Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Ф

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.)
Слова и бесѣды на дни воскресные.

Слово въ недѣлю первуюнадесять по Пятдесятницѣ.

Вся сія сказахъ вамъ, яко тако труждающимся подобаетъ заступати немощныя (Дѣян. 20, 35).

Такъ говорилъ апостолъ Павелъ ефесскимъ христіанамъ!

Если же апостолъ считалъ нужнымъ напомнить христіанамъ своего времени о долгѣ помогать немощнымъ: удивитесь ли, слушатели мои, что хочу напомнить вамъ о той же обязаности? Если бы и могли вы доказать дѣлами, что хорошо помните и выполняете эту обязанность: и тогда служитель слова, изъявивъ радость о вѣрности вашей долгу, пожелалъ бы вамъ болѣе совершенствоваться въ любви къ немощнымъ. Но что, если множество сиротъ, скитающихся безъ крова по улицамъ богатаго города, множество бѣдняковъ, не знающихъ, гдѣ приклонить голову и чѣмъ прикрыть наготу, безъ словъ говоритъ о нуждѣ въ напоминаніи о долгѣ къ бѣдствующимъ?

Не люди придумали законъ: «люби ближняго, какъ себя самаго». Этотъ законъ начертанъ въ сердцѣ нашемъ, куда не касается рука человѣческая; онъ данъ намъ Тѣмъ, Кто далъ и мнѣ и тебѣ одну душу, одно тѣло, съ однѣми и тѣми же потребностями, такъ что любя тебя люблю себя. Понятно, что этимъ закономъ обязаны мы любить не только близкихъ къ намъ, по родству или племени, къ которымъ влечетъ насъ сродство крови, не только близкихъ къ намъ, по состоянію одинаковому или высшему, которое располагаетъ насъ къ взаимному сближенію, но мы обязаны любить и тѣхъ, которыхъ унизила предъ нами нищета или болѣзнь. Они также люди подобные намъ, съ тѣмъ же образомъ Божіимъ, съ тѣми же способностями и потребностями. Они также дѣти одного и того же Отца небеснаго. Они также назначены къ одной и той же высокой цѣли. Если же должны мы любить ихъ, какъ самихъ себя то что это значитъ? Это значитъ, что мы должны жертвовать для нихъ всѣмъ, чѣмъ жертвуемъ для себя. А чѣмъ мы не жертвуемъ для себя? Значитъ, этихъ одѣтыхъ въ рубища, страдающихъ отъ холода и зноя, мы такъ же должны защищать отъ стихій, какъ защищаемъ себя; этихъ сиротъ безпріютныхъ, скитающихся безъ надзора, безъ воспитанія, безъ пріюта, должны мы пріютить, напитать, образовать, какъ своихъ дѣтей; этихъ больныхъ и дряхлыхъ также должны призрѣть какъ желаемъ, чтобы насъ призрѣли въ болѣзни и старости. Легко ли намъ просить помощи у другихъ? Поймемъ же, какъ тяжело состояніе матери сиротъ голодныхъ и нагихъ, которой стыдъ запечатлѣлъ уста, чтобы молить богатую гордость о помощи. Поймемъ, что въ лицѣ страждущаго бѣдняка страдаетъ собственная наша природа, которой страданій не чувствуемъ мы только потому, что не хотимъ понять.

Христіане! почему узнать насъ, что мы христіане? О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, говоритъ Спаситель (Іоан. 13, 35). Любовь составляетъ отличительный, существенный признакъ христіанина, любовь составляетъ душу христіанскаго общества. Потому-то, въ самое худшее время христіанства, предъ кончиною міра, за умноженіе беззаконій изсякнетъ любы многихъ. И обыкновенныя общества, управляемыя земными властями, по тѣснымъ связямъ, соединяющимъ членовъ ихъ единствомъ земныхъ цѣлей называются единымъ тѣломъ. Общество христіанъ по преимуществу есть тѣло единое и стройное; оно управляется единою Главою — Христомъ Господомъ, къ одной и той же неземной цѣли — къ вѣчному спасенію, въ духѣ одного и того же закона — безкорыстной любви. Вы тѣло Христово, говоритъ апостолъ, а по частямъ вы члены (1 Кор. 12, 27). Если же мы члены единаго тѣла, если любовь должна такъ крѣпко связывать насъ между собою: то мѣсто ли между нами равнодушію къ бѣднымъ изъ насъ? Мѣсто ли тому, чтобы имущіе владѣли всѣмъ только для себя, и оставляли неимущихъ на произволъ нищеты? Когда одинъ какой либо членъ страдаетъ въ тѣлѣ нашемъ: то и другіе чувствуютъ боль, тяжесть, ослабленіе. А когда иго бѣдности и несчастій давитъ ближнихъ нашихъ: мы — члены единаго тѣла — остаемся равнодушными къ страданію сочленовъ нашихъ? Члены ли мы живые?

