Спасителя своего и въ синагогѣ, хотя знала, какъ синагога непріязненна къ Іисусу. Такова искренняя благодарность!

Но старѣйшина синагоги — въ сильномъ негодованіи. Онъ, какъ показываетъ, оскорбленъ тѣмъ, что больная исцѣлена въ субботу. Нарушенъ покой субботы! И гдѣ же! Въ синагогѣ, гдѣ онъ начальникъ, въ синагогѣ — предъ его глазами! Можно ли ему стерпѣть это? Онъ обращается съ наставленіемъ къ народу. Но почему не обращается онъ съ обличеніемъ къ Іисусу? Если покой субботы нарушенъ исцѣленіемъ: то нарушилъ его Врачъ; съ Нимъ и имѣй дѣло. — Совѣсть прямая, совѣсть чистая, говоритъ о винѣ прямо самому виновному. А начальникъ синагоги говоритъ объ ошибкѣ Іисуса въ чужія уши. Видно, ревнитель правды чувствовалъ, что совѣсть его не чиста. И смотрите, какъ странно наставленіе его народу. Онъ повторяетъ слова закона о субботѣ вѣрно (Исх. 20, 3. 10). Но какъ прилагаетъ ихъ къ своему дѣлу! Въ тыя дни, говоритъ, приходяще цѣлитеся, а не въ субботу. Что это значитъ? Больные должны оставаться дома въ субботу? Они не должны быть въ синагогѣ для слушанія закона? За что такая немилость къ больнымъ? Въ тыя дни приходяще цѣлитеся. Но развѣ отъ воли больнаго зависитъ быть исцѣленнымъ во второй или четвертый день недѣли? И если больной исцѣлился въ субботу: по заповѣди учителя синагоги онъ долженъ говорить: нѣтъ, я еще не исцѣленъ, только завтра могу я славить Бога. Нельзя не сказать, что іудейскій учитель говоритъ безсмыслицу. Жалко!

Отвѣща ему Господь и рече: лицемѣре, кождо васъ въ субботу не отрѣшаетъ ли своего вола или осла отъ яслій и шедъ напаяетъ? Сію же дщерь Авраамову, юже связа сатана се осмоенадесяте лѣто, не достояше ли разрѣшитися ей отъ юзы сея въ денъ субботній? (ст. 15-16).

Спаситель обличаетъ защитника покоя субботняго его собственными поступками. Если, говоритъ, законъ о субботѣ не мѣшаетъ вамъ оказывать состраданіе скоту, дозволяетъ поить въ субботу осла или вола, когда тѣ томятся жаждою: не слѣдовало ли оказать состраданіе больной женщинѣ, которую 18 лѣтъ мучитъ сатана? Замѣтьте, слушатели, что Спасителю никто не говорилъ, какъ давно страдаетъ больная; а Онъ говоритъ о томъ съ такою опредѣленностію: «вотъ осмнадцать лѣтъ тому, какъ связалъ ее сатана». Онъ знаетъ и необыкновенное происхожденіе ея болѣзни — «ее связалъ сатана». Такъ народъ, вслухъ котораго говорено было обличеніе ревнителямъ закона, долженъ былъ признать въ Іисусѣ и великаго чудотворца и дивнаго прозорливца, отъ котораго не сокрыто прошедшее и предъ которымъ открытъ міръ духовъ.

И сія ему глаголющу, стыдяхуся вси противляющіеся Ему: и вси людіи радовахуся о всѣхъ славныхъ, бывающихъ отъ Него (ст. 17).

А народъ — люди простые сердцемъ и искренніе въ благочестіи принимали ученіе Спасителя открытымъ сердцемъ и радовались торжеству Его: Самые враги Іисуса стыдились своей неправды, чувчствуя непреодолимую силу словъ Его: но надолго ди?

Обратимся еще разъ къ начальнику синагоги. Лицемѣре! говоритъ ему Іисусъ. За что такое названіе? Онъ ревновалъ о законѣ, о славѣ Божіей. Пусть онъ ошибался, неправильно понималъ законъ о субботѣ. Но за ошибку смысла довольно было сказать ему: ты, другъ, ошибаешься. За что же онъ лицемѣръ? Видите, слушатели, Господь сердцевѣдецъ. Ему видно было, чтó происходило въ душѣ начальника синагоги? Тамъ скрывалось зло, какъ и у людей подобныхъ ему. Начальникъ синагоги досадовалъ не за субботу, а за себя; ему горько было, что за величіемъ Іисуса, не видно было имя его — учителя іудейскаго; подъ ревностію его о законѣ скрывалась зависть къ славѣ назорейскаго Учителя. Какъ нерѣдко бываетъ тоже и между нами! Какъ и начальникъ синагоги, иной выходитъ изъ себя, указывая на ошибки другаго. Какъ, говоритъ, терпѣть подобныя дѣла? Это — вопіющая несправедливость! Это — соблазнъ! И иные, слушая, думаютъ: какой благородный человѣкъ! какъ онъ смѣло защищаетъ правду! Но — на дѣлѣ нашъ защитникъ честности стоитъ не за честность, а за себя; онъ хлопочетъ о своемъ имени. Бѣдный, онъ и самъ не видитъ, что у него въ душѣ; а если подчасъ и замѣтитъ, закрываетъ глаза, чтобы открыть ихъ на пріятное для самолюбія. О! Зачѣмъ оскверняютъ правду нечестіемъ сердца? Зачѣмъ неволятъ душу, заставляя ее служить грѣху подъ личиною добра? Какъ портятъ, какъ губятъ тѣмъ душу! Могутъ дойти до того, что она совсѣмъ потеряетъ вкусъ къ правдѣ и станетъ принимать за правду только то, что угодно той или другой страсти. Зависть — самое тонкое и самое тревожное самолюбіе. Сколько разливаетъ она яда вокругъ себя! Сколько погибели строитъ другимъ! Не понимая себя, не понимая тайныхъ движеній своей души грѣшной, преслѣдуютъ дарованія полезныя для общества, чернятъ поступки благородныхъ сердецъ, гонятъ невиннаго, и иногда до того, что тотъ, истомленный душею, ложится въ могилу. Не понимаютъ, что въ ихъ мнимой ревности брань съ добромъ и истиною, и слѣд. брань съ Богомъ, источникомъ истины и добра. — Ты, который такъ негодуешь на неправды другихъ, осмотрись, не больше ли ты стóишь негодованія другихъ? Осмотрись: не долженъ ли ты сказать о себѣ: лицемѣре! Названіе — непріятное, но повѣрь, оно полезное лѣкарство больной душѣ твоей; принимай его чаще, повторяй себѣ о себѣ: лицемѣре! Тогда не будешь ты увлекаться тщеславіемъ и завистію, чтобы оскорблять невинность. Тогда и при встрѣчѣ съ дѣйствительными ошибками другаго, ты или покроешь ихъ молчаніемъ снисходительнымъ, или скажешь нѣсколько словъ нужныхъ съ любовію кроткою, съ участіемъ осмотрительнымъ. Тогда не только не станешь стоять за себя при защитѣ правды, но для правды охотно потерпишь непріятное.

Господи! охраняй сердца наши отъ завистливаго самолюбія. Пусть какъ струны стройной псалтыри поютъ онѣ хвалу дивнымъ дѣламъ Твоимъ. Аминь.

1856 г. Харьковъ.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 368-372.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0