Глава наша есть Христосъ, Которому, естественно, должны мы повиноваться во всемъ. А чѣмъ ознаменована вся земная жизнь Господа нашего? Дѣлами милосердія, дѣлами благотворительности бѣднымъ, больнымъ, разслабленнымъ, скорченнымъ недугами. Что значитъ самое нисшествіе Сына Божія на землю? Опять любовь къ страждущимъ: Сынъ Божій принялъ на себя образъ раба, дабы совершить спасеніе разстроеннаго грѣхомъ человѣчество. Посему-то такъ часты, такъ настоятельны были убѣжденія Его къ подвигамъ милосердія. Блаженни милостивіи, говорить Онъ, яко тіи помиловани будутъ (Матѳ. 5, 7). Онъ училъ, что нищіе — братія Его (Матѳ. 25, 40); что чѣмъ меньше надеждъ для насъ на уплату за услуги наши другому, тѣмъ лучше для насъ: егда твориши пиръ, зови нищыя, маломощныя, хромыя, слѣпыя: и блаженъ будеши, яко не имутъ ти что воздати: воздастъ же ти ся въ воскрешеніе праведныхъ (Лук. 14, 13-14). Замѣтимъ, братія, что Господь нашъ, требуя отъ богатаго, повидимому, самой безкорыстной любви къ бѣднымъ, не оставляетъ его безъ надеждъ на плату. Да, тѣ, которые, повидимому, ничего не имѣютъ, кромѣ слезъ и нищеты, много имѣютъ, чѣмъ въ состояніи подѣлиться съ богачемъ. Въ тѣлѣ Христовомъ иному быть не должно; здѣсь нѣтъ ничего безполезнаго. Молитвы благодарной бѣдности — цѣннѣе золота; онѣ низводятъ благословеніе Божіе на благотворительную любовь; онѣ обогащаютъ ее дарами безсмертнаго воздаянія.

Христіане! намъ извѣстно, что дѣлаетъ врачъ съ безполезнымъ, гнилымъ членомъ тѣла. Онъ отсѣкаетъ его. На жестокосердыхъ христіанъ инаго суда быть не можетъ. Что значитъ въ составѣ тѣла Христова христіанинъ безчувственный къ страданіямъ братій? Что значитъ христіанинъ, непризнательный къ благодѣтельной любви? Онъ не только безполезный членъ, но и вредный, — безполезный, потому что не оказываетъ пособія другимъ, — вредный, потому что, не оказывая помощи сочленамъ, онъ умножаетъ страданія всего тѣла, составляетъ тяжесть для него своимъ бездѣйствіемъ. Кто щадитъ жизнь свою только для наслажденія жизнію, тотъ потеряетъ все; таковъ судъ Господа. Иже аще хощетъ душу свою спасти, погубитъ ю (Марк. 8, 35). Не дивитесь же, что христіанское общество безъ христіанской взаимной любви страдаетъ и во времени разнымъ разстройствомъ. Это — судъ Божій временный — предвѣстникъ страшнаго суда вѣчности надъ корыстію. Идите отъ Мене проклятіи въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти. Возжадахся, и не напоисте Мене: такъ скажетъ Судія грозный сынамъ корысти на послѣднемъ судѣ (Матѳ. 25, 41-42).

Русь святая! Русь благословенная! за что ты такъ благословлена Отцомъ небеснымъ? Тогда какъ на западѣ все страшно волнуется, ты стоишь спокойно, какъ мощный исполинъ. Отчего это? Оттого, что любовь святая, любовь безкорыстная, была и остается началомъ жизни твоего народа; оттого, что дѣти твои считаютъ милостію Божіею посѣщеніе бѣднаго и странника: «милости просимъ», говорятъ они страннику; — а твои бѣдные молилися и молятся за благотворительную любовь твою. О! да сохранитъ въ тебѣ Отецъ небесный святое наслѣдіе отцовъ!

Пусть по незнанію ли, или по гордости, богатые не считаютъ себя въ связи съ бѣдными. Но и языческая совѣсть согласится, что всѣ мы живемъ не иначе, какъ милостію Отца небеснаго, и Онъ каждую минуту дѣлаетъ для насъ болѣе благодѣяній, чѣмъ мы можемъ оказать для другихъ во всю жизнь. Посему, и одна признательность къ благодѣяніямъ Божіимъ обязываетъ богатаго заботиться о бѣдномъ. Кто далъ богачу богатство, которымъ владѣетъ онъ? Труды богача? Если бы и подлинно трудился онъ для пріобрѣтенія богатства столько, сколько стоитъ богатство его: и тогда кто далъ ему силы для труда? Нѣтъ! Отъ Него единаго богатство и слава, въ Его рукѣ крѣпость и милость возвеличити и укрѣпити вся (1 Пар. 29, 12). И такъ, богатство богача — не его собственность, а даръ Божій. Богачу остается смиренно и искренно благодарить благодѣющаго Отца небеснаго, и изливать благодарность въ дѣлахъ блатворительности бѣднымъ. Вотъ жертва, которую можетъ онъ приносить, и которой ожидаетъ отъ него Господь! Благотворенія и общенія не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Богъ (Евр. 13, 16). Если богатство богача даръ Божій: то этотъ даръ данъ, безъ сомнѣнія, съ цѣлію и съ цѣлію, достойною премудраго и святаго Дателя. Для чего же данъ даръ богачу? Для того ли, чтобы богачъ удовлетворялъ своимъ прихотямъ и тѣснилъ слабаго? Но для кого же приготовленъ и адъ съ его муками если не для любодѣевъ и плотоугодниковъ, если не для притѣснителей, слабой бѣдности? Для того ли, чтобы богачъ жилъ безпечно въ праздномъ покоѣ, для себя одного? Но ни одна пылинка въ мірѣ не существуетъ для себя одной, безъ движенія полезнаго для другихъ. Или — съ тѣмъ богачъ надѣленъ богатствомъ, чтобы только передать богатое наслѣдство дѣтямъ и роднымъ? Но если назначеніе богатыхъ родителей ограничивается только тѣмъ, чтобы готовить дѣтямъ и роднымъ сокровища, истлѣваемыя тлею и похищаемыя татями, а не касается потребностей нравственныхъ, не входитъ въ область духа: тогда какое же назначеніе самаго богатства? Назначеніе безполезной ветхости, которую должны перекладывать изъ рукъ въ руки отецъ сыну и сынъ внуку, бережно и осторожно, отнюдь, не смѣя дѣлать изъ нея какое либо употребленіе. Цѣль слишкомъ пустая, чтобы не сказать больше. Итакъ, что-жъ? На что дано богатство? На то, чтобы дѣлами благотворительности богачъ пріобрѣталъ себѣ спасеніе вѣчное. Сотворите себѣ други отъ мамоны неправды, да, егда оскудѣете, пріимутъ вы въ вѣчныя кровы (Лук. 16, 9). Высокій образецъ предложенъ богатому — милосердіе Отца небеснаго. Будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть (Лук. 6, 36). Какъ же много надобно трудиться богатому при употребленіи богатства, чтобы приблизиться къ высокому образцу!

Но если богатство дано богачу не для богача, а для бѣднаго: то значитъ ли, что бѣдный, живя праздно, имѣетъ право требовать себѣ часть изъ имѣній богатаго? Совсѣмъ не значитъ. Богатство дано богачу, а не бѣдному. Пусть и богатый не болѣе, какъ распорядитель чуждаго дара: но для распоряженій даръ данъ ему, а не бѣдному. Пока не дадутъ бѣдняку богатства, онъ, если бы взялъ его, то съ какимъ именемъ, по какому праву, взялъ бы его? Съ именемъ хищника, по праву грабителя, отнимающаго данное другому. Гдѣ мѣсто хищнику, какъ не въ адѣ? Богатый дастъ отчетъ въ богатствѣ, и отчетъ строгій. Но бѣдный не будетъ отвѣчать за богатаго въ употребленіи богатства. Пусть онъ готовитъ свой отчетъ. Съ него потребуютъ отвѣта, какъ переносилъ онъ бѣдность. Праздному богачу мѣсто въ адѣ: но тамъ же мѣсто и праздному бѣдняку.

Все сія сказахъ вамъ, яко тако подобаетъ труждающимся заступати немощныя. Аминь.

1847 г.

Источникъ: Слова, бесѣды и рѣчи Филарета (Гумилевскаго), архіепископа Черниговскаго и Нѣжинскаго. Въ 4-хъ частяхъ. — Изданіе третье. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 306-310.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0